Урок православной культуры по теме «Красота и радость в иконах "Рождество Христово". Как разговаривает икона?"»

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомление с христианским праздником, историей его появления и отображением в православной культуре.

Задачи:

  • Формировать нравственное сознание на основе христианских понятий абсолютной значимости: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, адаптированных к детскому пониманию.
  • Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с языком православной иконы, дать понятие "иконописный канон", "мир небесный", " мир земной".
  • Создать ситуацию нравственного выбора.
  • Воспитывать детей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные духовно - нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, музыка №15, №17, иллюстрации №44-47, презентация, выставка детских рисунков, демонстрационные карточки, учебник.

Ход урока

I. Мобилизационный момент. (Приложение1) слайд 1

Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе.

Мы спокойны, добры, приветливы и радостны. Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята, на дом вам было дано задание нарисовать рисунок на тему "Рождественские радости".

Анализ рисунков детей. (Приложение1) слайд 2,3,4

А теперь давайте посмотрим, как художник нам показал рождественские радости.

Как вы думаете, почему на многих рисунках изображена ёлка?

Поможет понять нам это, стихотворение В. Шамонина "Рождественская ёлка".

Какие православные праздники радости вы знаете?

(Приложение1) слайд 5

Давайте проверим себя, все ли изученные праздники вы назвали.

III. Презентация новых знаний.

Произошло чудо! В мир пришел не просто Младенец, но Богочеловек. "Таинство странное виж(д)у и преславное", - воспевают в этот день в православных храмах.

(Приложение1) слайд 6

Вспомним слова преподобного Романа Сладкопевца, которыми он воспел пришествие в мир Бога. "Дева сегодня Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангелы с пастырями славословят, волхвы же со звездою путешествуют: так как ради нас родился Младенец, Превечный Бог".

Бог пришел в мир, чтобы спасти человечество, падшее ослушанием Божией воле праотца Адама.

Работа по учебнику (с. 11)

Давайте прочитаем отрывок из священной истории о Рождестве Христовом.

Среди полночной тишины весть о Рождестве Христовом услышали пастухи, охранявшие ночью стада. Ангел Господень предстал перед ними и сказал: "Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2:10,11). И вот смеренным пастухам открылось небо, и они увидели Воинство Небесное, славящее Бога и взывающее: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" Так в Еванглеии рассказывается об этом великом событии. (Беседа по вопросам в учебнике)

Рождество Господа Иисуса Христа является одним из Великих праздников Церкви. На месте Вифлеемской пещеры возведен храм. Ныне вряд ли найдется на земле уголок, где бы люди не слышали о великом событии Рождества Христова. С тех пор это событие описывали поэты, изображали художники, в храмах звучит красивая праздничная радостная музыка.

Работа по учебнику (с. 13)

Давайте прочитаем, как описывает это событие в своём стихотворении "Рождество" В. Шамонин

Слушаем. "Посетил ны есть свыше Спас наш" (№17).

IV. Закрепление полученных знаний. (Приложение1) слайд 7

В православных храмах мы можем увидеть иконописные изображения Рождества Христова. Самые разнообразные иконы дошли до нашего времени. Они (как древние, так и новые) подробно рассказывают о явлении в мир Христа Спасителя. Мы сейчас с вами будем смотреть иллюстрации икон, которые были написаны в разные века, русскими мастерами иконописи. Но чтобы понять, что изображено на них, мы должны научиться понимать язык, на котором икона "разговаривает". У иконы есть свой особый язык, которым она повествует о радостных и печальных событиях Священной истории.

Обсуждаем-размышляем.

Большинство икон, на которых изображено событие Рождества Христова, на первый взгляд похожи. В чем они похожи? Что мы видим? (Ответы).

Правильно, на всех иконах мы видим горы, которые занимают почти все пространство. В центре иконы изображается Богомладенец, спеленутый и лежащий в яслях, и Его Мать - Пресвятая Богородица.

На заднем плане - вход в пещеру. Который называется вертеп. Здесь видны животные: конь и вол.

Давайте посмотрим, что это сияет вверху иконы? Правильно, Вифлеемская звезда. Почему она так называется?

По сторонам звезды стоят ангелы. А почему, как вы думаете, они стоят на вершинах гор?

Они стоят на вершинах гор потому, что ангелы это жители небесные, а не земные. Их жизнь не похожа на нашу земную жизнь. Как вы думаете, какие Ангелы, добрые или злые? А если они добрые, то в каких делах ангел приходит на помощь человеку? В добрых.

Значит, люди могут обращаться за помощью к Ангелу Хранителю, если делают доброе дело.

Игра "Добрые дела". Какие дела являются добрыми?

Один мальчик назвал: такие добрые дела. Я буду их перечислять.

Если вы согласны, что это дело доброе - отвечайте хором: "Да!" Если вы услышите о плохом, дружно скажем: "Нет!"

Давайте поможем мальчику разобраться в том, какие дела хорошие, какие плохие.

