Дифференциация звуков и букв Б-Д

Разделы: Логопедия


Цели: 

  • образовательные:
    • уточнить и сравнить кинетически сходные  буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
    • формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д]  в слогах, словах;
    • совершенствование навыков выполнения  звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
    • обогащение словарного запаса.
  • коррекционно-развивающие:
    • развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
    • развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
    • уточнение пространственной ориентировки;
    • развитие мелкой моторики пальцев рук;
    • выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
    • развитие связной речи, высказывания.
  • воспитательные:
    • воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные  зеркала, цифровые линейки, проволока, коробочки с горохом, индивидуальные карточки под плёнкой, фломастеры, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.

План и ход урока

1. Организационный момент.

Проверим, как мы сидим, где у нас тетради, на месте ли ручки.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса):

– Посмотрите на картинку и выделите изображения  предметов наложенные друг на друга. 

рис.1

Что это? (Дерево, дом, бочка)

– Расположите слова-предметы по порядку  по количеству букв в них, начиная с  наименьшего.

Дом, бочка, дерево.

– Выделите первый звук в каждом слове.

2. Основная часть.

  • Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.

А сейчас я загадаю вам загадки, а  вы отгадайте их.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. (Дятел)  

  • Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].

рис.2

– Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий,  взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д – десны).

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)

  •   Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].

рис.3

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы).

  • Сопоставление звуков по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки  б-д, б-д… Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.

Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.

  • Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б]  и [д]  и рукописные буквы б и д.

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и  крючок вверху)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);

Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?

  • Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).

ба – да                        адо – або

бо – до                        ода – оба

ду – бу                        уда – уба

ды – бы                      абы – ады

Физпауза.

– Разогреем ручки.     

Это рука левая – держим ею тетрадь,                 левая рука вытянута вперёд
Сожмем ее в кулачок, чтоб тетрадку взять.       несколько раз сжимаем кулачек
Это рука правая, держим ею ручку,                   правая рука вытянута вперёд        
Сожмем ее в кулачок, чтобы ею писать.           несколько раз сжимаем кулачек

Запишите число и тему занятия.

Различение б – д.

  • Работа с проволокой и горохом.
  1. Выложить на подставках из гороха прописные маленькие буквы  б – д.
  2. Из проволоки по образцу учителя сделать прописные маленькие буквы б и д.
  3. Из каких элементов состоит буква б? А буква д?
  • Игра «Шифровальщики».
  1. Из названных слов записать в тетрадь букву, изучаемую на уроке и её место в слове.

Дом, рыбак, зебра, удочка, гнездо, облако, клубок, ягоды.

д 1, б 3,  б 3, д 2, д 5, б 2,  б 4, д 4.

  1. Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
  • Игра «Что лишнее?»

а) На  магнитной доске выставляются картинки: носки, ботинки, туфли, валенки.

– Какая картинка лишняя?      Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы?        Обувь

Запишите это слово графически в тетрадь. Как это? (черточками, обозначаем количество букв  в слове).

К доске  по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.         

_ б _ _ _

б) ложка, тарелка, стол, чашка.                               Посуда          _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, рубашка, шорты.                         Одежда         _ д _ _ д _

г) шкаф, стул, машина, полка.                                 Мебель         _ _ б _ _ _

  • Составьте слово из первых букв других слов, запишите в тетрадь новое слово(подчеркнуть б-д  разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

 Река, арбуз, день, утка, град, алфавит – радуга;

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.

  • Физминутка 

Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.

На каждую строчку стихотворения выполняем свое упражнение.

  • «Странные слова».

Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова. Они написаны со стрелками вместо букв. У одних стрелки вверх, у других – вниз.

– как вы думаете, с какой буквой будут слова, у которых стрелка «смотрит» вниз? (д).Почему?

– А у которых вверх? (б). Почему?

Спишите, вставляя нужные буквы.

   по↓арок, ­ашмаки, ­оро↓а,­есе↓а, ↓о­ро,  ↓у­инка,

Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.

  • Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа фломастерами  на карточках под пленкой и у доски).

Сегодня у нас учитель ……    Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные у себя на карточках (доска отвёрнута).

Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.

Проверим.

  • Физпауза.

Гимнастика для глаз.

рис.4

– Нарисуйте глазками звёздочку , начиная по стрелки.

  • Работа со скороговоркой.

– Повторите за мной скороговорку.

У деда карманы полны бобами.

Составьте графическую запись предложения (у доски).

___     д__д__     _____       _____      б__б___.

3. Итог занятия.

– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня …   Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.