Подготовка к ЕГЭ в начальной школе

Разделы: Начальная школа


ЕГЭ в начальной школе – это миф или реальность? Разговор об этом всё чаще можно услышать в среде педагогической общественности.

В 2010-2011 уч. году в Московском районе города Казани было организовано тестирование, целью которого был мониторинг образовательных достижений учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Основные направления мониторинга – реализация требований государственного

общеобразовательного стандарта и готовность выпускников начальной школы к продолжению обучения. Результаты учащихся нашей школы по русскому языку и математики составили около 80% качества знаний.

Данное тестирование показало, что проводить такие работы в начальной школе необходимо для того, чтобы:

А) исключить «ножницы» м/д начальными классами и основной школой.

Б) подготовить учащихся к таким ситуациям, в которых нужно быстро суметь сконцентрировать внимание, напрячь волю, проверить свои силы и знания, суметь преодолеть страх и волнение.

В) проанализировав материалы ГИА И ЕГЭ 9-х и 11-х классов, можно увидеть, что некоторые темы затрагиваются уже на первой ступени обучения, а именно в начальной школе. С этой целью сейчас почти во всех УМК для начальной школы в методических рекомендациях введено тестирование по основным предметам, где проверяются не только практические, но и теоретические знания.

Что и как может сделать учитель начальных классов для ЕГЭ?

В первую очередь наверно уяснить  для самого себя, что единый государственный экзамен и подготовка к нему это не только проблема учителей-предметников, но и всех учителей, работающих в образовательном учреждении. Только слаженная совместная работа начального, среднего и старшего звена может дать положительные результаты.

Как ведётся работа в этом направлении в 4 классе?

Тестовые задания, предлагаемые авторами методических рекомендаций по основным предметам, я разделила на два вида.

Первый тест – это входной тест, или как я его называю диагностический, предлагается учащимся в начале изучения новой темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации.

На основе результатов входного теста строится дальнейшая работа, направленная на ликвидацию пробелов, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации. Тест проводится в начале урока, на этапе актуализации опорных знаний, занимает небольшой промежуток времени, проверка, как правило проводится в парах.

Второй тест – промежуточный, проводится по ходу изучения темы, с целью контроля степени усвоения изучаемой темы. После проверки выполненных работ учителем, выстраивается индивидуальная работа с учащимися, направленная на ликвидацию пробелов.

Третий тест – итоговый, предназначен для заключительного контроля.

В конце третьей четверти, когда основной программный материал практически изучен, я стала использовать на уроках типовые тестовые задания по предметам, рекомендованные методической лабораторией педагогики и методики начального образования Московского Института Открытого Образования. Предлагаемые тесты позволяют выяснить насколько знания и умения учащихся соответствуют основным программным требованиям, а также,как  учащиеся умеют пользоваться своими знаниями, умениями и навыками  при выполнении тестовой работы. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности основных учебных умений, а именно:

  • воспринимать учебную задачу;
  • контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания.

Структура данных тестов приближена к структуре Кимов для учащихся 9 и 11 классов.

Часть А– это задания с 1 по 12, в которых предлагается выбрать правильный ответ из 4-х.

Часть Б– это задания 13-14 требуют краткой записи ответов.

Часть С– это задание 15 требует лаконичного ответа, а также выполнения задания творческого характера по русскому языку и решение логической задачи по математике.

Пока взрослые решают нужно или не нужно проводить итоговую аттестацию в форме тестирования, дети по этому поводу имеют своё мнение. После ряда проведённых тестовых работ ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты, которая состояла из следующих вопросов:

1. Нравится ли тебе выполнять работы в виде теста?

На что 81% учащихся ответили да.

2. Что ты испытываешь во время выполнения тестовой работы?

Из предложенных вариантов чувство страха, уверенности, безразличие, неуверенность и интерес 70% учащихся выбрали интерес и уверенность.

3. Какие качества необходимы тебе, чтобы успешно выполнить работу?

Дети выбрали внимание, усидчивость и аккуратность, при этом исключили спешку.

4. Если бы тебе предложили на выбор контрольную работу(диктант) или тест по предмету, то ты бы выбрал?

69% выбрали тест.

5. Большинство детей отдают предпочтение тестовой работе потому что:

А) тест интересен, в нём встречаются задания, выполняемые на уроках

Б) тестовая работа легче

В) в случае сомнения есть варианты ответов из которых можно выбрать верный.

Проанализировав ответы детей я пришла к выводу, что в среднем около 80% учащихся при выполнении тестовых работ чувствуют себя уверенно, не испытывают чувство страха, осознают серьёзность данной работы. Если всё это сохранить до выпускных экзаменов, соответственно и стрессов будет меньше, а результаты будут выше.

Проводя такую работу в своём классе, у нас появился экран, где флажками отмечаются достижения детей. Анализируя ответы, я определяю темы, в которых каждый из учеников допустил ошибки. Это помогает мне выстраивать индивидуальную работу с учащимися, а также давать рекомендации родителям.

Переставляя свои флажки на экране дети начинают анализировать свои результаты и делать соответствующие выводы. Спрашивают, в каком вопросе была сделана ошибка, выполняют соответствующие задания ещё раз, а некоторые начинают даже сами составлять подобные вопросы.

Эта работа активизирует детей на уроке, вырабатывает усидчивость и внимание.

Любая начатая работа, требует логического завершения. Если продолжать её в последующих классах, что и делает наш коллектив, то к концу 11 класса наши дети будут подготовлены психологически к единому государственному экзамену, а во вторых научаться решать практические проблемы самостоятельно  и скорее всего успешно.

Свою работу  хочу закончить поговоркой «Знал бы где упасть – соломку постелил». Для того, чтобы не было болезненных падений на экзаменах в 9 и 11 классах, эту соломку надо расстилать уже в начальной школе.