Сценарий литературно-музыкальной композиции "Георгий Победоносец" для детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Закрепить знания  детей об историческом прошлом русского народа на конкретных исторических событиях; воспитывать гордость за своих предков; дать детям почувствовать свою причастность к великому русскому народу; способствовать формированию самосознания. Воспитывать достойного человека и будущего гражданина России.

Предварительная работа: Чтение былин и легенд о ратных подвигах древнерусских воинов. Рисование детьми  их подвигов. Рассматривание   репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», храма на Поклонной горе в Москве,  герба Москвы. Беседа о   героях, награждённых Георгиевскими крестами. Слушание героической музыки: С. Рахманинов  концерт для фортепиано с оркестром №2, 1-я часть, кантата С. Прокофьева «Александр Невский».

Разучивание хороводов, игр, стихов, народных примет, приговоров.

Оформление: Зал украшен под Древнюю Русь, организованна выставка детских работ, на которых изображены храмы, подвиги русских богатырей, древнее  вооружение русских богатырей и их одежда: булава, мечи, копья, шлемы, кольчуги. Дети одеты в русские костюмы.

Материал: диск CD-R, на котором находятся фотографии: ордена, героев награждённых Георгиевским крестом, храм на Поклонной горе в Москве, герб Москвы и иллюстрации Георгия Победоносца. Диск CD-R с классической музыкой, георгиевские ленты.

Ход литературно-музыкальной композиции

Дети под музыку входят в зал, их встречает ведущая.

Ведущая:

«Россия, Русь, куда я не взгляну…,
 За все твои страдания и битвы
 Люблю твою, Россия, старину,
 Твои леса, погосты и молитвы,
 Люблю твои избушки и цветы,
 И небеса, горящие от зноя,
 И шепот ив у омутной воды,
 Люблю навек, до вечного покоя.
 Россия, Русь! Храни себя, храни!
                                           (Николай Рубцов)

(Ведущая предлагает детям сесть на стульчики)

Ведущая:

В давние времена нашу землю от напастей – несчастий защищали славные богатыри. Назовите, каких вы знаете богатырей? (Дети называют богатырей, кратко вспоминают об  их подвигах).

Ведущая: Сегодня мы поговорим о Георгии Победоносце, которого мы помним и чтим.

(показ изображения Георгия Победоносца)

Георгий Победоносец жил очень давно. За его доблестные подвиги во имя людей, за веру в свои убеждения, он был казнен. В память о нем были сложены былины, легенды, ему посвящены народные песни. Его любили и считали победителем злой силы.

Вспомним одну из легенд, посвященную его подвигам.

Дети:

1-й ребенок:

Георгий Победоносец происходил из знатного рода. За свою веру он был заточен в темницу на 30 лет. Но произошло чудо – богатырь освободился и поехал выручать своих сестер, которые находились в неволе, пасли диких зверей, волков. Сами девушки были грязные, нечесаные.

2-й ребенок:

Но брызнул на них Георгий чудесной  водой, и они стали здоровые и красивые.

3-й ребенок:

Волки признали его своим хозяином. Все животные, увидев, какой силой обладает богатырь, признали его своим повелителем.

4-й ребенок:

Змей не хотел с этим мириться и стал бороться с богатырем, и был убит Георгием Победоносцем.

Ведущая:

Змей в народных сказаниях – это злые силы, которые мучают, обманывают людей. Сейчас мы покажем эту легенду.

Входят девочки в русских костюмах, водят хоровод, поют:

Пойдем девочки во луга-лужочки,
Завивать веночки
На годы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На гречиху черную,
На капусту белую.

(В конце хоровода выбегает взрослый,  держа в руках змея, и набрасывает на девочек прозрачную белую ткань, девочки приседают. Звучит  музыка И.Ф. Стравинского из балета «Жар-птица», «Пляс поганого царства»)

Змей:

Будете пасти волков лютых,  да ухаживать за гадами ползучими.

(Змей «улетает». На белом коне появляется ребёнок,  изображающий Георгия Победоносца, «брызгает»  на девочек водой, покрывало спадает, девочки кланяются своему спасителю и убегают, заслышав музыку змея. Появляется змей, «борется» с богатырем,  затем берет зонт, к  которому пришиты из поролона маленькие змеи,  олицетворяющие змеиное царство, кружит им вокруг себя. На заднем фоне два ребёнка, изображая пламя,  выполняют упражнения с красными  лентами).

Ведущая:

Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал храбро на стадо змеиное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змеиное.

(Змей становится на колено, богатырь взмахивает мечом и «убивает» его.)

Ведущая:

И победил Георгий злую силу в виде змея,  и народ стал считать его покровителем зверей, хранителем домашнего скота. Ребята, а как называли в народе Георгия Победоносца? (Егорий, Егорий – храбрый, Егорка)

На Егория скотину выгоняли в поля, просили, чтобы он пас скотину, пекли обрядовые печенья в виде «коровок», «козулек» и других животных. Крестьяне верили, что Георгий Победоносец сам невидимо для людей выезжает в поля на своем белом коне и пасет скот, охраняя от зверей, над которыми тоже властвует. В народе использовали разные приговоры:

Дети:

– Мы вокруг поля ходим,
  Мы Егория окликаем.

– Егорий ты наш храбрый
Ты паси нашу скотину,
В поле и за полем.

– В лесу и за лесом
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком.

– От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Русская народная игра: «Заря-заряница»

Ведущая: С Егорием связывали и народные приметы:

– Егорий землю отмыкает.

– Пришел Егорий и весне не уйти.

– Промеж гор лежит бугор, пришел Егор унес бугор.

С Егория начинаются  хороводы.

Хоровод. (Дети водят хоровод под музыку А.К. Лядова «Хороводная»)

Ведущая:

Георгий Победоносец является ангелом-хранителем Российской столицы. Назовите столицу нашей Родины. (Рассматривание герба Москвы) Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы, который символизирует небесное покровительство русскому воинству, которое всегда боролось со злом. В воине-защитнике народ видел силу и непобедимость Отечества. В змее видел поверженных врагов земли русской. В честь Георгия Победоносца был создан военный орден, которым награждали самых отважных, смелых и героических людей. (Рассматривание ордена, фоном звучит музыка С.Рахманинова.)

Кто был награжден орденом Георгия Победоносца? (Багратион Петр Иванович, Суворов Александр Васильевич, Кутузов Михаил Илларионович, Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич, Дурова Надежда Андреевна). (Показ портретов, короткое сообщение,  за что были награждены)

Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна? (Ответы детей)  В честь Великого дня Победы на Поклонной горе в Москве возведен храм в честь Георгия Победоносца. (Показ изображения храма).

Сегодня мы с вами много говорили о древней истории нашего народа.

Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)

В память о нашей встрече я хочу подарить вам георгиевскую ленточку, которая является символом мужества, героизма, смелости. (Вручение георгиевских лент)

Литература:

  1. Данилина П.Н. Дошкольнику об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». М.; АРКТИ, 2003.
  2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.
  3. Мифологический словарь, гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия.1991. – 736 с.