Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики "Прогулка по лесу"

Разделы: Логопедия


Когда дети научатся правильно выполнять различные артикуляционные упражнения, можно превратить занятие в интересную игру, предложив прогуляться по лесу и познакомиться с его обитателями.
Все упражнения, используемые в этой артикуляционной гимнастике, должны быть знакомы детям, разучены заранее.
Читая каждое двустишие, педагог показывает карточку с обозначением артикуляционного упражнения, также знакомую детям.
Можно дополнить артикуляционную сказку комплексом пальчиковой гимнастики на тему леса, его обитателей, самомассажем с колючим шариком – «ежиком».

«Прогулка по лесу»

Вот в лесу живут лягушки,
Две лягушки – хохотушки.

(Упражнение «Лягушка»)

Утром вылезли на пень –
Целый день болтать не лень.

(Упражнение «Болтушка»)

Рассказали нам про всех:
Белка принесла орех.

(Упражнение «Орешек)

Грызла – грызла – не разгрызла,
Обезьянке подарила.

(Упражнение «Обезьянка»)

Прибежал большой бульдог
И орех разгрызть помог.

(Упражнение «Бульдог»)

У бобров хвосты лопаткой,
В воду прыгнут очень гладко.

(Упражнение «Лопатка»)

Проползала тут змея,
Испугалась ее я.

(Упражнение «Змейка»)

Серый зайчик прибежал,
Губку верхнюю поднял.

(Упражнение «Зайчик»)

Барабанил и стучал,
Всех зверей перепугал.

(Упражнение «Барабанщик»)

Рассердился кот лесной,

(Упражнение «Кошечка»)

Мышки гонятся за мной.

(Упражнение «Поймаем мышку)

Мышки толстые, худые,
Мышки разные такие.

(Упражнение «Толстячок – худышка)

Прибежал зубастый волк,

(Упражнение «Посчитаем зубки язычком»)

Ежик гриб большой нашел.

(Упражнение «Грибок»)

Птицы с юга прилетели
И построили качели.

(Упражнение «Качели»)

Тут лягушки замолчали,
Видно утку увидали.

(Упражнение «Уточка»)

Тучки в небе набежали,
Вот и капли застучали.

(Упражнение – пошлепать губами)

Солнцу спрятаться пора –
Вот и кончилась игра.

Приложение 1

Упражнение «Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Упражнение «Болтушка»

Расслабленный язык колеблет верхнюю губу – бла-бла-бла

Упражнение «Орешек

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

Упражнение «Обезьянка»

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами.

Упражнение «Бульдог»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. удерживать язык в таком положении не менее 5 сек.

Упражнение «Лопатка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Упражнение «Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

Упражнение «Зайчик»

Поднять вверх верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Упражнение «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Упражнение «Кошечка»

Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Упражнение «Поймаем мышку»

Губы в улыбке. Приоткрыть рот.

Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Упражнение «Толстячок – худышка»

Надувать щёки и втягивать их в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

Упражнение «Посчитаем зубки язычком»

Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

Упражнение «Грибок»

Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Упражнение «Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу,  то к подбородку. Рот при этом не  закрывать.

Упражнение «Уточка»

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.