Программа правового воспитания в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Список используемой литературы:

  1. И.В. Козленко Проект программы «Азбука практического права: изучаем вместе».
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Декларация прав ребенка.
  4. Конституция РФ.
  5. Гражданский кодекс РФ.
  6. Семейный кодекс РФ.
  7. Административный кодекс Р.Ф.
  8. Закон РФ «Об образовании».
  9. В.В. Антонов «Изучаем права человека», – Москва: издательство Вита пресс, 2005.
  10. А. Певцова «Теория и методика обучения праву», – Москва: издательство Владос, 2003.
  11. Классных часов по правовому образованию.
  12. Интернет ресурсы:
    • Конвенция о правах ребенка: www.school-sector.leraln.ru
    • Правовой портал: laf.rambler.ru
    • Права ребенка: novgorod.fio.ru/projects
    • Правотека.ру: www.pravoteka.ru

Содержание авторской разработки:

  1. Проект программа «Я сам».
  2. Методические разработки внеклассных мероприятий с фотоотчетом.
  3. Приложение:
    • Проектная работа учащихся по правовому образованию.
    • Отзывы учителей экспериментаторов.
    • Издания печатных работ.
    • Работы детей по правовому воспитанию.
    • Дополнительный материал к методическим разработкам.

Пояснительная записка

Приобщение к правам человека должно начинаться еще в начальной школе. Именно школа должна формировать правосознание ,и, что важно, правовую культуру личности. Внутренний мир человека в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит осознание себя как личности, осмысливается свое назначение и место на земле. В системе воспитания начальная школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за молодое поколение. Именно поэтому я поставила перед собой такие цели, задачи и предполагаемый результат.

Цели работы:

  1. Апробация программы правового просвещения для учащихся начальной школы;
  2. Создание собственной специальной правовой обучающей методики для младших школьников;
  3. Знакомство учащихся в доступной форме, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
  4. Приобретение младшими школьниками первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими.

Задачи работы:

  1. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции.
  2. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных школьному возрасту.
  3. Способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.

Предполагаемый результат:

  1. Формирование правовой культуры личности ребенка.
  2. Формирование навыков поведения адекватной ситуации (на улице, в школе, в гостях, транспорте)
  3. Появление у каждого ребенка уверенности и причастности к правовому полю социума.
  4. Выработка чувства ответственности за собственное поведение и приобретение уверенности в среде сверстников и взрослых
  5. Получение первичного опыта разработки собственных правил.
  6. Создание коллективных и индивидуальных проектов:
    • как поспорили можно и нельзя;
    • собственные правила;
    • устав школьника – памятка «Один дома».

Правовое воспитание в начальной школе нужно начинать с первого класса, так как в последнее время обучающиеся становятся криминально-активной категорией населения. Это категория людей, которые еще не осознают, что за каждое нарушение последует наказание. Все проблемы у обучающихся начинаются с того, что: возникают проблемы в адаптации в школе, трудности семейных взаимоотношений, негативное воздействие средств массовой информации. Традиционные ценности нравственного порядка постепенно вытесняются культом денег, физической силы и снижением общественной полезной активности.

Работа в этой области начата мною с 2008 в ГЭП «Научно-методические основы преподавания права в основной и начальной школе». В первый же год было ясно, что работа дала свои плоды. Дети стали более сплоченными, исчез индивидуализм. Они с огромным интересом участвовали в создании классного стенда «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ». Мною были разработаны классные мероприятия к программе «Я сам» и напечатаны в разных правовых журналах. Моими разработками с большой охотой пользуются учителя начальных классов. Так же свой опыт я транслировала на городском консилиуме, посвященному правовым знаниям, где получила одобрение своих коллег. Обучающиеся моего класса участвовали с выступлением в конкурсе мультимедийных, проектных и научно-исследовательских работ «Грант Префекта ЦАО для школьников». Ежегодно мы участвуем в этой области в школьных мероприятиях наравне со старшеклассниками.

В настоящее время, в помощь учителю начальных классов, недостаточно много методической литературы на правовые темы, поэтому считаю, что мои наработки помогут в воспитательном процессе младших школьников.

Полностью текст работы представлен в Приложении.