Клуб "Красивой речи". "Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • познакомить родителей с приемами и методами коррекционной работы при выполнении артикуляционной гимнастики;
  • учить родителей правильно, выполнять артикуляционные упражнения.

Оборудование: зеркала для каждого родителя, пособие “Собака Найда”, логокукла- обезьянка Тома (авторская игрушка), карточки по артикуляционной гимнастики.

Уважаемые родители, отгадайте загадку:

Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей,
Любят зверушки, конфеты и плюшки.
Что это такое? (рот)

Сегодня на клубе мы с Вами узнаем, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она необходима и как правильно её выполнять в домашних условиях. Я покажу, какие приемы мы используем на занятиях, чтобы детям было интересно с нами играть.

Давайте вместе с Собакой Найдой расскажем, что у нас есть во рту. (отвечают родители - губы, зубы, язык, мягкое небо – потолок в домике для язычка).

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали ловкими, сильными. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Но если ребенок маленький такую гимнастику он может выполнять по подражанию, сидя на коленках у мамы повернувшись лицом к ней.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

  • Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6 – 8 раз;
  • Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

Артикуляционных упражнений очень много и в разной литературе они могут называться по-разному. Предлагаем Вам общий комплекс артикуляционных упражнений, а остальные (специальные) вам поможет подобрать логопед.

Родители, возьмите зеркала и вместе со мной и обезьянкой Томой выполним следующие упражнения, те упражнения, которые Томе выполнить не удастся, вы попробуете мне их показать самостоятельно:

“Птенчик” (логокукла)

  • Открывание и закрывание рта.

“Улыбочка” (логокукла

  • Улыбнуться, растянув губы.
  • Улыбаемся лягушкам,
    Губки тянем прямо к ушкам.

“Заборчик”

(артикуляционные карточки)

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

  • Зубки ровно мы смыкаем,
    И заборчик получаем.

“Трубочка”

  • (артикуляционные карточки)
    С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе).
  • Подражаю я слону,
    Губы хоботом тяну.

“Заборчик - Трубочка”

  • (артикуляционные карточки)
    Чередовать упражнение “Заборчик” и упражнение “Трубочка”.

“Шарик”

  • Надуть щеки и сдуть щеки или руками хлопнуть по щечкам.

“Толстушки-Худышки”

  • Поочередно надуваем и втягиваем щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 мин.
  • Вот толстяк – надуты щеки
    И, наверно, руки в боки.
    Вот худышка - щеки впали:
    Видно, есть ему не дали.

“Лопаточка” (логокукла)

  • Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
  • Язык лопаткой положи
    И немного подержи
    1, 2, 3, 4, 5 – лопатку
    Можно убирать.

“Накажем непослушный язычок”

  • Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя-пя-пя, похлопывать зубами: та-та-та.

“Чистим зубки”

  • (артикуляционные карточки)
    Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “почистить” поочередно нижние и верхние зубы.

  • Чищу зубы, чищу зубы
    И снаружи… и внутри…
    Не болели, не темнели,
    Не желтели чтоб они.

“Часики” (логокукла)

  • Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой:
  • Влево-вправо, влево-вправо
    Мой язык скользит лукаво:
    Словно маятник часов,
    Покачаться он готов.

“Горка” (логокукла)

  • Рот раскрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута.
  • Вот так горка, что за чудо!
    Выгнулся язык упруго:
    Кончик в зубы упирается,
    Бока кверху устремляется.

“Вкусное варенье”

  • (артикуляционные карточки)
    Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
  • Ох, и вкусное варенье
    Вдруг осталось на губе.
    Язычок я подниму и остатки оближу.

“Лошадка”

  • Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.
  • Причешу лошадке хвостик
    И на ней поеду в гости,
    Цокай громче, язычок,
    Чтоб никто догнать не мог.

Уважаемые родители, не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком ежедневно и тогда у Вас все обязательно получится.

Конечно, вы не запомнили стишки и упражнения, для этого я предлагаю вам воспользоваться буклетом, где вы найдете точное описание упражнений и веселые стихи, сказки.

Посмотрите, какую литературу можно приобрести для развития артикуляционной моторики в магазинах нашего города (выставка литературы по данной теме).

Литература

  1. Инновации – в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е.Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.:Издательский Дом “Литера”, 2006. – 64 с: ил. – (Серия “Готовимся к школе”)
  3. М. Мальцева, В. Косыгина “Мой логопедический альбом”/Художник Г.В. Соколов- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.- 48 с.: ил.- (Вместе учимся, играем. Практическое приложение).
  4. Е.А.Пожиленко “Волшебный мир звуков и слов” Пособие для логопедов. М.: Владос, 2003.
  5. З.А.Репина, В.И.Буйко “Уроки логопедии” Екатеринбург. Издательство “Литур”, 2002.-208 с.