Итоговый урок по теме "Четырехугольники" с использованием ИКТ

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательные – повторить и обобщить полученные знания по теме “Четырехугольники”; закрепить полученные знания при решении задач; подготовиться к контрольной работе;
  • развивающие – продолжить вырабатывать внимание, аккуратность, самостоятельность, развивать творческие способности, познавательную активностью;
  • воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, мобильности, умении общаться, общей культуры.

Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки для проверки теоретических знаний (с копировальной бумагой); с текстами задач; с домашним заданием.

В течение урока, при ответах на вопросы и при решении задач ученики получают жетоны за правильные ответы: темные, ценой 1 балл, и яркие , ценой 3 балла. Чтобы получить оценку “5” необходимо набрать не менее 6 баллов, а чтобы получить оценку “4” – необходимо набрать 4 – 5 баллов.

Ход урока

1. Работа по готовым чертежам:

Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:

  • Назовите фигуры, у которых противоположные стороны параллельны.
  • Назовите рисунки, на которых изображены четырехугольники.
  • Почему фигура №12 не является четырехугольником?
  • Назовите рисунки, на которых изображены четырехугольники, у которых противоположные стороны параллельны.
  • Как называются эти фигуры?
  • Что вы знаете о параллелограмме?
  • Чем интересен параллелограмм №5, что вы знаете о нем?
  • Чем интересен параллелограмм №8, что вы знаете о нем?
  • Чем интересны четырехугольники №6 и №9, что вы знаете о них?
  • Чем интересен параллелограмм №10, что вы знаете о нем?
  • Какие четырехугольники обладают осевой симметрией?
  • Какие четырехугольники обладают центральной симметрией?

Какие четырехугольники обладают и осевой симметрией, и центральной симметрией?

2. Устная работа.

Необходимо ответить на вопросы:

1. Знаете ли вы меня?
Хочу проверить.
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня четыре стороны
И все они между собой равны.
И у меня равны еще диагонали,
Углы мне они делят пополам, и ими
На части равные разбит я сам.

2. И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хотя меня и не назвали.
И хоть я не зовусь квадратом,
Он мне приходится родным братом.

3. Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Все же я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам.
Но все ж, скажи, дружок, кто я?

4. Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам.

5. Сказка – вопрос.

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению.

И вот один старый параллелограмм сказал: “Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем”.

Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: “Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам”.

Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны.

Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом.

По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

Вопросы:

  1. Кто стал королем?

  2. Кто был основным соперникам?

  3. Кто первым вышел из соревнования?

3.Теоретическая самостоятельная работа.

У каждого ученика листы с заданием в двух экземплярах и копировальная бумага. Они отвечают на вопросы, первый экземпляр сдают, а по второму – сами себя оценивают.

1. Заполните таблицу, отметив знаки + (да) и – (нет).

  Параллелограмм Прямоугольник Ромб Квадрат
1. Противолежащие стороны параллельны и равны

+

+

+

+

2. Все стороны равны.

-

-

+

+

3.Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180°.

+

+

+

+

4. Все углы прямые.

-

+

-

+

5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

+

+

+

+

6. Диагонали равны.

-

+

-

+

7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов.

 

-

-

+

+

2. (1 вариант.) Выберите правильный ответ.

1) Любой прямоугольник является:

а) ромбом;
б) квадратом;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.

2) Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник – …

а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.

3) Ромб – это четырехугольник, в котором…

а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны;
б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам;
в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны;
г) нет правильного ответа.

(2 вариант.) Выберите правильный ответ.

1) Любой ромб является:

а) квадратом;
б) прямоугольником;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.

2) Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм – …

а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.

3) Прямоугольник – это четырехугольник, в котором…

а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны;
б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов;
в) два угла прямые и две стороны равны;
г) нет правильного ответа.

4. Решение задач (см. здесь).

5. Итог урока. Выставление оценок.

6. Домашние задание:

1) Повторить теорию, глава V.
2) Подготовиться к контрольной работе.
3) Решить индивидуальные задачи.

Литература

  • Геометрия. 7-9 классы. Учебник. Атанасян Л.С. и др. (2010, 384с.) 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
  • Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь. Атанасян Л.С. и др. (2010, 65с.) 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 65 с
  • Геометрия. 8 класс. Дидактические материалы. Зив Б.Г., Мейлер В.М. (2010, 159с.) 13-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  • Дидактические материалы по геометрии для 8 класса с углублённым изучением математики. Зив Б.Г., Некрасов В.Б. (2000, 80с.) М.: Просвещение, 2000. – 80 с.
  • Тесты по геометрии. 8 класс: к учебнику Атанасяна Л.С. и др. – Фарков А.В. (2009, 110с.) М.: Экзамен, 2009. – 110 с.
  • Геометрия. 8 класс. Тематические тесты. Мищенко Т.М., Блинков А.Д. (2008, 128с.) М.: Просвещение, 2008. – 128 с.

Презентация