Математика – это сила!

Разделы: Внеклассная работа


Ход математического вечера

Учитель: Ребята, подошла к концу декада Математики! В каждом классе прошли математические игры, вы участвовали в выпуске сборника задач «Математика – это сила», решали занимательные головоломки, разгадывали математические кроссворды.

А сегодня у нас заключительное мероприятие – математический вечер «Математика – это сила». Ведут его Михайлов Алексей и Хэкало Александра.

Ведущий 1:

Ах, эта математика – наука очень строгая.
Учебник математики всегда берешь с тревогою.
Там функции, и графики, и уравнений тьма,
А модуль может запросто свести тебя с ума.
И правила, и формулы, все так легко забыть,
Но все ж без математики нам невозможно жить.
Любите математику и вы поймете вдруг,
Что, правда: «Математика – Царица всех наук!»

Ведущий 2: Алеша, к нам на праздник пришли первые гости. Сейчас мы узнаем кто это.

(На сцене М.В.Ломоносов, знатные дамы и господа.)

1-ый господин: Господа, разрешите представить вам нашего гостя – Ломоносов Михаил Васильевич.

2-ой господин: Молодой человек, (обращается к Ломоносову) вы впервые у нас, расскажите о себе.

Ломоносов: Из простых мужиков я, из поморов. В Архангельской губернии родился, у холодного северного моря. Грамоте учился у дьяка, псалтырь читал. А когда учебные книги сыскал, «Грамматику» да «Арифметику», очень к учению потянулся. Пешком в Москву пришел, с рыбным обозом. Учиться хочу!

Дама: А сколько ж Вам лет? Не поздно ли учиться?

Ломоносов: Девятнадцать мне. Да учиться никогда не поздно, было бы хотение! К математике любопытство имею. Прекраснейшая это наука! На первом месте она в человеческом знании!

Дама: Да, математика – наука серьезная!

Ломоносов: Да вот вам задачу хочу предложить. Можно ли из фигуры сделать еще большую фигуру?

Дама: Как это?

Ломоносов: Кто из вас, господа, пояснение дать сможет, что такое дыра?

1-ый господин: Окружность!

2-ой господин: Бублик!

3-й господин: Ну, вообще дыра может быть любой формы. Захочу, треугольную вырежу!

Ломоносов: Вот вам карточка, вырежьте в ней самую большую дыру, какую только сможете.

3-й господин (вырезает прямоугольное отверстие): Вот Вам дыра!

Ломоносов: Маловата будет. Едва рука пролезает!

3-й господин: А вы бы хотели, чтобы и голова прошла?

Ломоносов: И голова, и все туловище!

2-ой господин: Вырезать дыру больше этой невозможно!

Ломоносов: Ошибаетесь, мой друг! Смотрите!

Дама: Но здесь же нет никакой дыры!

Ломоносов: Есть! И она необязательно должна быть круглой или прямоугольной. Она может быть и такой!

(Разворачивает цепь и одевает на себя.)

1-ый господин: Ну, что ж, молодой человек, разрешите пожелать Вам успехов, Добивайтесь своей цели, учитесь!

Ведущий 1: Интересная встреча! Саша, а ты знаешь, ведь 19 ноября 2011 года М.В.Ломоносову исполнилось 300 лет со дня рождения! Мы подготовили презентацию об этом выдающемся русском ученом, давайте посмотрим ее.

(Приложение 1)

Ведущий 2:

О математиках ученых
Все мы слышали не раз.
Предлагаю вместе вспомнить
Славные их имена.

(Приложение 2)

Ведущий 1:

Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал от бед,
Его имя ... (Архимед).

(Слайд 1)

Ведущий 2:

Этот греческий философ
Доказательства нам дал,
Воду он считал основой
И началом бытия.
Путешествуя по миру,
Он измерил пирамиды,
Но наверх он не полез,
Ведь знал подобие ... (Фалес).

(Слайд 2)

Ведущий 1:

На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему
Принес богам быка он в жертву.
Был чемпион Олимпиады,
Имел своих учеников.
Надеюсь, догадался каждый,
Что его имя ... (Пифагор).

(Слайд 3)

Ведущий 2:

Все, что раньше люди знали,
Он собрал в своих «Началах».
Было из 13 книг,
Написал их всех ... (Евклид).

(Слайд 4)

Ведущий 1:

Сей французский адвокат
Нам дал мощнейший аппарат.
И за это все его зовут алгебры отцом.
Он, служа у короля,
Деньги получал не зря:
Шифров разгадал секрет.
Это Франсуа ... (Виет).

(Слайд 5)

Ведущий 2:

Дворянин, философ, воин
Нашей памяти достоин.
До сих пор координаты
Зовут именем  ... (Декарта).

(Слайд 6)

Ведущий 1:

Очень слабым он родился,
Но в науке все ж сгодился.
Интеграл дал миру он,
Физик Исаак ... (Ньютон).

(Слайд 7)

Ведущий 2:

Это он, это он был в арифметику влюблён.
Он назвал ее царицей,
А мир воздал ему сторицей.
Ему присвоили не зря
При жизни титул короля.
Он безупречно вычислял,
Таблицы в памяти держал. (Гаусс.)

(Слайд 8)

Ведущий 1:

Математики начала по обоям изучала.
И влюбилась в ту науку.
Только вот какая штука.
Ведь в России в это время не пускали в ВУЗы женщин.
Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин,
И стать для этого фальшивою невестою,
Такой мы знаем Софью ... (Ковалевскую).

