Урок литературы в 9-м классе на тему "Отечество нам Царское Село!" (события лицейской и творческой жизни А.С. Пушкина)

Разделы: Литература


ТИП УРОКА: приобретение и обобщение знаний.

МЕТОДЫ УРОКА: объяснительно-иллюстративный.

ЦЕЛИ УРОКА:

образовательные:

  • показать роль лицейского периода в становлении личности Пушкина как поэта, приобщить учащихся к духовному миру юного поэта;

развивающие:

  • развивать и совершенствовать монологическую речь, побуждать к самооценке, к осознанию собственных интеллектуальных и духовных возможностей;

воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма, умение дорожить дружбой, прививать эстетический вкус.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

Учитель. Как сказал А. А. Блок, "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин". И это действительно так. (Слайд 2). Каждому из нас с детства известны эти строки:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

Презентация.

(К разговору присоединяются ученики. Читают отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" "У лукоморья дуб зеленый:", стихотворение "Зимнее утро").

Учитель. (Слайд 3) Знакомясь с творчеством того или иного писателя, очень важно знать о его семье, воспитании, увлечениях. Поэтому, я думаю, вам будет очень интересно совершить путешествие в Царскосельский Лицей, где в период с 1811 по 1817 год учился А. С. Пушкин.

Создание Лицея - детища "дней Александровых прекрасного начала" - относится к началу царствования Александра I (Слайд 4) и находится в тесной связи с планами преобразования Российского государства.

Это было время надежд и ожиданий, время грандиозных проектов и планов переустройства России. Были открыты новые университеты, гимназии, училища: сложилась стройная система образовательных учреждений.

России нужны были универсально подготовленные люди, государственные деятели. С целью "образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной", был создан Императорский Лицей.

Автор проекта Лицея - видный государственный деятель эпохи Императора России Александра I Михаил Михайлович Сперанский (Слайд 5). Он хотел, чтобы новая школа воспитала не рядовых чиновников, слепых исполнителей воли вышестоящего начальства, а людей, которые сами бы прониклись духом преобразований и по собственному убеждению претворяли намеченные идеи в жизнь.

Так как учреждение Лицея было вызвано сознанием важной государственной потребности, соответственно ей новое учебное заведение было поставлено на высокую ступень. Об особом месте Императорского Лицея среди других заведений России говорилось в высочайше дарованной Лицею грамоте: "Ныне отверзаем новое Святилище наук!"

12 августа 1810 года Императором России Александром I было утверждено постановление "о создании в двадцати верстах от столицы особенного, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должны получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России". На титульном листе постановления рукой Императора начертано: "Быть по сему. Александр" (Слайд 6). Спустя четыре месяца, 11 января 1811 года, постановление было обнародовано. Все дворяне, имеющие детей соответствующего возраста и заботящиеся об их образовании и воспитании, могли ознакомиться с уставом новой открывающейся школы, куда принимались только дети дворян, и непременным условием приёма было предоставление свидетельства о дворянском происхождении будущего лицеиста. Привлекало и место размещения Лицея: летняя царская резиденция - Царское Село. А теперь давайте обратимся к этимологии слова "лицей".

(ученик с места объясняет лексическое значение слова "лицей")

Ученик. (Слайд 7) Не всем было известно, что Лицеем назывался в Афинах храм бога солнца и поэзии Аполлона. Такое же название имела и древнегреческая философская школа, основанная Аристотелем на окраине Афин у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея.

Учитель. (Слайд 8) Это был первый лицей в России. Здание Лицея представляло собой четырехэтажный флигель, соединенный крытым переходом с Екатерининским царским дворцом. Это одна из наиболее известных работ Ильи Васильевича Неелова. Оно выдержано в архитектурных формах раннего классицизма, с гладкими, почти лишенными декора стенами, с мягко округленными углами. Лицей - маленькое, четырехэтажное здание.

