Праздник, посвященный 70-летию битвы под Москвой. Тема: "Мы победили под Москвой"

Разделы: Внеклассная работа


Сценарий праздника, посвященного 70-летию битвы под Москвой, был подготовлен учителями 3-х классов гимназии №1516: Харитоновой С.В., Миняйло О.А., Куликовой И.Е.

Праздник посвящен защитникам нашего Отечества, воюющего, созидающего, скорбного и радостного, устремленного вперед и думающего.

Задумывая этот праздник, мы осознавали, что патриотическое воспитание в современном мире – одно из самых значительных, важных и сложных.

Готовясь с учащимися к этому празднику, мы старались не забывать нечто важное, а именно – необходимость нравственного очищения, сознание гражданской ответственности перед такой темой. Душа ребенка делается строгой к себе, вся как-то собирается, становится опрятней и чище, когда речь заходит о матери, Родине, о защитниках Отечества. А.Н. Радищев заповедал: «Человек, человек потребен для ношения имени Сына Отечества».

Наш собственный вкус, собственные наклонности подсказали нам, что большинство поэтов и композиторов, чьи произведения мы отобрали, преподадут нашим детям уроки нравственно-чистого и граждански требовательного патриотизма.

Ход мероприятия

УЧИТЕЛЬ: А.С. Пушкин, русский поэт: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…»

УЧЕНИК: К. Симонов «Родина» (Приложение 1)

УЧИТЕЛЬ: Е. Евтушенко «Идут белые снеги» (отрывок) (Приложение 1)

УЧЕНИК: О.А. Дмитриева «Рассказ о Войне» (Приложение 1)

Песня «Прадедушка» [4] (поют дети).

УЧЕНИК: С. Купряхин «Война» (Приложение 1)

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы склоняем головы перед памятью защитников Москвы, чей подвиг 70 лет назад привел к победе над врагом Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.

УЧЕНИК: С. Щипачев «22 июня 1941 года» (Приложение 1)

УЧИТЕЛЬ: 22 июня немецкие войска без объявления войны напали на нашу родину.

Презентация: Слайды 1–4.

Голос Левитана об объявлении войны.

Кадры кинохроники

Презентация: Слайды 6–8.

УЧИТЕЛЬ: Война застала советских людей в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях. Дома и на работе. Кто-то был совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности, кто-то уже взрослым. Солдаты шли защищать свою Родину. Расставаться с родными было тяжело.

Презентация: Слайды 9–11.

Вальс расставания танцуют девочки и мальчики[6].

УЧИТЕЛЬ: С первых дней наша страна понесла большие потери.

Презентация: Слайды 12–15.

Героями становились многие. Один из них летчик Н. Гастелло.

УЧЕНИК рассказывает о Н. Гастелло.

Презентация: Слайды 17–21.

УЧИТЕЛЬ: Хроника того времени.

28 июня взят Минск, в сентябре – Одесса и Киев.

30 августа 1941 г. Ленинград оказался в «клещах» окружения и в сентябре началась блокада Ленинграда. 15 июля 1941 года немцы ворвались в Смоленск, который называли «воротами Москвы». Здесь немцы встретили сопротивление, и Смоленск был взят через 2 недели. Сражение за Смоленск продолжалось до 10 сентября. Население Смоленска и области уменьшилось в 2 раза. В Смоленске не разрушенными остался только один храм.

Презентация: Слайды 23–25

УЧЕНИК: К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» (отрывок). (Приложение 1)

Презентация: Слайды 26–29.

УЧИТЕЛЬ: Хроника событий.

30 сентября началось очередное наступление германской армии. 2 русские армии попали в окружение под Брянском и 4 армии под Вязьмой, в плен попало 660 тысяч человек.

Гитлер заявил, что будет сам принимать парад своих войск в Москве. Начав наступление, фашисты объявили точную дату захвата Москвы – 16 октября. Но за 2 недели, пока немцы уничтожали окруженных, советский фронт был построен заново. Добровольцами становились мирные люди.

13 октября начались ожесточенные бои под Москвой. В городе в это время разошлись слухи, что его готовятся сдать. Началась настоящая паника.

Презентация: Слайды 31–32.

УЧЕНИК: Калинина О. Б. «Наша память» (Приложение 1)

УЧИТЕЛЬ: 20 октября 1941 года в столице введено осадное положение.

Презентация: Слайды 34–37.

УЧИТЕЛЬ:

Презентация: Слайд 39

Ю. Яковлев «Рассказ защитника Москвы»

…Я хорошо помню, как звучат падающие бомбы. Их звук приближается, нарастает, и, кажется, бомба летит прямо в тебя. Но мы не убегали в укрытие, мы оставались у своих орудий. Для нас главное было – защитить столицу нашей Родины.

Только в бою мы забывали о голоде и холоде. И еще – когда приходили письма из дома. Было у писем из дома одно необыкновенное свойство. Читая их, мы на короткое время отрывались от войны и попадали домой. В письмах мы находили НЗ – неприкосновенный запас жизни.

У меня не сохранились мамины письма. Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. Но в памяти жива картина родного дома, которая возникала из маминых весточек.

На ледяном ветру на огневой позиции я видел маму у теплой печки. И мне самому становилось теплее. А у меня в кармане лежало мамино письмо. И когда я перечитывала его, мне казалось, что я слышу мамин голос.

