Породы, слагающие земную кору

Разделы: География


Тема №3. Литосфера.

Урок №2. «Породы, слагающие земную кору».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: Познакомить учащихся с разнообразием горных пород и минералов, слагающих нашу планету и применением минералов в жизни человека.

Задачи:

  • образовательная: дать знания учащимся о разнообразии горных пород и минералов, слагающих нашу планету;
  • развивающаяся: формирование умения различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы, стимулировать любознательность;
  • воспитательная: воспитать интерес учащихся к предмету, формирование бережного отношения к объектам природы

Средства обучения:

  1. Вербально-информационный;
  2. Наглядный.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный; Репродуктивный.

Форма обучения: фронтальная.

Этапы урока:

  1. Организация начала урока;
  2. Проверка выполнения домашнего задания;
  3. Изучение и усвоение новых знаний;
  4. Первичная проварка усвоенных знаний;
  5. Постановка домашнего задания.

Оборудование:

  1. Карта полушарий;
  2. Таблица «классификация горных пород»;
  3. Схематический рисунок образования горных пород;
  4. Коллекции горных пород и минералов;
  5. Иллюстрации окаменелостей;
  6. ИКТ: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока

Этап 1. Организация учащихся (3 мин.)

Этап 2. Проверка выполнения домашнего задания (10 мин.)

Вопросы

  1. Что такое литосфера? Части литосферы.
  2. Работа по карточкам.

Этап 3. Изучение и усвоение новых знаний по плану (24 мин.)

  1. Разнообразие минералов и горных пород;
  2. Классификация горных пород и минералов;
    а. Магматические горные породы;
    б. Осадочные горные породы;
    в. Метаморфические горные породы;
  3. Минералы вокруг нас.

Разнообразие минералов и горных пород.

Земная кора состоит из горных пород. Многие из них существуют миллионы лет, но в наши дни продолжают возникать новые породы.

В природе известно несколько тысяч минералов и горных пород. Они различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом и др. свойствами.

Главные причины различия в условиях их образования и изменениях, которые происходят с ними в земной коре.

Классификация горных пород по происхождению.

По условиям образования горные породы делятся на:

а) Магматические горные породы.

При растяжении в земной коре возникают разломы - трещины, достигающие мантии. Из-за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли.

Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине. Поэтому из вещества, составляющего магму, образуются крупные кристаллы. Так образуются глубинные магматические породы. К ним относится гранит, имеющий зернистое строение.

Магма, прорвавшаяся на поверхность по трещинам и разломам, застывает быстрее. Поэтому горные породы, образованные излившейся магмой, состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить невооруженным глазом.

В том случае, если магма содержит много газов, она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и образуется магматическая порода, которая имеет губчатое, пористое строение. К таким породам относится пемза или вулканический туф.

Горные породы и минералы, образовавшиеся из магмы, обычно твердые, тяжелые, плотные.

б) Осадочные горные породы

Эти породы, в отличие от магматических образуются только на поверхности земной коры, в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. По способу образования осадочные горные породы делятся на группы:

Обломочные. Они состоят из обломков различных пород. Происхождение их связано с процессами выветривания, перемещения обломков текущими водами, ледником или ветром и накопления их. При этом обломки дробятся, измельчаются, окатываются. К горным породам такой группы относится щебень, галька, гравий, песок, глина.

Химические. Горные породы, относящиеся к этой группе, образуются из водных растворов минеральных веществ. Это оседающие на дно водоемов калийная и поваренная соль. Из воды горячий источников выпадает кремнезем.

Органические или органогенные. К этой группе относятся осадочные породы, состоящие в основном из остатков растений и животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей, океанов. Сюда входят:

Горючие полезные ископаемые: газ, нефть, уголь, торф, горючий сланец.

Известняки: известняк, мел, ракушечник.

Фосфориты: фосфатный ракушечник, скопления костей.

Для осадочных пород характерна слоистая текстура. Между слоями можно найти остатки и отпечатки растений и животных (демонстрация иллюстраций).

в) Метаморфические горные породы.

При медленном прогибании земной коры, горные породы могут погрузиться на большую глубину. Под воздействием высокого давления и температуры происходит их нагревание, сжатие и в результате их свойства изменяются. Так известняк превращается в мрамор, песчаник - в кварцит, гранит - в гнейс.

Горные породы, претерпевшие изменения на глубине, называются метаморфическими.

Минералы вокруг нас.

Минералы добываются из Земли и из них изготавливаются многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно:

а) головки спичек покрывают серой, которая легко загорается;

б) грифели карандашей, содержат графит, легко оставляющий след на бумаге;

в) наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала, называемого корундом;

г) тальк - применяется в медицине;

д) каменная соль применяется в пищевой промышленности. Но кроме этого, порой служила строительным материалом, в тех местах, где климат сух и дожди редки. В индийском городе Амб многие постройки сооружены из обточенных глыб каменной соли. Ее залежи находящиеся по соседству, начали разрабатывать около тысячи лет назад.

Приблизительно тогда же стали добывать соль и в местечке Величко, близ Кракова (координаты 50 с.ш., 20 в.д.). Поначалу с поверхности Земли, потом стали строить шахты, такие как угольные шахты. Из года в год все дальше тянулись коридоры штреков, все глубже погружались колодцы штолен, созданные тяжелым трудом тысяч людей.

В старину на работу в соляные копи направляли провинившихся крепостных крестьян. Стоя на коленях, они кирками и ломами разбивали пласты соли. А на -гора - в мешках и ящиках - поднимали полупрозрачные, со стеклянным блеском глыбы каменной соли. Они работали по пятнадцать часов. Часто так уставали, что здесь же, в забое, засыпали. Не было сил подняться на поверхность по витой, насчитывающей свыше пятисот ступенек, лестнице.

Неизвестно, кто первый решил не выходить из шахты, обосноваться здесь на житье. По его примеру последовали многие, стали строиться, высекать себе жилища в толще каменной соли. В копьях возникли новые площади, улицы с переулками и тупичками. Вслед за ними - продовольственные склады, лавки, церкви, конюшни для лошадей, которые подвозили вагонетки с солью к подъемной клети, сараи для сена...

В конце концов шахты превратились в подземный город в несколько этажей. Здесь добывали соль и ходили по соляным улицам, жили в домах из соли.

Позднее польские короли устраивали здесь пышные праздники, задавали пиры. А затем изумленным гостям предлагали покататься на лодках по озеру, которое возникло из-за просачивающейся сквозь соляные пласты воды. По озеру и сейчас можно совершить лодочную прогулку, любуясь игрой света на соляных водах.

Этап 4. Первичная проверка усвоенных знаний.

Учащимся предложено закончить предложения:

  1. По условиям образования горные породы делятся на
  2. Твердые, тяжелые, плотные это горные породы.
  3. Породы, для которых характерна слоистость, наличие растительных и животных остатков называются
  4. Указать происхождение пород:
    Гранит –
    Известняк –
    Торф –
    Мрамор –
    Пемза –

Этап 5. Постановка домашнего задания (3 мин.)

На дом: параграф №17, в рабочей тетради с № 53 по №56.

Приложение.