Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Внедрение в практику своей  работы новых форм организации учебной деятельности (проектной,  исследовательской, работы  в составе  творческих групп)  способствует развитию дополнительных возможностей для самореализации личности, развития её творческого потенциала. 

Создание коллективных творческих проектов – одна из излюбленных форм работы моих учеников, представляющая простор для детской фантазии. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для развития чувства материала и пластичности формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда

Методический паспорт учебного проекта

Проект «Снежный городок»

Предмет: Искусство

Класс: 9 класс (Команда может быть сформирована по принципу: класс школы, дворовая команда, семейная команда, любой творческий коллектив).

Тип проекта: творческий.

Планируемый результат: Учащиеся в группах разрабатывают эскиз снежного городка, используя знания по ИЗО и проекционному черчению, представляют их классу, аргументируя собственную разработку. На этом этапе утверждается основной эскиз, по которому будет проходить строительные работы, направленные на изготовление снежного городка. 

Цель: Построить снежный городок на территории лицея.

Задачи:

  • Обучающая: Дать учащимся опыт проектирования в рамках совместной практической деятельности;
  • Воспитательная: Развивать навыки сотрудничества и кооперации;
  • Развивающая: Развивать навыки коммуникации: взаимопонимания, слушания, умения развивать самостоятельность и ответственность в ситуациях реальной деятельности.

Этапы работы:

  1. Первый этап (Актуализация темы, определение цели и задач проекта)
  2. Второй этап (Сбор идей)
  3. Третий этап (Оформление эскизов, чертежей)
  4. Четвертый этап (Защита проектов, выбор лучшего)
  5. Пятый  этап – Реализация проекта. Построение снежного городка на территории лицея

Материал:

  1. необходимое количество снега для изготовления фигуры
  2. допускается использование различных материалов для художественного оформления образа (краски, ткань, дерево, цветная бумага и т.п.)

Инструмент: деревянные, металлические лопаты, пилы, стремянки, вёдра для воды.

Время: 6 учебных часов (Декабрь)

Место проведения: Территория лицея

Оценка снежных фигур: Фигуры оценивается как художественное произведение:

50% - художественная ценность,

25% - оригинальность,

25% - техническое мастерство.

Осуществление учебного проекта

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя

Работа над проектом разбита на пять этапов, которые осуществляются в течение трех уроков:

Урок № 1 (Приложение 1)

1. Первый этап  (Актуализация темы. Определение цели и задач проекта).

Сообщается история возникновения фестиваля снежных фигур.

Учащимся предлагается разработать эскизы снежного городка и по лучшему из них, построить на территории лицея горки, лабиринты и фигуры из снега.

Определяется алгоритм выполнения проектной работы. Отмечается что,  приступая к созданию скульптуры, скульптор, прежде всего:

  • Делает эскиз.
  • Согласовывает эскиз с заказчиком (Презентация проекта).
  • После этого начинается создание скульптуры.

2. Второй этап (Сбор идей)

Проведение опроса участников проекта и обработка данных анкетирования.

Анкета.

Каким ты хочешь видеть зимний городок?

  1. Со сказочными героями.
  2. Древний замок.
  3. С фигурами животных.
  4. Со снежными аттракционами (горки, каток…).
  5. С разными фигурами.

Что нужно иметь для строительства зимнего городка?

  1. Зарисовки снежного городка
  2. Эскизы снежного городка
  3. План снежного городка

Кто должен заниматься строительством?

  1. Художники-скульпторы
  2. Учителя
  3. Родители
  4. Учащиеся лицея

Необходимо ли цветовое решение для снежных фигур?

  1. Да
  2. Нет
  3. Частично

Разработка общего плана работы над проектом по итогам анкетирования

  1. Определение вида снежного городка (С фигурами животных. Со снежными аттракционами (горки, каток…).
  2. Необходимая документация (План снежного городка).
  3. Строительство учащимися снежного городка в лицее.
  4. Цветовое решение (Да).

 Урок №2 (Приложение 2)

3. Третий этап (Оформление эскизов, чертежей):

Для работы организовывается  проектное бюро, куда будут входить три рабочие группы. Разбиться на группы поможет жребий (дети делятся на группы и рассаживаются за три стола). После определения общего плана работы, каждой группе предлагается список видов работ.

 4. Четвертый этап (Защита проектов, выбор лучшего).

Каждая группа учащихся демонстрирует свой пакет документов.

Оценивается:

  1. Идея проекта.
  2. Практичность, устойчивость.
  3. Реальность исполнения.
  4. Качество выполнения всей прилежащей документации: (зарисовки снежных фигур (с разных точек зрения), эскизы ледяных горок, план расположения снежных фигур и ледяных горок).

Урок №3 (Приложение 3)

5. Пятый  этап (Реализация проекта).

Построение снежного городка на территории лицея

Перед началом работы необходимо провести в  классе беседы на темы:

  1. Правила поведения при работе на улице
  2. ТБ при работе с лопатой, топором,  шпателем, водой.
  3. Технология создания снежных скульптур

Предварительная работа по изготовлению коробов и заполнению его снегом проводится на занятиях ОПТ под руководством учителя технологии (мальчики).

  1. Создаются деревянные короба из фанеры и бруса. Которые забиваются снегом
  2. Потом короба снимаются, и из готовой заготовки делается снежная скульптура.

Рекомендации и советы:

  • Интересный материал для "ледяного творчества" можно приготовить в домашних условиях. Это - цветной лед. Им можно декорировать уличные скульптуры.
  • Сделать его очень просто: в воду надо добавить немного акварели, хорошо ее размешать и, залив в емкость для льда, поставить в морозильную камеру. Из цветного льда также можно выкладывать красивую мозаику на ровных поверхностях.
  • При свете праздничной иллюминации наш городок заиграл неоновыми лучами, привлекая детвору и их родителей.

Благодарность:

  • Администрации лицея за материальную и моральную поддержку.
  • Охране лицея за сохранение нашего проекта от вандалов.

Заключение:

На объявленный смотр-конкурс, к сожалению, откликнулись не все. А в некоторых местах построенные снежные фигуры  кем-то разрушены.

Вместе с тем организаторы конкурса благодарят всех, кто  принял участие, и надеются, что с новым первым снегом, все  коллективы учебных заведений выйдут на строительство ледовых городков. Словом, мы внесли немалую лепту в создание праздничного облика нашего города, так что лицеисты – тоже немного волшебники…

Отзывы участников проекта:

Максим Клименко, ученик 9е класса: «Я по снегу в первый раз. Ничего сложного, наоборот все очень увлекательно и хочется заниматься скульптурой и дальше, после школы. Не знаю, как сложиться».

Айрат Миндубаев, ученик 9е класса: «Пока в снежной глыбе еще с трудом угадываются очертания будущей фигуры. Но именно это мне больше всего нравиться: что из горы снега получаются  персонажи нашего проекта. Удивительно»!

Рада Исмагилова, ученица 9д класса: «Это тот случай, когда приказ в удовольствие».

Андрей Михайлов, ученик 9а класса: «Мне нравится работать на свежем воздухе. Надоело в классе сидеть. Новогодняя атмосфера уже сейчас. Приятно заняться чем-то полезным».

 

К работе прилагается презентация (Приложение 4).