Роль "ершалаимских" глав в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Что есть истина?"

Разделы: Литература


Цель урока: выявление библейских мотивов в романе. Сравнение библейского сюжета и романа. Подвести учащихся к решению основного философско - нравственного вопроса об истине через анализ булгаковской трактовки евангельского сюжета.

Смысл урока: создать условия для формирования учащимися своего видения философской проблематики романа.

Продолжительность: 2 часа.

Задачи урока:

  • рассмотреть решение философских проблем в произведении;
  • показать новаторство Булгакова, по-своему интерпретировавшего евангельский сюжет;
  • развивать умение анализировать произведение через сопоставление канонических религиозных текстов и романа "Мастер и Маргарита";
  • развивать творческого воображение и ассоциативно - логическое мышление учащихся.

Методы, применяемые на уроке:

  • исследовательский;
  • проблемно-обобщающий;
  • творческий (метод синквейна)

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;

Средства обучения:

  • текст художественного произведения.
  • Мультфильм Гарри Бардина "Адажио"
  • Иллюстрации к роману, картины Рембрандта, Ге и др.
  • ТСО:
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация по теме урока.

Эпиграфы к уроку:

Правду говорить легко и приятно
М.А. Булгаков

Многие великие истины были сначала кощунством.
Б. Шоу

Поиск истины важнее, чем обладание истиной.
А. Эйнштейн

Ход урока

1. Организационно-мотивационный блок. Просмотр фрагмента мультфильма Гарри Бардина "Адажио".

Актуализация

Реализация домашнего задания. (На предыдущем уроке учащиеся посмотрели анимационный фильм Гарри Бардина "Адажио". На дом было предложено задание: подумать, с какими литературными произведениями можно соотнести смысл фильма? Каково второе название мультфильма?) (М. Горький "Старуха Изергиль" (Легенда о Данко), Р. Бах "Чайка Джонатан Ливингстон") ("Белая ворона")

- А как соотносится этот фильм с романом М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита? (Рассказ о Иешуа Га-Ноцри - это история человека, который пожертвовал собой ради людей)

Вспомним, каким образом расположены ершалаимские главы? Зачем автор использует такую сложную систему повествования?

2. Слово учителя:

"Иисус отвечал:

Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.

Пилат сказал ему: что есть истина:". Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38.

- А что такое истина, по вашему мнению?

(Правда, важное, неоспоримое:).

На вопрос о том, что такое истина, искали ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.

- Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину.

(Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий :)

Однако вещающие об истине во все времена были гонимы, или трагически не поняты своими современниками, или признаны сумасшедшими. Гончаров в статье "Мильон терзаний" писал: "Чацкие живут и не переводятся в обществе". И каждое поколение имеет своих Чацких, ищущих истину. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. (слайд 2). Они доказывают сложность, но в то же время важность проблемы поиска истины.

Михаил Афанасьевич Булгаков не остался в стороне от этой темы. Но выразил это по-своему. Писатель в контексте русской жизни 30-х годов почувствовал взаимосвязь с древними библейскими временами и в своем многоплановом, многожанровом романе "Мастер и Маргарита" дал свою трактовку.

В чем же заключается цель нашего урока? (понять позицию автора и приблизиться к ответу на вопрос: что есть истина?

Для достижения цели проанализируем ключевые образы ершалаимских глав романа "Мастер и Маргарита", сравним их с каноническими текстами и сделаем вывод об особенностях авторской трактовки и творческого замысла писателя. В ходе работы каждая группа составляет коллективный синквейн.

3. Групповая работа. Каждой группе для работы предлагается распечатка библейского текста для сопоставления.

Группа 1. "Образ Иешуа Га-Ноцри" (слайды 3,4, 5)

1. Перечитайте в романе портрет Иешуа Га-Ноцри. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

2. Какую главную идею проповедует Иешуа? Согласны ли вы с этой мыслью? Какой аргумент приводит Понтий Пилат, чтобы доказать абсурдность этой мысли?

