Уроки-экскурсии как средство реализации регионального компонента в математическом образовании младших школьников

Разделы: Начальная школа


1. Теоретическое обоснование использования уроков-экскурсий в математическом образовании младших школьников

1.1. Роль образовательных экскурсий в начальной школе
1.2. Особенности математических экскурсий
1.3. Подготовка и проведение экскурсий по математике

2. Практическое описание опыта использования математических экскурсий

Заключение

Введение

В современных образовательных стандартах предусматривается связь образования с реальной действительностью.

Социальная значимость начального математического образования достаточно очевидна. Роль математики, которая во все времена имела бесспорное культурное и практическое значение, не может быть подвергнута сомнению, ее роль в техническом и экономическом развитии общества трудно переоценить.

Анализ сложившегося состояния проблем математического образования дает основания полагать, что поставленная перед современным образованием цель подготовки выпускников школ к адекватному использованию математики в повседневной практической жизни не достигла высоких результатов.

Начальный курс математики, являясь органической частью школьного курса математики, нацелен как на создание прочного фундамента для дальнейшего обучения предмету, так и на практическое использование полученных знаний в реальной жизни.

Отметим, что в системе обучения младших школьников достаточно медленно и постепенно происходит осмысление того факта, что реальное значение в практической деятельности младших школьников имеет не само по себе математическое знание, а то личностное развитие, которое приобретает школьник в процессе изучения математики.

Все вышеуказанные положения свидетельствуют о необходимости приблизить изучение математики к реальной действительности, которая окружает ученика и помочь ему, с одной стороны, сохранить познавательный интерес, а с другой, освоить способы решения практических задач, для которых математические знания выступают надежным инструментом.

Таким образом, одно из требований к современному начальному образованию заключается в необходимости учета региональных особенностей в изучении различных дисциплин начальной школы. Традиционно региональный компонент реализуется в программах естественнонаучного и литературоведческого циклов. Возможности же математики как учебного предмета используются недостаточно, так как не всегда осознается то содержание, которое можно рассматривать на уроках и во внеурочной работе по математике для изучения родного города и края. К тому же, современные учебники не всегда могут помочь в этом, так как они созданы для обучения школьников во всех регионах России. Таким образом, данная проблема остается не достаточно разработанной.

Одним из средств, которые позволяют реализовать эту идею, может стать математическая экскурсия.

Цель нашей работы: выявить особенности организации математических экскурсий, связанных с реализацией регионального компонента в начальном математическом образовании.

Задачи: 1) дать характеристику экскурсии как основной из форм для реализации регионального компонента в математическом образовании младших школьников; 2) выявить особенности организации математических экскурсий; 3) разработать серию уроков-экскурсий, направленных на реализацию регионального компонента; 4) оценить эффективность проделанной работы.

Идея: обосновать целесообразность экскурсии при организации уроков математики с точки зрения новых стандартов.

1. Теоретическое обоснование использования уроков-экскурсий в математическом образовании младших школьников

1.1. Роль образовательных экскурсий в начальной школе

Слово “экскурсия” в словарях трактуется очень просто: “Это прогулка с образовательной, научной, спортивной и увеселительной целью”. (Психологическая энциклопедия: / под ред. Р Корсини, А Ауэрбаха, 2-е изд. СПб., 2003.)

Мы рассмотрим образовательные экскурсии, которые преследуют прежде всего познавательные цели.

Экскурсия как форма урока может поддерживать любознательность у всех школьников. Известно, что младшие школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с окружающим миром. Таким образом, экскурсия особенно на природу, как вид деятельности соответствует их мотивационной сфере.

Образовательная экскурсия как форма урока обеспечивает здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяет устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относятся:

– неподвижность за партой во время урока;

– длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением, подавление эмоций;

– преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников.

Экскурсии позволяют осуществлять образование многосенсорно по принципу: вижу+слышу+осязаю+обоняю+трогаю+двигаюсь+чувствую. Таким образом, экскурсия как форма урока позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал: “Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств… приняли участие в акте запоминания”. (Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968).

Если рассматривать экскурсию как средство наглядности образовательного процесса, то ее главная цель – расширение чувственного опыта детей и поиск, например, математики за пределами школьного учебника и классного кабинета.

Я.Корчак говорил: “Ребенок – это взрослый человек. Интеллектуально он равен нам, ему не хватает жизненного опыта”. (Кочнов В. Ф., Я Корчак: Книга для учителя. М., 1991).