А теперь давайте вместе войдем в зал, где 19 октября 1811 года происходило торжество в честь открытия лицея. (Слайд 9-10) Он не очень велик, но красив. Светлый. По обеим сторонам широкие окна. Четыре колонны поддерживают потолок. Стены окрашены под розовый мрамор. Блестящий паркет. Зеркала во всю стену. Малиновые портьеры с шелковыми кистями. Стены зала расписаны красками. Воинские доспехи, знамена. Сцены из античных времен казались не нарисованными, а вылепленными. Посредине зала длинный складной стол, накрытый красным сукном с золотой бахромой. На нем лежала роскошно оформленная грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, по другую - профессора. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором. Торжественную речь произнес В. Малиновский, затем к будущим воспитанникам обратился адъюнкт-профессор Куницын. Его взволнованное выступление лицеисты с благодарностью вспоминали потом всю жизнь. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. Вечером устроили прекрасный фейерверк.

(Слайд 11) Первым директором Лицея стал Василий Федорович Малиновский, один из самых образованных людей своего времени. Он искренне верил в исключительное назначение нового учебного заведения, и сделал все, чтобы его питомцы прониклись самыми высокими идеями преобразований на благо России.

Для тридцати мальчиков, в числе которых и великий русский поэт А. С. Пушкин, началась новая жизнь.

Пушкин жил в 14-й комнате на 4-м этаже (Слайд 12), соседом его был Иван Пущин.

Вопрос классу.

Внимательно посмотрите на слайд и составьте связный ответ на тему "Комната Пушкина".

Обратите внимание на размеры комнаты, обстановку.

Сделайте вывод, каким было "убранство" комнаты.

(В каждой комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами.)

Учитель. Инспекторы, гувернеры жили внизу, там же хозяйственное управление. Второй этаж - столовая, больница, канцелярия, конференц-зал. Третий этаж - учебный - на нем располагались классы и библиотека.

Вам, наверное будет интересно узнать, каким был распорядок дня лицеистов. Он строился следующим образом: (Слайд 13)

(комментированное чтение со слайда)

Учитель. Вместе мальчишкам неплохо жилось, правда, нельзя было ездить домой и очень редко они виделись с родителями. Уроков было немало, но и немало забав. Василий Федорович Малиновский, директор Лицея, хотел занять, просветить, развить своих воспитанников.

Лицейские годы Пушкина и его товарищей - это годы серьезной учебы. Жизнь мальчиков была строго определена порядком, даже во время каникул, которые длились всего один месяц в году, они не могли покидать стены Лицея. Но ведь пришли они в Лицей совсем детьми. Троим из них - Аркаше Мартынову, Косте Данзасу и Саше Корнилову было всего по 10 лет, остальным 11 - 13, и только самому старшему, Ивану Малиновскому - пятнадцать. Как и все мальчишки, они шалили, подшучивали друг над другом, ссорились, мирились. Бывали различные забавные случаи.

Сообщение ученика о курьезных историях, произошедших с лицеистами. (См. Приложение 2)

Учитель. За проделки в Лицее предусматривались следующие меры наказания. (Слайд 14).

(комментированное чтение со слайда)

Но были и меры поощрения. (Слайд 15)

(комментированное чтение со слайда)

Из воспоминаний И. И. Пущина, ближайшего друга поэта, следует, что Александр Сергеевич всегда был во главе литературного движения: деятельно участвовал во всех лицейских журналах, писал эпиграммы.

"Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, (преподавателя русского и латинского языков и словесности) когда, закончив занятие несколько раньше обычного, профессор сказал: "Ну-с, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами". Наши стихи вообще не клеились. А Пушкин мигом прочел два четверостишья, которые нас восхитили. Жаль, что не могу припомнить того первого поэтического лепета:"

И сам Пушкин напишет:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Источником вдохновения юного поэта часто служили живописные уголки царскосельских парков. (Слайд 17, 18, 19) Он любил бродить в одиночестве по аллеям, берегам прудов и каналов. Он слушал пение птиц и любовался закатом.

Закончилась война с французами, Наполеон разбит. А жизнь в Лицее проходила своим чередом. Наступил 1815 год, пришла пора публичного экзамена.