3. Боится ли арестант Понтия Пилата?

4. Как Иешуа относится к вере, истине, власти?

Группа 2. "Образ Понтия Пилата" (слайды 6,7)

1. Перечитайте портрет Понтия Пилата? Что вы можете сказать о характере этого человека?

2. Чем заинтересовал Понтия Пилата Иешуа Га-Ноцри? Почему он хочет ему помочь?

3. Почему Пилат не смог помочь подсудимому?

4. Почему Пилат чувствует вину перед Иешуа? Какие поступки прокуратор совершает после суда? Почему? Как передает автор страдания Пилата?

5. Почему для автора интересен прежде всего образ Понтия Пилата, а не Иешуа?

Группа 3. "Образ Левия Матвея" (слайды 8,9)

Как ведет себя Левий Матвей во время казни и после нее?

Почему можно сказать, что Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа?

Как вы понимаете слова Иешуа: "Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной"?

Почему Понтий Пилат называет Левия Матвея жестоким?

Проанализируйте диалог Воланда и Левия Матвея. Почему Воланд пренебрежительно относится к посланнику света?

Группа 4. "Образ Иуды"(слайды 10-11)

1. Как описывается Иуда из Кириафа в романе?

2. Что больше всего на свете любит Иуда?

3. В чем отличие трактовки этого образа в романе от библейского?

4. В чем отличие Понтия Пилата от Иуды?

5. Проанализируйте две цитаты из романа. Случайны ли совпадения?

"За спиной у Иуды взлетел нож, как молния, и ударил влюбленного под лопатку. Иуду швырнуло вперед, и руки со скрюченными пальцами он выбросил в воздух. Передний человек поймал Иуду на свой нож и по рукоять всадил его в сердце Иуды.
- Ни... за... - не своим, высоким и чистым молодым голосом, а голосом низким и укоризненным проговорил Иуда и больше не издал ни одного звука. Тело его так сильно ударилось об землю, что она загудела"

"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!"

4. Выступление групп. Синквейны зачитываются и вывешиваются на доске. Выступление групп сопровождается презентацией.

5. Подумаем! Как судьба наказала Пилата за его трусость? Где еще мы встречались с подобным сюжетом - бессмертием наказывается человек? (М. Горький "Старуха Изергиль" (Легенда о Ларе); Библия, притча о Каине и Авеле) Как был прощен прокуратор? (слайд 12)

6. Слово учителя. Ребята, перед вами четыре картины, посвященные сцене суда над Иисусом Христом. Какая из них, на ваш взгляд, ближе всего к трактовке Булгакова? (слайд 13)

1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину "Что есть истина? Пилат и Христос". Давайте рассмотрим ее.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

- Кто изображен на ней?

- В чем особенность расположения героев на полотне?

- Как они выглядят?

- Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?

- Что, по мнению художника, есть истина?

(Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина - в самопожертвовании во имя великой идеи).

Чиновников и духовенство прежде всего шокировал сам образ Христа, который абсолютно расходился с церковной традицией и с многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека, совершенного духовно и прекрасного как внешне, так и внутренне. И вот - представьте - публике показан этакий тщедушный Христос в каких-то лохмотьях, стоящий в тени, измученный, истерзанный, небольшого роста - неудивительно, что все это показалось надругательством над образом Христа.

Сама картина строится как двуполярная система, конфликт возникает на контрасте двух образов - мощного монументального Пилата, упоенного своей властью, своей сытостью, своим богатством и этого тщедушного, истерзанного и скрывающегося в глубокой тени Христа, который, тем не менее, весьма спокойно принимает вызов прокуратора, вопрос Пилата "что есть истина?". Мы видим, что здесь, помимо прочего, перевернуто традиционное понимание света и тени. Обычно свет отождествляется с добром, как минимум, с каким-то божественным светом, а тень, наоборот - с мраком и какими-то дьявольскими силами. У Ге же беспощадный солнечный свет заливает фигуру Пилата, который таким образом становится у художника символом некой однозначности. Тогда как Христос, укрыт этими тенями, он находится в глухой тени).

