Реализация страноведческого подхода в образовании средствами музейной педагогики

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи, т.к. обеспечивает нетрадиционный подход к образованию, объединяет в себе методы интеллектуального и эмоционального воздействия на учеников; дает возможность продемонстрировать практическое применение изучаемого материала, что особенно важно в условиях компетентностного подхода к образованию; обеспечивает условия для самореализации каждого ученика через творческую и исследовательскую работу. Кроме того, экспозиции музея незаменимы для наглядности учебного материала.

Одним из направлений музейной педагогики является страноведение. В науке в настоящее время нет единого мнения об определении страноведения и его положении среди других наук и научных дисциплин. Все многообразие определений представлено перед вами на экране.

В нашей педагогической практике мы придерживаемся следующего определения: «Страноведение – дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации».

В образовательном процессе необходимо учитывать принципы страноведения, к которым относятся:

  1. Принцип комплексности (всестороннее изучение).
  2. Принцип генетический (происхождение и развитие)
  3. Принцип экологический (организация оптимальной среды обитания).
  4. Принцип гуманистический (от жизни и деятельности человека).

Принцип комплексности здесь означает всестороннее изучение конкретной территории.

Генетический метод, рассматривает объект в его развитии, учитывает формирование, позволяет перейти от функции описания к функции объяснения.

Экологический принцип страноведения от рационального использования ресурсов до организации оптимальной среды обитания.

Гуманистический принцип в страноведении – человек как цель:

  • показать образ жизни и вскрыть процессы воспроизводства человека (его здоровье, долголетнюю активную жизнь, духовный потенциал и т. п.);
  • охарактеризовать развитие производства как средство, которое обеспечивает определенный уровень жизни;
  • охарактеризовать природную среду как источник ресурсов и как среду трудовой деятельности и повседневного обитания человека;
  • показать, как природная среда и другие факторы влияют на развитие туризма;
  • показать, как туризм влияет на развитие страны (региона).

Эти принципы определяют значимость страноведческого подхода в педагогической практике.

В своих исследованиях страноведение использует три ключевых метода: генетический, хорологический метод (пространство), хронологический метод (время). Хронологический метод является определяющим для организации образовательного процесса в нашей школе, так как наш музей «История мировых цивилизаций» построен по хронологическому принципу, о чем мы поговорим позднее.

Остановимся на функциях страноведения, к ним относят:

1. Гносеологическую (познавательную) функцию. Страноведение имеет большое познавательное, просветительское значение. Оно вносит существенный вклад в создание географической картины мира.

2. Аксеологическую (оценочную или ценностную) функцию. Дается оценка страны или региона с наличия тех или иных ресурсов (природных, экономических, туристских и т.д.).

3. Информационную функцию. Она состоит в сборе, хранении и предоставлении сведений о стране и ее районах (географии, природе, культуре, истории и т.д.).

4. Учебную функцию для подготовки специалистов в области туризма.

5. Развивающую функцию для оптимизации деятельности организаций, занятых в туристском бизнесе.

6. Важную роль страноведение играет во внешнеэкономических связях.

7. Синтезируя (объединяя) знания, страноведение выполняет в системе географических наук интегративную роль.

В настоящее время одной из важнейших задач, решаемых в процессе модернизации школьного образования – интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционных школьных курсов. Данную задачу можно решить с помощью страноведческого подхода к образованию. Страноведческий подход – это тот метод, который должен решить проблему организации человеческого мышления в понимании того, что такое страна (П.П.Мамонтов).

В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики.

С 2006 г. в нашей школе работает музей «Истории мировых цивилизаций». Называя так наш музей, мы исходили из определения, что цивилизация- это понятие, обозначающее единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса. А культура – это то, что остается, когда все другое исчезает. Имя нашего музея АТЛАНТ определяет ориентиры нашей музейной работы: активные, талантливые, любознательные, аккуратные, находчивые, творческие.

Цель работы нашего музея: развитие ассоциативного и образного мышления для формирования целостного представления об историческом процессе. Главные задачи:

  • формирование знаний об основных этапах мировой истории в пределах конкретных территорий;
  • развитие умения анализировать исторические источники;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание интернационализма и патриотизма;
  • повышение учебной мотивации.

Основные функции музея: образовательная, воспитательная, хранительная, исследовательская.

Основным направлениями работы музея являются: деятельность, связанная с изучением истории, традиции, культуры разных стран, регионов и многонациональной России.

