Комбинированный урок математики и биологии в 5-м классе "Экскурсия по заповедным местам"

Разделы: Математика, Биология


Тема данного урока рассчитана па повторение и обобщение всего I полугодия и проведен после административной контрольной работы, итоги данного урока совпадают с результатами контрольной. На этом уроке учащиеся решали примеры и задачи устного, полу устного характера, повторялись разряды и классы чисел, перевод из одной системы измерения в другую, на сравнение чисел, также решать примеры на все действия, трудные задачи, задачи на смекалку, геометрического характера.

Отрабатывалась техника быстрого, беглого решения примеров задач, а также задачи по тестированию.

Примеры разделены на уровни восприятия учащимися и повышенной трудности.

На этом же уроке преследовалась цель ознакомления детей с флорой и фауной своего, отчего края, поэтому тексты задач были подобраны о травах, рыбах, зверье, птицах, деревьях окружающих нас.

Урок цели достиг. Дети неплохо ориентировались по данной теме, проявлялся интерес учащихся к предмету, родному краю. Решение задач вызвало удовольствие.

Элементы игры, включенные в урок, оказали заметное влияние на деятельность учащихся. Правила и организации игры были составлены с учетом особенностей учащихся 5 класса.

Цели урока:

  1. Обобщить темы I первого полугодия по математике в 5 классе «Натуральные числа и действия над ними».
  2. Ввести элементы интегрирования.
    1. Пробудить любознательность, интерес, любовь к флоре и фауне родного края.
    2. Развивать стремление поиска нового.
    3. Формировать гибкость и самостоятельность мышления.
    4. Привлечь к сбору информации, числового материала к уроку.

План урока:

  1. Остановка «Историческая».
  2. Остановка «родник Харза-Булаг».
  3. У озера «Хайл».
  4. На поляне «Маевка».
  5. У источника «Аршан».

Оборудование:

  1. Этно-экологическая карта и маршрут урока.
  2. Географическая карта России и Бурятии.
  3. Раздаточный материал:
    1. «Рыбки».
    2. Ребусы.
    3. Треугольники и четырехугольники.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученикам объявляется тема урока, цели и план урока, раздаются маршрутные листы. На первой остановке учитель географии «провожает» учащихся в «поездку», т.е. она кратко объясняет, где располагается наша Тэгда и объясняет название села.

Затем, получив задание и решив его, отправляются дальше.

На второй остановке решают три задачи о растениях края, сделав умозаключение, отправляются дальше.

На третьей остановке три «рыбака» ловят «рыбы» и решают у доски задачи о рыбах нашей местности, каждый вслух читает задачу на символических рыбках, рассуждают и приходят к правильным ответам.

На следующей остановке решают устно задачи про животных (4 задачи).

На последней остановке учащиеся решают задачи про целебный источник, птиц и деревья края, введены элементы тестирования. Решив 7 задач полу устно, учащиеся «едут» на начальную остановку, делают «привал», решают задачу на смекалку.

Учитель дает слово «экскурсоводу» и экспертной группе, которые подводят предварительные итоги путешествия, затем он же, учитель объявляет итоги – оценки и делает умозаключение по уроку.

Домашнее задание:

  1. Узнать сколько разновидностей деревьев у нас растет в Курбинской долине, составить 1 задачу.
  2. Узнать какие лекарственные растение у нас растут. Составить одну задачу и решить ее.

Урок-экскурсия по заповедным местам с. Тэгда

II. Остановка Историческая в центре села.

В таежном крае, за Байкалом издавна жил этот народ. Кто жил в наших местах, в те далекие времена?
Узбеки – 51
Эвенки – 54
Татары – 52

III. Остановка "Харза-Булаг".

  1. "Вы слыхали когда-нибудь о траве голубой "ая-ганга"?
    У нее суховатые жалкие стебли,
    от нее синеватые наши степи"
    Н. Дамдинов
    Буряты почитают эту траву – ая-ганга, которую называют по русски богородской травой, она лечит от ста болезней, она вырастает до 10 см. вырази эту длину в мм, дм. Начерти отрезок данной длины.
  2. Купальница азиатская – растение высотой 70 см, высота ветреницы Байкальской на 30 см меньше. Какова высота ветреницы Байкальской, выразите в дм.
  3. Высота золотого корня, который используется как средство народной медицины, 40 см, а высота бадана толстолистного 50 см, выразите указанные размеры в дм и сравните их.

