Проектная деятельность младших школьников в реализации Программы "Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников"

Разделы: Внеклассная работа


Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было в центре внимания государства. В свою очередь превращение моральных требований суверенного, демократического и правового общества в нормы и правила поведения каждого гражданина, в первую очередь молодого поколения, в частности учащихся, является одной из актуальных проблем современности. Решение ее возложено в основном на школу, на педагогический коллектив, от плодотворной деятельности которого зависят успехи в воспитании достойного поколения. Немалую роль в этом процессе, конечно, играет семья, имеющая свои родовые традиции, базирующиеся на обычаях и традициях народа.

В нравственном воспитании школьников эти народные традиции и обычаи имеют огромное значение. Семейные традиции складывались веками. Они передавались из поколения в поколение, многие из них продолжают бытовать и в современных семейных отношениях и используются в нравственном воспитании молодежи. Народ, обладающий тысячелетней нравственной культурой, не может допустить того, чтобы его подрастающее поколение было малограмотным, не приобщалось к современным знаниям, нравственным ценностям, семейным традициям, ценностям отечественной и мировой культуры, достижениям науки, техники и т. п.

Однако при всей важности и значимости проблемы использования культурного наследия и духовно-нравственного потенциала семейных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы, она практически остается невостребованной.

Исходя из этого, возникла необходимость специальной работы для использования семейных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников.

В 2007 году я участвовала в областном обучающем семинаре «Основы Православной педагогики и психологии» с участием к.п.н. О.М. Потаповской (г Москва) и апробировала рекомендованную ею программу «Подарок к празднику» в четвёртом классе. В прошлом учебном году занималась с ними на факультативном курсе «Истоки» седьмой класс «Слово и образ Отечества». Результативность этой программы высокая. Коллектив этих детей активно принимает участие в областных, районных, сельских и школьных мероприятиях («Любино – Софийская ярмарка», театральные недели, праздники).

В 2010-2011учебном годуя разработала творческий проект по духовно – нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, с которыми я работаю.

«Пусть каждый, - пишет К.Д.Ушинский - припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребёнок свои дни считает от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Природа со своим годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот элементы, озаряющие в памяти каждого человека праздник». [1,c. 9]

Развивая мысль, основателя русской научной педагогики К.Д. Ушинского отметим, что даже в наш не простой век в силах мудрых и деятельных взрослых (педагогов, родителей) помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту природы, непреходящую ценность традиции, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доверии, взаимопонимании и творчестве.

Задуманный педагогический проект посвящён духовно – нравственному воспитанию детей во внеурочной деятельности получил название «Весенний венок». Проект родился коллективными педагогическими усилиями после тщательного продумывания содержание и формы проведения весенних праздников с педагогами, детьми и родителями. В проекте рассматривается практически весь весенний цикл народных праздников с готовым материалом для проведения «Масленичной недели», «Пасхальной седмицы», «Троицы» и «Русальной недели» Такого цикла проведения праздников ещё не было в данном учреждении.

Цель проекта: приобщение детей младшего школьного возраста к отечественным духовно – нравственным традициям через организацию художественно – продуктивной деятельности.

Задачи: знакомство детей с особенностями проведения праздничных дней весеннего цикла народного календаря

Для решения этой задачи необходимо подобрать литературу, её проанализировать и составить конспекты, сценарии задуманных дней.

  • содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию выразительной речи, навыков речевого общения в совместной деятельности;
  • развитие навыков художественной деятельности и ручных умений работы с бумагой, картоном, тканью, ватой и др.

Для решения этих задач необходимо подобрать различные стихотворения, песни, заклички, поделки, которые будут сопровождать проведению праздничных дней весеннего цикла.

  • формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями народные календарные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла.

Для решения этой задачи провести анкетирование родителей и детей, какие праздники они отмечают.

Концепция проекта:

 Для реализации поставленных целей и задач была изучена и проанализирована литература. Проанализировав источники, выяснила, что весенний цикл начинается с последней недели зимы и заканчивается в начале лета. Учитывая то, что в проект было задумано включить краеведческий материал нашего села, готовых разработок и готовых методических материалов, чтобы взять за основу не оказалось. Был составлен свой цикл весенних праздников для применения и реализации в нашем учреждении, учитывая возрастные особенности младшего школьника.

«Весенний венок» это цепочка праздничных мероприятий народного календаря.

Проект краткосрочный - с 28 февраля 2011года по 19 июня 2011года.

В настоящее время проект реализован.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный, теоретический –февраль

Цель этапа: Изучение, подбор и анализ литературы народной культуры, разработки сценариев.

Результат: Составление сценариев праздничных дней.

2. Основной – технологический с 28 февраля 2011года по 19 июня 2011 года.

Цель этапа: приобщение детей младшего школьного возраста к отечественным духовно – нравственным традициям через организацию художественно – продуктивной деятельности.

- с 28 февраля по 6 марта «Масленичная неделя»

Результат: проведение масленичной недели «Широкая масленица»

- 22 марта «Сорок мучеников» (праздник – сорока или заклички птиц)

Результат: Проведен 18 марта

- 17 апреля «Вербное воскресенье»

- 24 апреля «Пасха»

- 12 июня «Троица»

- с13 июня по 19 июня «Русальная неделя»

3. Заключительный август, сентябрь 2011 год.

Цель этапа:Подведение итогов проекта.

Результат: Составление методического пособия «Весенний венок» с приложением диска, разработок и музыкальных заставок.

Система управления проекта: семья, школа. д\сад, школьная библиотека, СКД , сельская библиотека.

Полученные результаты:

  1. Дети ознакомились с особенностями проведения праздничных дней весеннего цикла народного календаря (разучили игры, песни).
  2. Составили сценарии праздничных дней.
  3. Содействовали развитию речи детей (составление закличек, разучивание стихотворение, рассказов о семейных традициях).
  4. Развивали навык художественной деятельности и умение работать с бумагой и др. материалами (проведены мастер класса, выставки детских работ)
  5. Составлено методическое пособие «Весенний венок» с приложением разработок, музыкальных заставок.

Анкета для родителей и детей:

  1. Какой вы веры исповедания?
  2. Знаете ли вы народные православные праздники?
  3. Если знаете, то отметьте какие:
    «Масленица»
    «Троица»
    «Пасха»
    «Вербное воскресенье»
    «Русалии»
    «Купала»
  4. Какие православные народные праздники вы отмечаете в семье?
  5. Какие вы знаете весенние народные православные праздники?
  6. Какие вы знаете летние народные православные праздники?
  7. Какие вы знаете осенние народные православные праздники?
  8. Какие вы знаете зимние народные православные праздники?

Список литературы

  1. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2 – М., 1988

Презентация