Известно, что в содержание образования входят не только знания, но и опыт осуществления известных способов деятельности (умений, навыков, творчества), отношения к людям, к миру, к себе. Уроки-экскурсии позволяют ученикам получать и накапливать подобный опыт, а значит, полнее овладевать знаниями.

Следующая цель уроков-экскурсий – развитие у школьников внимания, наблюдательности и зоркости, формирование общеучебного умения видеть через наблюдение. Рассматривание и выделение отдельных (например, математических) граней окружающей действительности.

К. Д. Ушинский подчеркивал значимость такой задачи обучения, как развитие у ученика наблюдательности. Он считал, что важно “дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души”.

Образовательные экскурсии помогают формировать ключевые компетенции:

– способность ориентироваться в окружающей действительности;

– коммуникативность и развитие речи;

– наблюдательность;

– умение добывать информацию;

– совместное принятие решений.

1.2. Особенности математических экскурсий

На первых этапах изучения математики в начальной школе особенно важно больше внимания уделять вопросу выделения математических фактов из реального мира. Но эта возможность, к сожалению, не всегда используется педагогами. Если они не предоставят ученикам шанс поискать вокруг себя математические факты, то мало кто из детей заметит их и проявит к ним интерес самостоятельно. Наше внимание избирательно, и если его не направлять на что-то специальное, это “что-то” можно не заметить. Для этого очень важно задавать ученикам очень простой, но действенный вопрос: “Что вы видите?” Обязательно надо дать детям время еще раз посмотреть вокруг, надо также выслушать всех, кто желает что-то сказать. В результате ученики, дополняя друг друга, перечислят многое из того, что они как бы впервые увидели. Появившуюся во время наблюдений точку зрения ученику часто необходимо аргументировать. В данном случае будет уместен вопрос: “Что вы видите здесь такого, что позволяет вам так считать?” В результате у детей развиваются мышление и речь. Каждый ученик делает вклад в ход урока в силу своих индивидуальных особенностей.

Таким образом, математические экскурсии:

– развивают наблюдательность, внимание, память;

– способствуют совершенствованию мышления, речи;

– приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;

– дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание;

– помогают лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, прочно запомнить;

– поддерживают интерес к учению, улучшают мотивацию.

1.3. Подготовка и проведение экскурсий по математике

Изучив методическое пособие Т. В. Смолеусовой “Уроки-экскурсии по математике в начальной школе”, М.: ТЦ Сфера, 2005, мы выделили основные этапы, формы и место проведения уроков-экскурсий.

В подготовительный период педагогу важно продумать:

– разные образовательные цели экскурсии;

– место проведения, маршрут и объекты наблюдения;

– задания и вопросы для детей.

Следует также позаботиться об оборудовании урока-экскурсии, предупредить детей, что им могут понадобиться рулетки, модели прямого угла, блокноты, мелки и т. д.

Место проведения урока-экскурсии может быть различным:

– на природе (парк, лес, берег, сквер, школьный двор и др.);

– на улице населенного пункта, поселка, города, во дворе жилого дома;

– на предприятии (фабрика, завод, почта, элеватор, магазин);

– в музее;

– в школе (столовая, библиотека, рекреация, школьный музей);

– смешанные.

В методике проведения экскурсии выделяют три основных этапа:

1) доэкскурсионная подготовка

2) проведение экскурсии

3) обработка экскурсионного материала

Образовательная экскурсия по математике, как и по любому предмету, начинается с вводной беседы учителя. Основная часть – самостоятельная работа учащихся. Завершается экскурсия презентацией результатов самостоятельной работы, которая выполнялась в группах или индивидуально, и подведением итогов.

Для того, чтобы математическая экскурсия не уподобилась скучной экскурсии с гидом, учитель выступает в роли организатора самостоятельной поисковой работы учеников. Поэтому он предлагает ученикам только вопросы, а не готовые ответы, не объясняет, а спрашивает.

Основная форма проведения экскурсии – групповая. Для этого следует планировать несколько заданий, равнозначных по сложности и затраченному времени для одновременной, параллельной работы групп по 3-5 человек, редко по 7. В больших группах некоторым детям трудно быть задействованными, поэтому желательно группы не укрупнять. Важно также продумать и проконтролировать распределение ролей внутри группы так, чтобы все ученики были вовлечены в практическую деятельность.

Приведем пример распределения ролей в группе из 7 человек:

1-й ученик придумывает задачу на предложенную учителем тему;

2-й ученик изображает условный рисунок;

3-й ученик делает для нее схему

4-й ученик выполняет для точности схемы необходимые измерения;

5-й ученик записывает арифметическое решение;

6-й ученик оформляет ответ задачи;

7-й ученик наблюдает за всем, что делается в группе, чтобы потом рассказать другим о результатах своей работы.