Структура музейных экспозиций призвана реализовывать данные задачи, функции и направления работы. Наши экспозиции можно разделить на три группы:

  1. Основной экспозиционный зал.
  2. Историческая гостиная «Ах, эти Средние века!».
  3. Экспозиция «Этих дней не смолкнет слава!».

Остановимся на способах реализации страноведческого подхода в нашей школе. Безусловно, он реализуется средствами основного образования. Так в учебный план нашего образовательного учреждения включены элективные курсы:

  1. «Российская цивилизация».
  2. «Как люди научились считать».
  3. «Из истории народов России».

Развивающие занятия:

  1. «Культура повседневности».
  2. «Их археологии Московской земли».
  3. «Историческая география».

Основными формами реализации страноведческого подхода являются урочные и внеурочные.

К урочным следует отнести:

  • комбинированный урок;
  • урок-игра;
  • урок-диспут;
  • урок-путешествие, урок-инсценировка;
  • урок-лекция;
  • обобщающий урок;
  • урок-конференция;
  • урок-семинар.

К внеурочным:

  • учебные экскурсии;
  • практикумы;
  • консультации;
  • олимпиады;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • творческие отчеты.

Эти формы не возможны без работы в школьном музее. Рассмотрим эти формы организации обучения на отдельных примерах:

1. Гуманитарный цикл:

  • комбинированный урок «Эволюция человека»;
  • урок-игра «Гости из Европы»;
  • урок-диспут «Влияние географического положения на уровень экономического развития России;
  • урок-путешествие «Дорогой древних мореплавателей»;
  • урок-инсценировка «При дворе фараона»;
  • интегрированный урок «Последствия Великих географических открытий»;
  • урок-семинар «Теории происхождения Земли».

2. Естественно-математический цикл:

  • комбинированный урок «Эволюция человека»;
  • урок-игра «Гости из Европы»;
  • урок-диспут «Влияние географического положения на уровень экономического развития России»;
  • урок-путешествие «Дорогой Ф. Магеллана»;
  • урок-инсценировка «Древние меры счета и веса»;
  • урок-лекция «Происхождение цифр»;
  • обобщающий урок «Физики – нобелевские лауреаты».

3. Художественно-эстетический цикл:

  • комбинированный урок «Ремесла»;
  • урок-игра «Древние музыкальные инструменты»;
  • урок-путешествие «Путешествие в Гжель»;
  • урок-инсценировка «Проводы зимы».

На базе музея организуют различные внеурочные занятия (таблица 1).

Таблица 1. Внеурочные занятия в школьном музее.

Форма Примеры
Учебные экскурсии «Свадебная обрядность у Восточных славян»
«Культура Индии»
«Средневековый замок и его обитатели»
Практикумы «Археология Москвы»
«Изготовление народного костюма»
Консультации «Вспомогательные исторические дисциплины в изучении систем измерения»
Олимпиады «История олимпийского движения»
Проектно-исследовательская деятельность «Мировоззрение первобытного человека»
«Особенности менталитета славянских народов»
«Эволюция уголовного права на примере Соборного уложения царя Алексея Михайловича и Воинского устава Петра I»
Творческие отчеты Фестиваль «Вместе дружная семья»

Особо следует отметить фестиваль народов нашей школы «Вместе дружная семья».

Девиз фестиваля:

«Мы разные – в этом наше богатство.
Мы вместе – в этом наша сила!»

Основная цель: воспитание чувства патриотизма и толерантности в полиэтнической среде.

Результаты проектной работы учащихся ежегодно представляются на школьной конференции «Первоцвет».

Цель конференции: развитие творческих способностей учащихся для их саморазвития и самореализации.

Задачи:

  • приобщение учащихся к осознанию современных проблем, требующих теоретического и практического решения;
  • развитие исследовательских умений учащихся и педагогов школы;
  • определение своей гражданской позиции и направлений собственной деятельности, способной повлиять на решение общих проблем.

Значительный вклад в реализацию страноведческого подхода вносит дополнительное образование, занятия которого проводятся на базе нашего музея. К таким формам относятся: научное общество «Сократ», прикладное искусство, народная музыка.

Воспитательная работа, для которой школьный музей просто не заменим, также вносит вклад в реализацию страноведческого подхода. Необходимо назвать такие виды деятельности как: традиционные праздники, совет музея, классные часы.

Необходимо отметить, что музейная педагогика внесла большой вклад в диверсификацию (обогащение, разнообразие) образовательных технологий, применяемых педагогами нашей школы. В образовательном процессе применяются такие технологии как: элементы музейной педагогики, проектная, игровая, лекционно-семинарско-зачетная, информационные, личностно-ориентированные технологии.