(Слайд 9)

Ведущий 2: Молодцы! Продолжаем наш праздник.

Существует старинная легенда о пользе знаний по математике. Предлагаю пуститься в путешествие во времени и перенестись в Индию к индусскому царю Шераму.

Ведущий 1: В царстве Шерама любимым занятием была игра в шахматы. Однажды Шерам после очередной победы в этой игре, решил лично наградить изобретателя шахмат, своего подданного Сета.

Царь Шерам (выигрывая у визиря): Немедленно позвать мне сюда Сету! Я хочу сам его наградить.

(Визирь вводит мудреца Сету.)

Царь Шерам: Я достаточно богат, чтобы исполнить любое твоё желание. Проси у меня всё, что ты захочешь!

(Сета молчит.)

Царь Шерам: Не робей, я – царь, я всё могу!

Сета: Велика доброта твоя, повелитель, давай попрошу я у тебя такую награду... (подходит к шахматной доске и показывает на клетки). Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно...

Царь Шерам: Одно пшеничное зерно?!! Простое зёрнышко?!

Сета: Да, о, мой повелитель! За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью клетку прикажи выдать 4 зерна, за четвёртую 8, за пятую 16 зёрен, за шестую 32 зерна...

Царь Шерам: Довольно! Ты получишь свой жалкий мешок зерна! Но ты непочтительно отвергаешь мою милость! Мог бы попросить что-нибудь существенное. Ступай, сейчас тебе вынесут твою ничтожную награду!

(Сету уводит Визирь.)

Царь Шерам: Звездочёты, ко мне! Пересчитайте ему быстро его зёрна, и пусть он убирается!

(Царь Шерам садится, рассматривает шахматные этюды. Через некоторое время...)

Царь Шерам: Ну, что вы там, посчитали?

Главный математик: Повелитель, математики твои трудятся и надеются ещё до рассвета закончить подсчёт.

Царь Шерам: До рассвета?!! Вы, что, считать разучились?! Завтра утром, чтобы Сета унёс свои зёрна! Я дважды не приказываю, велю всех вас казнить!

(Царь и визирь уходят, математики усердно трудятся.)

Автор: Утром визирь привёл главного математика.

Главный математик: С недоброй вестью я пришёл к тебе в столь ранний час, мой повелитель. Мои математики считали всю ночь. Число этих зёрен так велико...

Царь Шерам: Ну, и что? Я же не беден, я же царь! Отсчитайте ему эти зёрна и гоните его!

Главный математик: Не в твоей власти, повелитель, исполнить подобное желание, во всех амбарах твоих нет такого числа зёрен, какое потребовал Сета. Не найдётся его и во всех житницах твоего царства. Не найдётся такого числа зёрен и на всём пространстве Земли

Царь Шерам: Назови же мне это чудовищное число!

Главный математик (заглядывает в свиток, произносит, а его помощник пишет на доске, чтобы зрителям было видно это число):

Восемнадцать квинтиллионов 18.
Четыреста сорок шесть квадриллионов 446.
Семьсот сорок четыре триллиона 744.
Семьдесят три биллиона 073.
Семьсот девять миллионов 709.
Пятьсот пятьдесят одна тысяча 551.
Шестьсот пятнадцать 615.
О, повелитель! 18 446 744 073 709 551 615.

Такой амбар, куда поместили бы мы все эти зёрна, протянется на 300 миллионов километров! Это в два раза длиннее, чем расстояние от Земли до Солнца!

Царь Шерам (хватается в отчаянии и в то же время в восторге за голову): Ловко же он меня наказал! Оказывается, я не так уж богат, а Сета не так уж глуп. Позвать сюда Сету!

(Визирь вводит Сету.)

Царь Шерам: Ай да молодец, изобретатель, здорово ты придумал себе награду! Теперь я понял, что сила не в богатстве, не в оружии, а в знании! Спасибо тебе за науку!

Сета (кланяется): Я рад, мой повелитель, что ты оценил силу знания. А я готов служить тебе и мудрой математике!

Ведущий 2: Вот так математика! Скажи, Алеша, а что математики всегда только задачи решают, у них еще какие-нибудь развлечения есть?

Ведущий 1: А, как же они еще и танцуют! Приглашаем на сцену учениц 6 классов. Танец «Математическая полька».

Ведущий 2: Стихотворение Адик – математик читает ученик 6 класса.

Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не люблю решать задач,
Потому что нет удачи на проклятые задачи,
Может быть, учебник скверный, может быть, таланта нет.
Но нашел я способ верный – сразу посмотреть в ответ.
Сколько чашек, сколько ложек? Можно проще, без затей.
Я сложил часы и кошек. Перемножил на людей
Занимайтесь на здоровье, если вам не жалко сил!
Ну, зачем читать условье? Раз – прибавил, два – решил.
В общем, нехитра наука. Если посмотреть в ответ!
Только дед моложе внука оказался на пять лет.
И к Свердловску город Нальчик ближе стал, чем Камышев.

И один индийский мальчик съел 125 слонов. Стал до Марса путь недлинный – 200 метров от Земли... Два мальчишки с половиной с пол девчонкой в школу шли.

Ведущий 1: Адик – математик бойкий! Множит, делит пополам.

Интересно, сколько двоек стоит лени килограмм?

Ведущий 2: Случаются такие ситуации и у нас на уроках. А сейчас песня «Гимн математике».

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо, прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!