Занятие по окружающему миру «Поможем Колобку»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Ознакомление с понятием "воздух" через детское экспериментирование.

Задачи:

  • Знакомить с характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
  • Развивать умение детей решать проблемные задачи.
  • Воспитывать интерес к экспериментированию.

Оборудование: Воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, трубочки, игрушка "Колобок", полотенце каждому ребёнку.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришёл Колобок. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Колобок!

Воспитатель: Ребята, Колобок пришёл не просто так, а чтобы Вы ему помогли разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй - грустный, худой, бледный. Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным?

Дети: предлагают разные версии. Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

Дети: (предлагают свои варианты).

Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?

Дети: Движение воздуха (и др. варианты).

Воспитатель: Значит, он из ротика передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый.

Воспитатель: А ты. Сережа, как думаешь? А ты, Кира?

Колобок: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему?

Дети: (предлагают)

Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик и попробуйте надуть его.

Дети надувают.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: А откуда они берутся?

Дети: Из шарика выходит воздух.

Колобок: всеинтересно! А можно ещё увидеть воздух?

Воспитатель: Можно. Положите осторожно шарики на салфетку. Давайте теперь возьмем трубочку и подуем в неё на свою ладонь.

(Дети дуют)

Воспитатель: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже? И ты, Эллина?

Дети: Да.

Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде?

Дети: Пузырьки - воздух.

Воспитатель: А если бы вам надо было нарисовать пузырьки, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?

Дети: Кружочки.

Воспитатель: Вы очень наблюдательны! А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?

Дети: Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет.

Воспитатель: ребята где мы еще могли увидеть воздух?

Дети: в аквариуме, там через трубочку воздух поступает в воду, и потом вверх пузырьками поднимается!

Воспитатель: А зачем воздух поступает в аквариум?

Дети: Чтобы рыбки дышали.

Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?

Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым.

К: подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!

Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?

(Дети говорят свои мнения).

К.Нет, мне воздух не нужен!

Воспитатель: А давай проверим! Закрой ротик, а носик зажми лапками и не дыши!

К.Ой! Ой! Я больше не могу!

Воспитатель: Ребята, прав ли был Колобок?

Нет. Без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель: А сейчас, ребята, представьте, что вы художники, настоящие волшебники. Возьмите волшебные листочки, карандаш любого цвета, найдите в группе удобное для вас место и нарисуйте воздух.

(Дети рисуют).

Воспитатель: Молодцы!

- Сегодня вы отлично занимались, узнали, что вокруг нас есть :.. (воздух).

- Он какой?

Дети: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.

- Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Колобка шарик стал круглым и упругим?

Надуть.

Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.

(Выбирают. Ребёнок надувает шарик и дарит Колобку.

Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе. Я вам дарю на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.

(Ребята благодарят).

Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?

Дети: Подуть.

(Дети дуют).

Литература.

  1. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.