Подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Новогодние приключения"

Разделы: Логопедия


Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • учить детей называть приметы зимы;
  • работать по заданию педагога.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки;
  • обогащать словарь по темам: "Зима", "Новый год";
  • развивать мышление (процессы сравнения, обобщения);
  • развивать мелкую, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать инициативу, доброжелательное отношение к окружающим людям;

Оборудование: песочница, пазлы (разрезные картинки) с изображением ёлочных игрушек; конверт; новогодние игрушки; кисточки; клей; бумага; картон; ёмкость со снегом; грамзапись музыки новогоднего хоровода; палочки; мелкие игрушки; Бастинда (плоскостное изображение); искусственная ёлочка (небольшого размера); конспект занятия; влажные салфетки.

Методы и приёмы: логоритмические упражнения, песочная терапия, пальчиковые игры, использование художественного слова, вопросы, речевой образец, наглядный образец, объяснение, рассматривание, сравнение предметов, сюрпризный момент, упражнения, оценка.

Предварительная работа: просмотр мультфильма "Волшебник Изумрудного города"; чтение стихов о Новом годе; изготовление новогодних игрушек, разучивание новогодних хороводов.

Ход урока

Организационный момент.

Дети входят в групповую комнату.

Логопед. Вы, конечно, догадались, почему наша групповая комната так празднично украшена?

Дети. Скоро наступит праздник Новый год.

Логопед. Но где новогодняя ёлка, вокруг которой мы должны водить хоровод? Интересно куда она исчезла, ведь ещё вчера она была в этой комнате? Я думаю, что ответ на наш вопрос мы найдём в этом конверте.

Педагог показывает детям большой конверт, украшенный аппликацией с изображением ёлки, затем достаёт из него "письмо" и читает его.

Логопед. "Здравствуйте, дети! Пишет Вам Новогодняя Ёлочка. Не удивляйтесь, что я умею говорить и писать. Со мной произошло большое несчастье: меня похитила злая колдунья Бастинда. Она хочет устроить новогодний праздник только для себя. Но Вы сможете преодолеть её чары, если разгадаете её коварные загадки, тогда я вернусь к Вам, и наступит праздник Новый год. Помогут Вам дружба и доброе отношение к окружающим".

Основная часть.

Логопед. Но как попасть в королевство Бастинды?

Дети предлагают различные варианты, из которых выбирается наиболее приемлемый.

Логопед. По-моему, мы уже в королевстве Бастинды. А вот, послание колдуньи:

"Мои вещи разлетелись, их засыпало песком.
Вы ищите их скорее и верните в мой дом".

Дети находят в песке с помощью кисточек пазлы, собирают картинку с изображением ёлочных игрушек.

Логопед. Что же потеряла колдунья? Давайте, назовём ёлочные игрушки.

Дети. Бастинда потеряла сосульку, шар, мишуру, бусы, гирлянду, звезду

Логопед. А сейчас подберём слова. Ёлочные игрушки (какие?).

Дети. Красивые, блестящие, хрупкие, стеклянные, пластмассовые, прозрачные, узорчатые, разноцветные и др.

Логопед. Ёлочные игрушки (что делают?).

Дети. Ёлочные игрушки висят, качаются, падают, разбиваются, переливаются, блестят и др.

Логопед. С новогодними игрушками люди (что делают?).

Дети. Ёлочные игрушки покупают, изготавливают, вешают, роняют, любуются и др.

Логопед. Мы немного устали, выполняя задание Бастинды. Давайте отдохнём, превратившись в ёлочные игрушки.

Логоритмическое упражнение "Новогодние игрушки".

Дети на ковре под музыку изображают новогодние игрушки.

Логопед. У нас появились необычные новогодние игрушки. Вот шар.

Дети садятся на корточки, обхватив колени руками.

Логопед. А вот - сосулька.

Дети стоят на ковре, руки опущены вдоль туловища.

