Урок на тему "Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с лирикой Пушкина о любви, показать её своеобразие и неповторимость.
  2. Продолжить развитие умения анализировать стихотворения, видеть психологические детали, логически мыслить, высказываться на литературную тему, видеть проблему и намечать пути её решения.
  3. Обучать выразительному чтению, воспитывать интерес к изучаемой теме, пробудить в учащихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки

Оборудование: мультимедийная аппаратура; презентация “Адресаты лирики А.С.Пушкина” (Приложение 1); аудиозаписи романсов на стихи А.С.Пушкина: М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”, Н.А. Римского-Корсакова “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”, Цезаря Кюи “Сожженное письмо”, А. Бородина “Для берегов отчизны дальней...”; аудиозапись стихотворения “Мадонна” в исполнении И.Смоктуновского.

1. Слово учителя

Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя “страстям мятежным”, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в “погасший пепел”. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была потребность любить.

Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его “донжуанского списка”. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выделена за пределы быта, “житейской прозы”. Стихи Пушкина – это не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражение философских представлений поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.

Мария Раевская писала: “Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. Мне вспоминается, … недалеко от Таганрога, … завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее… Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи: мне было тогда лишь 15 лет”.

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами.

Не претендуя даже намеком на отведенную ей некоторыми позднейшими исследователями творчества Пушкина роль его “единственной” и “потаенной” любви, Мария Раевская, с явным удовлетворением вспоминает, что и она в ряду всех тех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми поэт встречался и в которых как поэт был влюблен, что и она дала повод для прелестных стихов. М.Н.Раевская точно поняла главное: “В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел”.

В любовной лирике Пушкина главное не она в своем персональном, индивидуальном облике, а он: его чувства, настроения и переживания.

В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением.

Влюбчивый, увлекающийся до беспамятства, чью биографию пушкинисты вычислили и расписали с точностью, кажется, до часа, поэт оставил множество любовных стихотворений, которые при многочисленности “адресатов” поражают тем, с трудом поддаются лирической циклизации. Судить по стихам Пушкина о его действительных увлечениях трудно: случайная встреча могла породить прекраснейшие стихи, сильная страсть – не оставить почти никаких следов. Сам поэт признавался, что в отличие от Петрарки, “любя, был глуп и нем. Прошла любовь – явилась Муза, и прояснился темный ум…”. Возможно, по этой причине любовные стихи Пушкина написаны большей частью как воспоминание, так, что строки, посвященные Е.Воронцовой, например, могут перемежаться со стихами к А.Ризнич, вовсе не свидетельствуя при этом о “ветрености” или “неверности” поэта. Скорее, это было признаком верности тому, что сам он называл идеалом, с которого создавались и Татьяна, и другие героини его поэзии, реальные и вымышленные.

Являлись музы, как виденья
На кратком жизненном пути,
Рождая силу вдохновенья
Для новой пламенной любви.

И с позволения поэта
Я чувствам должное воздам,
Не нарушая стиль при этом
И череду любимых дам.

– Кому же посвящал свои стихи А. С. Пушкин?

2. Сообщения учащихся о Е. Бакуниной, Е. Голицыной, А. Керн. (Приложение 2)

3. Анализ стихотворения “Я помню чудное мгновенье”

– Только ли любовной теме посвящено это стихотворение?

– О чём и что говорит оно?

– Как поэт рисует образ возлюбленной? (Очень схематично, мы можем отнести его слова к любой женщине).

– Почему именно так пишет Пушкин? (Ведь Керн была очень красива!)

(Оказывается, стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” лишь вызвано к жизни встречей с Керн, но посвящено не ей, а пробуждению души поэта, стремлению её к творчеству, к чему-то высшему и безмерному).

– Какие периоды жизни Пушкина отразились в этом стихотворении?

– Какая часть стихотворения показывает пробуждение от мучительного сна?

– Чем она отличается от двух других?

– В чем смысл “кольцевой” композиции, повторов?

В этом стихотворении на первом плане – субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются “и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь”, которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения. Надежда на то, что новая любовь впереди, – самая высокая и светлая надежда Пушкина.

– С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи “Я помню чудное мгновенье”.

Звучит романс М. Глинки на стихи А. Пушкина “Я помню чудное мгновенье”.

– Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Вслушайтесь в само звучание?

– Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы и даже повтор строк?

– Случайно ли это? И почему автор избрал для повтора именно эти слова?

– Другое произведение поэта, которое также привлекло внимание композитора Н.А. Римского-Корсакова, – стихотворение “На холмах Грузии...”. Это последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской, дочери прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н. Раевского.

4. Сообщение учащихся о М. Волконской

(Звучит романс Н.А. Римского-Корсакова “На холмах Грузии лежит ночная мгла...”)

– Среди адресатов любовной лирики А.С. Пушкина – Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссийского края. Современники отмечали ее ум, образованность, очарование и “прелесть обхождения”.

5. Сообщение учащихся о Е. Воронцовой

(Звучит романс Цезаря Кюи “Сожженное письмо”)

6. Сообщение учащихся об А. Ризнич

(Звучит романс А. Бородина “Для берегов отчизны дальней...”)

7. Сообщение учащихся об А. Олениной

– Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии “Я вас любил…”, выделяющейся высотой нравственного чувства, взлетом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения. В стихотворении выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

8. Анализ стихотворения “Я вас любил…”

– В стихотворении “Я вас любил...” много психологических деталей. Каких?

(Пик чувства пройден, поэта не мучит “болезнь” любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще “угасло не совсем”. В его душе оживает любовь-воспоминание).

Какая это была любовь?

(Это была любовь невысказанная, “безмолвная”, не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).

– Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?

(Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы “другой” любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за “безмолвную” любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима).

– Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х гг., нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогии).

– От плена изящной Олениной поэта избавила юная 16-летняя Наталья Николаевна Гончарова, поразившая Пушкина царственной, гармоничной и одухотворенной красотой.

9. Сообщение учащихся о Н.Н. Гончаровой

Чувство глубокой любви и нежности Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Наталье Николаевне посвящены прекрасные стихотворения: “Когда в объятия мои”, “Мадонна”, “Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит”.

(Звучит стихотворение “Мадонна” в исполнении И. Смоктуновского)

10. Слово учителя

Любовь в поэзии А.С.Пушкина – это глубокое, чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она – дар жизни. Любимая представляется поэту как “гений чистой красоты”, как “чистейшей прелести чистейший образец”.

Я думаю, что, познакомившись с любовной лирикой А.С.Пушкина, вы согласитесь с мнением В.Г.Белинского: “Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”.

Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь.

11. Информация учащихся о домашнем задании

1) выполнить письменный анализ одного из стихотворений о любви;
2) выучить одно стихотворение наизусть по выбору учащихся.

12. Подведение итогов урока.