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны...
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

(Слайд 19) О публичном экзамене заранее было объявлено в газете. Воспитанники отчитывались по всем предметам. В экзаменационной комиссии сидел сам Гаврила Романович Державин, первый поэт России. Его присутствие Пушкина волновало больше всего. Позже талантливый лицеист вспоминал о своем выступлении: "Наконец вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошел до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли...".

Голос Александра Пушкина дрожал, срывался, когда он сдавал экзамен на высокое звание русского поэта. Друзья не узнавали своего одноклассника. Они слушали знакомые стихи, понимая, что этот юноша с пылающим лицом, с особенным выражением горящих глаз - гениальный поэт.

Пою мои мечты, природу и любовь,
И дружбу верную, и милые приметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.

В мае 1817 года "Санкт-Петербургские ведомости" приглашают "публику и родителей" на выпускные экзамены. В течение 17 майских дней лицеисты сдали 15 экзаменов. Пушкин оказался по успеваемости 26-м из 29 выпускников. О молодом поэте в аттестате была сделана запись: "В познании языков: российского - очень хорошо, французского - хорошо, немецкого - не учился, в арифметике знает до тройного правила, в познании общих свойств тел - хорошо, в начальных основах географии и начальных основах истории - имеет представление".

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

Дружба для А. С. Пушкина всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам - все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Быть может, без них он и не стал бы тем легендарным поэтом, стихи которого мы с наслаждением читаем.

19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. (Слайд 20-22) Через шесть лет почти все они получат аттестаты. Они были обычными лицеистами, из которых вышли поэты, министры, офицеры, "государственные преступники", сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве они читали повести о греческих и римских героях, при жизни и вскоре после смерти они сами становятся легендой, преданием. Без их дружбы Пушкин не стал бы Пушкиным.

(Слайд 23) Образ Пушкина-лицеиста был увековечен скульптором Р. Бахом. В столетие со дня рождения поэта был заложен, а в 1900 году открыт памятник. Скульптор Р. Бах изобразил Пушкина юношей, сидящим на скамье. Свободно распахнут лицейский мундир, рядом небрежно брошенная на скамью фуражка. Голова его покоится на согнутой правой руке, которая опирается на спинку скамьи. Другая - отброшена в сторону. Поза юного поэта непринужденная и чуть мечтательная. Он задумчиво смотрит вдаль. Создается впечатление, что, забыв обо всем окружающем, Пушкин о чем-то размышляет, сосредоточенно и вместе с тем спокойно, даже радостно.

: По дорожкам парка с места на место перелетают сухие листья, словно выбирают, где можно устроиться на покой. Деревья склоняются под порывами ветра. В зале, где Пушкин читал стихи Державину, тишина. Пустует кресло за большим, покрытым красным бархатом столом. Но прислушайтесь, и вдруг придет откуда-то:

Друзья мои прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село!

Закрепление изученного.

Учитель. Сегодня мы совершили заочную экскурсию по Царскосельскому Лицею, услышали стихи Пушкина. Задумайтесь, ведь он ваш ровесник.

  • Каким представляется вам образование и воспитание лицеистов?
  • Какие качества в них формировались?
  • Назовите ближайших друзей Пушкина?
  • А что значит дружба в вашей жизни?

Домашнее задание.

Учитель. Я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение на одну из тем: "Дружба в моей жизни", "Пятнадцатилетний Пушкин - мой ровесник".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина. - 2-ое изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 287 с.
  2. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).
  3. Пущин И. И. Записки о Пушкине // Пушкин в воспоминаниях современников. - 3-е изд., доп. - СПб.: Академический проект, 1998.
  4. Руденская, М. П. Они учились с Пушкиным / М. П. Руденская, С. Д. Руденская. - Л.: Лениздат, 1976. - 291 с.
  5. Эйдельман, Н. Я. "Прекрасен наш союз..." / Н. Эйдельман; худож. Ю. Иванов. - 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1982. - 239 с.