Классный час по теме "Совесть"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:
  • Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с произведением А.П. Гайдара «Совесть», значением слова «совесть»;
  • Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор;
  • Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.

Ключевые понятия: добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация «Совесть»; цветные карточки: желтые, зеленые, голубые; рисунки: облако-тучка-солнышко; карточки со словами: «Жить в ладу со своей совестью», карточки для 1 группы: совесть, доброта, грех), 2 группа: дружба, совесть, ложь, 3 группа: любовь, совесть, трусость; карточки со словами: ДОБРО, ЗЛО; произведение А.П. Гайдара «Совесть»; словари: БСЭ, В.Даля, Ушакова; пословицы; сердечки; кроссворд; альбомные листы и фломастеры.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Добрый день, дети. Выберите себе цветную карточку. Дети с желтой карточкой сядут за 1 ряд, вы – 1 группа, с зеленой карточкой – за 2 ряд (2 группа), с голубой карточкой – за 3 ряд (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами.

2. Рефлексия

Учитель. В начале нашего занятия я бы хотела знать ваше настроение.

Тест. «Облако. Туча. Солнышко» (на карточках дети раскрашивают символ)

Учитель. Кто из вас выбрал тучу? Почему?

Учитель. А у кого облачко раскрасилось?

Учитель. Ребята, что нужно сделать, чтобы у них изменилось настроение? Покажите свои солнышки.

Учитель. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.

3. Мотивационная установка на успех

Учитель. Повторяйте за мной:

Я хороший добрый человек,
Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.

Учитель. У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. Прочитает дружно та команда, которая быстрее всех соберет. (Жить в ладу со своей совестью.)

Учитель. Молодцы!

4. Сообщение темы и цели занятия

Учитель. Кто из вас догадался, какая тема нашего занятия?Учитель. Молодец.

Учитель. А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить.

На слайде слова-подсказки:

– я узнаю…– будем учиться развивать в себе и помогать …-воспитывать …

Учитель. Молодцы, вы правильно определили.

Учитель. Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут детям жить в ладу со своей совестью.

5. Знакомство с произведением А.Гайдара. «Совесть». Работа над понятием «Совесть»

Учитель. На парте перед вами карточки, прочитайте слова. Скажите одним словом, что это? (Для 1 группы: совесть, доброта, грех) , (2 группа: дружба, совесть, ложь), 3 группа: любовь, совесть, трусость).

А теперь распределите по признаку эти качества на 2 группы. Что у вас получилось? (добрые и злые)

Работа с доской: прикрепите карточки в 2 столбика: ДОБРО ЗЛО

Учитель. Какое слово повторяется несколько раз? (Совесть.)

Знакомство с произведением А.Гайдара. «Совесть». (Читает учитель)

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

– Нет! – удивленно ответил малыш. – Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Учитель. Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)

Учитель. В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.

Учитель. Так отчего было тяжело на сердце Нины?

Учитель. Жила ли Нина в ладу со своей совестью?

Учитель. Какие чувства противоречат голосу совести?

Учитель. В какой столбик их запишем?

Учитель. Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души?

Учитель. В какой столбик их запишем?

Учитель. Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?

Учитель. Что является лекарством, исцеляющим душу?

Учитель. Что такое СОВЕСТЬ?

Учитель. Продолжите мою фразу: «Совесть – это…» (Дети передают друг другу мягкую игрушку)

Работа с дополнительным источником.

Учитель. А как толкуют значение этого слова авторы словарей.

Предлагаю группам поискать это определение в разных словарях и хорошо читающие дети вслух произносят.

1 группа. БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

3 группа. Совесть (по Ушакову) СОмВЕСТЬ

Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Учитель. Подберите слова-синонимы к слову СОВЕСТЬ.(стыд, честь)

Учитель. Подберите слова-антонимы к слову СОВЕСТЬ (наглость, безбожность, бесстыдство)

Учитель. В народе созданы пословицы и поговорке о совести, вспомните их.

Работа с пословицами и поговорками.

1. Соедини части так, чтобы получилась пословица.

Чтение пословиц по 1 от каждой группы.

  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • Совесть без зубов грызет.
  • От человека утаишь, а от совести нет.

2 .Игра «Найди пару».

– Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить (каждой группе по 1 пословице)

  • Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  • Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  • Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Учитель. Помогите восстановить пословицу.

3..Составление пословицы.

Глаза – …, душа – …, совесть – ... . ( порука мера вера)
(Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука (ответственность).

Учитель. В чём её мудрость?

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Учитель. Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.

Кроссворд.

  1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
  2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
  3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
  4. Недоброе чувство, мысль или дело.
  5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
  6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
  7. Состояние полной, высшей радости.

Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.

Стихотворение Александра Яшина

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство
И есть еще – Совесть и Честь.

Учитель. Для чего нам совесть?

Учитель. Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?

Учитель. В чём она нам помогает?

Работа в группе. Рисование символа совести.

Учитель. Ребята, нам дали задание нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем. Самый лучший мы предложим в ЦВР.

(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)

Выставка символов на доске. Выбор лучшего.
Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Что самое главное в человеке? А еще?

Ответы детей на листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку)

Построение символа совести.

Теперь я предлагаю вам построить наш символ на доске из полосок с личностными качествами , которые записали вы.

(Дети берут полоски со словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево..)

Учитель. Молодцы.

4. Итог занятия

Учитель. Сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети пишут на лепестках цветка свои мысли: У меня много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…

5. Рефлексия

Я узнал (а)…Было приятно….Меня удивило….

Учитель. Спасибо за занятие.