IV. Остановка «Озеро Хаил».

  1. Налим – единственный представитель семейства тресковых в Бурятии, имеет промысловое значение. Ценится не только мясо, но и печень. Масса налима в 5 раз больше массы нашего окуня. Какова масса окуня и налима если вместе они составляют 18кг?
  2. Осетр и ленок – рыбы, широко распространенные у нас в Бурятии. Рост их различен: к 15 годам осетр достигает вес 12 кг, а ленок – 4 кг. Кто тяжелее 5 осетров или 10 ленков в 15-летнем возрасте?
  3. Сибирский таймень – речная рыба. Длина рыб в возрасте 5 лет достигает 50см при т = 1400 г, а в возрасте 25 лет – 150 см при т = 26700 г. на сколько увеличивается масса, во сколько раз увеличивается рост?

V. На поляне «Маевка».

  1. Медведь способен съесть за сутки до 39кг животной пищи. Сколько кг еды понадобится медведю на месяц (31 день)?
  2. Масса рыси 15 кг, это в 10 раз меньше, чем масса кабана, масса изюбра в 2 раза больше, чем масса кабана, какова масса изюбра?
  3. Сохатый – самый крупный вид из парнокопытных зверей. Масса его 300 кг, масса кабарги в 20 раз меньше, чем масса сохатого, а заяц на 12 кг меньше весит, чем кабарга. Какова масса зайца?
  4. Волк широко распространен в Бурятии. Его масса 60 кг, масса медведя 300 кг. Кто и во сколько раз тяжелее?

VI. На целебном источнике «Аршан».

  1. Выходит в распадке в 9 км 139 м от Тэгды. Тип воды – холодная, радиоактивная, гидрокарбонатная, магниевокальцевая.
    «Хухэ-Шулута» – в 45 км 927 м.
    «Энгиртуй» – в 43 351 м.
    Назовите разряды чисел.

  2. Голубая ель живет в среднем 600 лет во сколько раз она старше лиственницы, возраст которой 300 лет.

  3. «По питательным свойствам орехи превосходят молоко и мясо, поэтому используются в кондитерском производстве, при изготовлении конфет, халвы, тортов». Орехи какого дерева?
    сосна – 25
    кедр – 10
    пихта – 21

    30    
    5   45
    40    


    Квадрат должен стать магическим. Ответ – наименьшее число.

  4. Наиболее распространенным обитателем в наших местах является воробей. Гнездиться он начинает рано и за год успевает вывести 3 выводка, в каждом из них в среднем 5 птенцов. Определите количество птенцов 101 в., 505 в., 1001 в.?

  5. Кедровка живет в хвойных лесах. В сезон урожая начиная с августа, кедровка запасает пищу на зиму, устраивая небольшие кладовые (по 15 орех) и заготавливает 60000 орехов. Сколько за сезон устраивает кладовых кедровка?

  6. Какая птица может ходить по дну водоема?
    оляпка – 5
    сорока – 4
    ласточка – 6
    голубь – 3


  7. Сосчитайте треугольники и четырехугольники.

  8. Какая птица обладает исключительной способностью видеть в темноте?
    синица – 0
    дятел – 2
    Сова – 1
    Ответ (Какое число делится само на себя и получается это же число?)

VII. Едем домой на остановку «Историческая» в центр села

Кто автор этих строк:

«Таежная, озерная, степная.
Ты добрым светом солнечным полна,
Цветущая от края и до края.
Будь счастлива Родная сторона.»

Д. Жалсараев – 35
У. Галсанов – 74
Д. Улзытуев – 16

14 35 7 21
2 5 1 3
8 20 4 12
6 15 3 9

Выберите из первой строки таблицы наибольшее число, из второй – наименьшее, из двух больших чисел третьей строки – наименьшее число. Из двух наименьших чисел четвертой строки – наибольшее число. Произведение чисел, уменьшенное в 72 раза ключ к ответу.

Презентация.