Презентация: Слайды 40–41

Хорошо, что где – то далеко около мамы существует островок мира, где тепло. И мама в безопасном месте. И единственная ее тревога – это я.

В ответ бойцы писали свои письма.

УЧЕНИК: Старший лейтенант Григорий Акопян, командир танка. (Приложение 1)

УЧИТЕЛЬ:

Презентация: Слайды 42–44

Фронтовые письма

В годы Великой Отечественной войны тысячи семей проводили в армию своих близких. Многие из них не вернулись домой. Как самое дорогое хранятся в семьях фронтовые письма.

Учащиеся читают письма с фронта.

УЧЕНИК 1: «… Я уже нагляделся на этих гансов и фрицев, лежащих мертвыми на нашей земле Что посеяли, то пожали. Там, где они прошли, остаются одни дымовые трубы».

УЧЕНИК 2: «…Как вы, мои дорогие, поживаете? Тяжелая вам, дети, выпала доля. Но надо терпеть. Живите, родные в дружбе, … помогайте мамочке, ведь ей так тяжело, тяжелей, чем всем нам…».

УЧЕНИК 3: «…Дорогая Нинуся! Помогай маме, ведь ты самая старшая в семье. Тебе, детка, нелегко, я знаю, но нам на фронте тоже несладко… Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас советский народ. Если временами бывает тебе тяжело, подумай о тех, кто погиб от рук немцев, о тех, кто дерется за вас на фронтах… Кончится война, дорогая дочурка, будем опять вместе».

УЧИТЕЛЬ: На помощь столице пришли свежие военные силы. В октябре под Москву были переброшены части с Дальнего востока.

1 ноября на поле войны под Москвой – затишье. Советское правительство принимает решение о проведении парада на Красной площади.

7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади состоялся военный парад. Немцы и сам Гитлер, были неприятно поражены, услышав по радио, что на Красной площади проходит парад. Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.

Презентация: Слайды 46–50.

Участники парада с Красной площади уходили на фронт, многие из них погибли.

Песня «Марш защитников Москвы»[2] (поют дети).

УЧИТЕЛЬ: Новые подкрепления встали на защиту столицы.

Особенно прославилась в боях прибывшая с востока дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября у Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов-панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивала танковые атаки.

Презентация: Слайды 52–56.

Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Возглавлял эту группу политрук Василий Клочков. Он сказал слова, которые впоследствии стали девизом всей обороны столицы: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

Презентация: Слайды 57–58.

Песня из к/ф «Офицеры», «От героев былых времен» [3] (поют дети).

УЧИТЕЛЬ: Война разлучила любящие сердца. Но они верили, что обязательно встретятся.

УЧЕНИК: М. Исаковский «Этот маленький белый листок» (Приложение 1)

Презентация: Слайд 60.

Песня «В землянке»[1] (поют дети).

УЧИТЕЛЬ: В глубокой тайне от противника под Москвой сосредоточились свежие резервные армии, артиллерия и авиация.

Всё готовилось для внезапного и решающего контрудара.

И вот в ночь 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. В результате контрнаступления и общего наступления немцы были отброшены на 100-250 км от Москвы. На полях Подмосковья немецкая армия получила первое крупное поражение во II мировой войне.

Презентация: Слайды 62–64.

Победа досталась нелегко, погибло больше миллиона человек.

Презентация: Слайды 65–75. Звучит музыка Т. Альбиони [9]

УЧИТЕЛЬ: Р. Рождественский «Реквием» (отрывок) (Приложение 1).

Объявляется минута молчания в сопровождении произведений Р. Шумана «Грёзы» [10].

Презентация: Слайд 76–77.

УЧЕНИК: С. Орлов «Его зарыли в шар земной…» (Приложение 1)

УЧЕНИК: Д. Шостакович «7 симфония» [8] (скрипка).

УЧИТЕЛЬ: В 1965 г. Москве присваивается звание город-герой.

Выступления детей войны (Лашнева З.И.).

Песня «Бабушка» [5] (поют дети).

УЧЕНИК: Журавлева О.Н. «Памяти павших…»

Песня «Служу России»[7] (поют дети).

УЧИТЕЛЬ: Итоги праздника.

Уходят из зала под музыку О. Газманова «Москва! Звонят колокола»[11].

Список использованных музыкальных произведений:

  1. «В землянке», сл. А. Суркова, муз. К. Листова.
  2. «Марш защитников Москвы», сл. А. Суркова, муз. Б. Мокроусова.
  3. «Песня из к/ф «Офицеры», сл. Е. Аграновича, муз. Р.Хозака.
  4. «Прадедушка», сл. и муз. А. Ермолова.
  5. «Бабушка», сл. И. Черницкой, муз. Т. Потапенко.
  6. Вальс «Мы расстаемся…» из к/ф «Женщины», сл. К. Ваншенкина, муз. Я. Френкеля.
  7. «Служу России», сл. И. Резника, муз. Э. Ханка.
  8. «7 симфония» Д. Шостаковича.
  9. Адажио соль минор для струнных и органа, Т. Альбиони.
  10. «Грёзы» Р. Шумана.
  11. О. Газманова «Москва! Звонят колокола».

Фотоальбом, Презентация.