Доброе дело - это когда:

  1. Дерутся. (Нет.)
  2. Сердятся на товарища, который нечаянно толкнул. (Нет.)
  3. Списывают. (Нет.)
  4. Выполняют просьбы и указания родителей и старших людей. (Да)
  5. Не дают никому пользоваться своей вещью. (Нет.)
  6. Подают милостыню нищим и больным людям. (Да.)
  7. Садятся за выполнение домашних заданий, когда наступил уже поздний вечер. (Нет.)
  8. Радуются, когда у товарища происходит несчастье (порезал палец, потерял ручку...). (Нет.)
  9. Любят смотреть мультфильмы про злых чудовищ. (Нет.)
  10. Если находят чужую вещь, стараются найти ее хозяина и возвратить. (Да.)
  11. Огорчаются и завидуют, если видит у соседа красивую вещь, которой у них нет. (Нет.)
  12. Если товарищ ошибся в чем-то, сердито делают ему замечание. (Нет.)

Подведение итогов игры.

Молодцы. Вы правильно подсказали мальчику, какие дела являются добрыми, а какие - нет. (Приложение1) слайд 8

Ещё раз посмотрите и прочитайте какие дела являются добрыми.

Добрым делом является:

1. Послушание и помощь родителям и старшим.

2. Прощение обидчика.

3.Старательное выполнение своих обязанностей (выполнение уроков, помощь по дому).

4. Помощь, сочувствие к каждому человеку.

5. Милостыня нуждающимся людям.

(Приложение1) слайд 9

Продолжение рассказа.

Мы сейчас посмотрим, что еще изображается на иконах Рождества Христова. Вокруг пещеры изображаются события, которые помогают нам лучше понять чудо Божия Воплощения.

Один из ангелов возвещает пастухам о Рождестве Спасителя в Вифлеемской пещере; другой указывает волхвам на лучезарную звезду. Она ведет волхвов к месту Рождества Младенца Христа. Волхвы изображаются или едущими верхом горной дорогой, либо приносящими свои дары. Что они принесли в дар? (Золото, ладан и смирну).

В левом углу иконы изображен одетый в козлиную шкуру старик - "сомнение". Он беседует с праведным Иосифом. Старик - это образ нечистой силы.

Внизу, справа под горой - родственница Иосифа, с Младенцем на руках.

Иконы, изображения которых мы смотрим, написаны разными иконописцами в разное время. Работа по учебнику (с. 13) Иконы рождество Христово.

(Приложение1) слайд 10

Однако, расположение людей, ангелов, горок, животных в них похоже.

Чем это объясняется? Неужели иконописцы не могли придумать и нарисовать как-то по-другому?

Оказывается, при написании Священного образа должны быть выполнены обязательные правила. Они называются иконописным каноном.
На иконе мы видим также Небесные силы и людей. Они изображаются по-разному.

Людей иконописец прорисовывает так, что мы узнаем их.

А вот то, что относится к небесному миру, он изображает как бы не полностью, без подробностей. И нам может показаться, что икона "не похожа" на то, что мы видим вокруг. Например, на иконе изображены не горы, а "горки".

Икона писалась по особенным правилам. Они четко определяют, что должно быть "похожим", а что "несхожим" с нашими земными представлениями.

В иконе мы видим два мира: земной (человеческий) и небесный (таинственный, невидимый глазам человека). Язык иконы нам помогает увидеть и понять это.

Когда на иконе изображается мир небесный, иконописец убирает все лишнее, все "земное".

  • Что же такое иконописный канон?
  • Какие два мира мы видим на иконе?

Вот теперь и давайте внимательно смотреть, что же самое главное выделили иконописцы на иконах Рождества Христова? (иллюстрации на доске)

Рождение Христа, который пришел в мир, чтобы спасти человечество, падшее ослушанием Божьей воли.

Во всех иконах мы видим главное - радость иконописцев с любовью славящих "в вышних Бога". Такими словами первыми прославили Младенца Христа пастухи и ангелы. Небо и земля соединились в радостном прославлении Бога. В православных храмах звучат праздничные песнопения, в музыке и словах которых слышны радостные настроения.

Послушайте песнопение и ответьте на вопрос: о чем в нем поется?

Слушаем. " Слава в вышних Богу" (1 урок 2 четверти).

Изучаем церковнославянскую азбуку.

Повторяем слова: "Рождество Христово", "пророк", "храм".

У вас на столе лежат листики, на которых записаны слова. Прочитайте их.

Рядом запишите эти слова буквами церковнославянской азбуки.

V. Рефлексия (Приложение1) слайд 11

Сегодня на уроке мы с вами узнали ещё об одном христианском празднике, "Рождестве Христовом", познакомились с новыми иконами.

Мне хочется узнать, какими словами вы можете выразить чувства, которые остались в вашей душе после нашего урока.

Ассоциативный ряд

  • Радость
  • Печаль
  • Надежда
  • Зло
  • Спокойствие
  • Грусть
  • Доброта
  • Тоска
  • Счастье

VI. Домашнее задание. Нарисуйте рисунок на тему "Рождество Христово".