7. Рефлексия. Какие проблемы затрагивает на страницах своего романа Булгаков? Назовем их. (слайд 14)

Что такое истина?

Человек и власть.

Внутренняя свобода и несвобода человека.

Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

8. Вернемся к теме урока. Что есть истина? Обратимся к словарям. (слайд 15)

Истина - 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. 2. То же, что правда. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

9. Какое из значений слова "истина" ближе всего к тому, что имеет в виду Иешуа?

А что для вас истина? Составьте ассоциативный ряд.

10. Резерв. Посмотрите на картину М. Чюрлениса "Истина". (слайд 17)

- Почему она так называется? Какие ассоциации у вас возникли?

- Что, на ваш взгляд, символизирует свеча?

- Как с темой урока соотносится образ мотылька, летящего на огонь?

Материал для учителя.(из книги С. Воложина "Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы")

Внешне - это просто человек со свечой, в пламени которой сгорают ночные мотыльки. Но если всмотреться, мы увидим нечто большее:Человек как будто скорбит. Наверное, от грустных ассоциаций мотыльков с людьми, жаждущими истины. Это особенно видно по опущенному уголку рта на освещенной стороне лица.

Но ведь он и улыбается... Усмехается высокомерно, глядя свысока и полуобернувшись, как бы презирая слабые существа, не способные перенести истину, если они ее узнают. А если он их и жалеет, то с брезгливостью к этим убогим, не видящим, как гибнут их собратья. Конечно, он вправе гордиться собой в сравнении с теми, кто может жить только во тьме неведенья. Что ж это за истина такая, что познать ее дано лишь немногим, а может, и вообще одному?

Священник. В белой тоге. С твердым стоячим воротником. В руке толстая без подсвечника церковная свеча... А те, что слетаются на свет, зажженный им? - Это же люди. У некоторых даже различимы вроде бы черты лица. Крылатые люди... Ангелы? - Нет. Вглядитесь. Это же святые с нимбами вокруг голов! Подвижники божьей истины. И вот они ее достигли... И горят. Горят святые!

Тихо потрескивает свеча, и вспыхивают огнем бабочки. Загадочная темнота лишь едва-едва отступает перед ними. Перед ним... Священник остановился, и далеко-далеко вслед за взглядом улетели его мысли: "Да, эти твари не сомневаются. Таким - быть святыми. Что им из того, что пути Господни неисповедимы, и есть на этих путях страдания? Если ты веришь, что бренная жизнь исполнена высшего, духовного смысла и земные терзания - лишь исчезающий миг по сравнению с вечным блаженством будущей жизни души,- ты пойдешь на телесную жертву, сейчас потребованную Богом". "Жизнь мира совершается по чьей-то воле,- писал Лев Толстой,- кто-то этой жизнью всего мира и нашими жизнями делает свое какое-то дело. Чтобы иметь надежду понять смысл этой воли, надо прежде всего исполнить ее, делать то, чего от нас хотят. А если я не буду делать то, чего хотят от меня, то и не пойму никогда того, чего хотят от меня, а уж тем менее,- чего хотят от всех и от всего мира":

:Жизнь без веры сера и тускла. А далеко не все в теперешнем мире, лишившись религиозных идеалов, обрели вместо них новые. И истина, специфически по-живописному поведанная Чюрленисом не только своим современникам, но и нам, истина, выраженная в непередаваемо грустном и тусклом колорите этой замечательной картины "Истина", заключается в том, что человек без окрыляющей мировой идеи счастлив быть не может.

Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал, волнует и будет волновать всех, и для каждого - свой поиск истины, у каждого - свой путь к истине. Герои Булгакова - тому доказательство.

11. Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос "Что есть истина?".

Подготовить следующий материал (по группам):

1. История Мастера.

2. Изображение мира искусства в романе.

3. Общая атмосфера жизни 30-х. годов.

Приложение 1.

Приложение 2.