Каждая группа получает свое особое задание, которое выполняет совместными усилиями. По результатам работы каждой группы и представления их перед другими создается новое знание. Члены каждой группы становятся экспертами в своем вопросе. Все группы дополняют друг друга.

Пример задания во время обобщающей экскурсии по математике:

1-я группа находит и называет все то, что можно посчитать;

2-я группа – то, что можно измерить;

3-я группа – то, что имеет форму;

4-я группа – то, где есть изображение математических знаков;

5-я группа – то, что имеет части;

6-я группа – то, что можно упорядочить.

2. Практическое описание опыта

Организация экскурсий возможна на любом математическом содержании. На уроках-экскурсиях по математике можно:

– смотреть и видеть, наблюдать;

– слушать и слышать;

– говорить о том, что видишь;

– рассуждать, договариваться и т. д.

Во время математической экскурсии учитель должен нацеливать ребят на то, чему они должны научиться:

– вычленять свойства предметов, группы предметов, процессов;

– находить математику вокруг себя.

На экскурсии можно детям предложить:

– собирать счетный и справочный материал, числовые данные;

– выкладывать из опавших листьев, шишек, камушков, опавшей хвои, палочек математические знаки, фигуры, модели к задачам;

– лепить из снега объемные фигуры;

– пускать самодельные кораблики из бумаги или старой сосновой коры, сравнивать их скорости, определяя ее при помощи секундомера и рулетки;

– вытаптывать на снегу геометрические фигуры;

– рассматривать всевозможные объекты, например, деревья (какие углы между ветками и стволом), окна (сколько в них спряталось прямоугольников);

– рисовать на асфальте, на песке, на снегу геометрические фигуры, цифры, числовые выражения, чертежи к задачам и т.д.

– собирать материал для дальнейшего составления и решения своих задач в классе, для создания сборника задач по разным темам, разного уровня сложности и с разными сюжетами, в том числе задачи с краеведческим содержанием.

В рамках реализации регионального компонента на уроках математики необходимо включать задания, которые бы знакомили ребят с историей края, его культурой, природными и географическими особенностями. Уроки-экскурсии раскрывают перед учителем большие образовательные и воспитательные возможности в этом направлении.

В. А. Сухомлинский так писал о воспитательной функции экскурсий: “…для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога – постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину”. (Cухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1972).

Поэтому мы считаем, что знакомство младших школьников с родным краем необходимо начинать постепенно, с того, что их повседневно окружает в реальной жизни: улица, на которой ученик живет, его дом, двор, школа, парк, который находится неподалеку и т.д.

Приведем пример фрагмента урока-экскурсии с краеведческим содержанием.

2-й класс.

Тема: Подготовка к решению задач.

Цели: учить понимать схему задачи, строить ее и соотносить с условием.

Вводная беседа:

Учитель: Что вы видите на улице?

Дети: Дома, дорогу, машины, деревья.

Учитель: Поговорим о домах. Их еще называют зданиями. Какие бывают здания?

Дети: Маленькие и большие; высокие, многоэтажные и не очень высокие.

Учитель: Для чего здания предназначены?

Дети: Для жилья, для магазинов, для больниц, для аптек, для школ.

Учитель: Мы сейчас совершим прогулку по улице, на которой стоит наша гимназия. Ваша задача – посчитать, сколько на улице жилых домов, магазинов, аптек, образовательных учреждений, больниц и т. д.

После прогулки возвращаемся к зданию гимназии и рассказываем, что видели.

Учитель: Итак, на том участке улицы, который мы прошли, находится 18 зданий. Из них 4 магазина, 1 поликлиника, 1 аптека, 1 гимназия, 1 детский сад, 10 жилых домов.

Задания по группам:

1 группа: Покажите на чертеже, сколько жилых домов на нашей улице.

2 группа: Покажите на чертеже, сколько медицинских учреждений на нашей улице.

3 группа: Покажите на чертеже, сколько учреждений образования на нашей улице.

4 группа: Покажите на чертеже, сколько нежилых зданий на нашей улице.

5 группа: покажите, сколько нежилых зданий на нашей улице.

Общие учебные умения: умение наблюдать, дифференцировать, обобщать, договариваться, аргументировать свое мнение, моделировать.

Заключение. Таким образом, для того, чтобы приблизить обучение к реальной действительности, необходимо учитывать региональные особенности в изучении различных дисциплин начальной школы. Математические уроки-экскурсии дают большие возможности для организации различных видов деятельности учащихся, в результате которых они изучают свой родной край.