Логопед. Какая прекрасная звезда загорелась у нас.

Ноги широко расставлены, руки в стороны.

Логопед. Давайте соберём новогодние гирлянды.

Дети берутся за руки и плавно раскачиваются из стороны в сторону.

Д/У "Назови зимние приметы"

Логопед. Послушайте новое задание Бастинды:

Лучший праздник - Новый год.
Без зимы он не придёт.
Попрошу я Вас, друзья
Зиму сделать для меня.

Логопед. Как же нам создать зимний пейзаж в королевстве Бастинды? Давайте сначала вспомним зимние приметы.

Дети. Солнце светит, но не греет. Идёт снег. На земле лежат сугробы. Реки скованы льдом и т.д.

Логопед. Подумайте, из чего можно создать сугробы, ледяные дорожки, заснеженный лес?

Дети предлагают различные варианты, а педагог подводит их к идеи создания зимнего пейзажа из песка.

Сравнение песка и снега.

Логопед. Давайте сравним песок и снег.

Педагог показывает детям ёмкость со снегом.

Логопед. Какие у них отличия? Чем похожи?

Отличая:

Снег состоит из снежинок, а песок - из песчинок.

Снег тает, а песок не тает.

Снег белый, а песок - желтый и т.д.

Чем похожи:

Снег можно смочить водой, и песок можно смочить водой.

Из снега можно лепить фигуры, и из песка можно лепить фигуры.

Снег можно подкрасить красками, и песок можно подкрасить. Снег и песок тогда станут разноцветными и т.д.

Пальчиковая гимнастика "Снег"

Логопед. Давайте разогреем наши пальчики.

Снег сегодня шёл с утра Поднять руки вверх и медленно опускать их, быстро пошевелить пальцами.
Рада снегу детвора. Хлопать в ладоши.
Снег на ветках, на дорожках Поднять руки вверх. Поставить ладони на ребро параллельно друг другу. Плавными движениями вправо-влево двигать ладони вперёд.
На носах и на ладошках

Н. Метельская

Дотронуться до носа. Показать ладошки.

Игры с песком.

Логопед. Попробуем с помощью песка, кисточек, палочек создать высокие сугробы, ледяные дорожки, зимние деревья. Кто будет жить в нашем зимнем лесу? Каких животных мы не встретим зимой в лесу? "Создание зимнего пейзажа"

Дети с помощью кисточек, палочек создают ландшафтную картину "Зимний пейзаж". Размещают фигурки животных в "Зимнем лесу". Любуются созданной картиной, затем вытирают руки влажными салфетками.

Появляется колдунья Бастинда (плоскостное изображение). Она восторгается зимним пейзажем, хвалит детей за дружбу, доброту и возвращает детям ёлку.

Бастинда. Вы многому меня научили. Я теперь не буду вредить детям. Я буду встречать Новый год моём "зимнем лесу". До свидания.

Художественно-продуктивная деятельность.

Логопед. Посмотрите, ёлочка не новогодними украшена игрушками. Что делать?

Дети. Нужно изготовить новогодние игрушки.

Логопед. Вспомните, какие ёлочные игрушки мы с вами изготавливали. Возьмите необходимые материалы для их изготовления и приступайте к работе.

Дети самостоятельно изготавливают ёлочные украшения из приготовленного материала.

Логопед. Украсьте нашу ёлочку новогодними игрушками. Что мы можем сказать о ёлочке?

Дети. Наша ёлочка красивая, зелёная, нарядная, стройная, душистая и т.д.

Заключение.

Логопед. Ёлочка благодарит вас за наряд, который вы ей подарили. Что нового вы узнали сегодня? Какое задание Бастинды вам понравилось больше всего? Почему? Давайте оставим на память ёлочке свою фотографию (пиктограмма). Какое настроение у вас будет на вашей фотографии? Почему?

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 112 с. (Программа развития).
  2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. / Н.Г. Метельская. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. - (Логопед в ДОУ).