Литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  • представить учащимся жизнь и творчество Н.В. Гоголя, показать писателя как патриота и великого художника слова;
  • заинтересовать творчеством писателя;
  • развивать потребность в реализации собственного творческого начала.

Оборудование:

  • портреты Гоголя;
  • иллюстрации к произведениям писателя;
  • высказывания великих о Гоголе;
  • слайды;
  • декорации и костюмы.

Действующие лица:

  • 1 ведущий
  • 2 ведущий
  • А.С. Пушкин
  • герои гоголевских произведений
  • учитель

В каждой Великой литературе есть писатели, составляющие отдельную Великую литературу:
Шекспир - в Англии, Гёте - в Германии, Сервантес - в Испании, Петрарка и Данте - в Италии.
В русской литературе высится вершина никого не затмевающая, но сама по себе являющая
отдельную Великую литературу - Н.В. Гоголь.
В.П. Астафьев

1 ведущий.

Сегодня речь пойдет о великом русском писателе, очень необычном человеке и чрезвычайно талантливом художнике слова, о его надеждах и разочарованиях, о страстной любви к Родине, о его трагических поисках "живой души".

Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мост и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочинцы. И потом всю жизнь Гоголь называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу.

Дорогу, которая началась 1 апреля 1809 года, дорогу - в поисках счастья, в поисках правды, смысла жизни, высокого предназначения.

2 ведущий.

Его детство прошло в родительском имении Васильевка Полтавской губернии. Дед его, Афанасий Демьянович, сам пробивал себе дорогу в жизни, слыл неистощимым выдумщиком, мастером рассказывать анекдоты и различные истории.

Отец и мать писателя тоже были одарёнными людьми. Отец, Василий Афанасьевич, поэт и актёр, мать - Мария Ивановна - хорошо знала народные обычаи, фольклор.

1 ведущий.

Обучаясь в Нежинской гимназии высших наук, Гоголь много общался с простым народом, все, что слышал, записывал в книгу, которую всегда носил с собой, - "Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию" (почти в 500 страниц). Здесь и народные песни, и описания народных обрядов, загадки, частушки, пословицы и поговорки, украинские имена, описания монет и т.д.

"В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем ( а задумываться о будущем я начал рано, в те поры, когда все мои сверстники думали еще об играх), мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий, что я сделаю даже что-то для общего дела!"

Здесь же, в Нежине, зарождается одна из особенностей творчества - склонность к мистификации.

Гоголь в декабре 1828 года приезжает в Санкт-Петербург, начинает искать себе применение в столице, причем его интересует как государственная служба, так и литература.

В мае 1829 года Николай Васильевич публикует первое свое произведение - идиллию "Ганс Кюхельгартен" (под псевдонимом Алов), которая была подвергнута резкой критике: "...свет ничего бы не потерял, когда бы сия попытка юного таланта залежалась под спудом". Вместе со своим слугой Якимом Гоголь отправился по книжным лавкам, собрал все имевшиеся у продавцов экземпляры книги, снял комнату в гостинице, запер дверь и сжег их все до единого.

2 ведущий.

Летом 1831 года в типографию Министерства просвещения зашел щеголеватый молодой человек. Наборщики, заметив его, начали весело фыркать и улыбаться. Молодой человек удивился такому приему, но ему пояснили, что "штучки", присланные им в типографию для напечатания, "до чрезвычайности забавны". "Штучки" эти были повестями первой книги "Вечеров на хуторе близ Диканьки", а молодым человеком - сам автор. Ему было всего 22 года. Книга сразу привлекла к себе всеобщее внимание.

А.С. Пушкин: "Сейчас прочел "Вечера". Они изумили меня, вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился".

1 ведущий.

Украина, ее народ, сияющая, наполненная солнцем природа, полные поэзии народные предания входят в русскую литературу. Храбрые деревенские парубки, девчата, пленяющие своей чарующей красотой, полные юмора бытовые сценки предстали перед читателями во всей своей красочности.

В основу сюжета одной из повестей "Ночь перед Рождеством" положена легенда о благочестивом маляре, пользующаяся большой популярностью на Украине.

Далее следуют инсценировки из повести "Ночь перед Рождеством": "Гости в хате Солохи" (5 "А" класс), "Вакула у Оксаны" (6 класс).

2 ведущий.

Обладая талантом импровизатора, Гоголь легко выдумывал комические сценки и разыгрывал их. Так он, находясь в Москве, писал матери письма якобы из Италии и подделывал итальянские печати. В другой раз он обещал друзьям после ужина прочесть сцену из комедии, но когда чтение должно было начаться, он сделал кислую мину и начал громко икать, жалуясь на ужин: "Ешь, ешь, просто черт знает что же ешь!"Хозяйка покраснела, гости смутились. Гоголь же продолжал преспокойно икать и браниться. Однако после выяснилось, что все это входило в ту комическую сцену, которую он обещал прочитать.

В 1835 году Гоголь выпускает сборник "Миргород", в который входит "Тарас Бульба"..Работа над этой повестью началась, когда Гоголь мечтал о кафедре истории в Киевском университете и замышлял исторические труды, в частности по истории Украины. Основное содержание повести - борьба украинских казаков за национальную независимость.

Бессмертная книга в период Великой Отечественной войны вдохновляла на подвиги советских людей, уже в первые дни войны действовал партизанский отряд имени Тараса Бульбы.

Стихотворение К.Симонова "Тарас Бульба" читает учитель истории.

К концу уже близок геройский рассказ.
Багровое солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикрученный к дубу тройными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с бусурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Мы вспомним Тараса и песню споём,
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём,
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе,

Я знаю - отчизна им силу дала,
Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю - она в это время текла
В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.

Мы шапки над павшими снимем не раз.
С отцами бывало и с нами бывает...
Горит над стремниною старый Тарас,
И пламя седые усы обвивает.

Инсценировка повести "Тарас Бульба" - сцена "Андрий у панночки в осажденном городе"( 9 класс).

1 ведущий.

В сборник "Миргород" входит и "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", источником которой послужили тяжбы между помещиками и отчасти семейные воспоминания. Гоголь читал эту повесть Пушкину. В дневнике поэта есть запись: "Вчера Гоголь читал мне сказку "Повесть о том, как..." - очень оригинально и очень смешно".

Пустяк, из-за которого поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович, делает их ссору почти невероятной, фантастической, и, очевидно, поэтому Пушкин назвал ее сказкой.

Инсценировка "Повести о том, как..."- сцена с ружьем (5б класс).

2 ведущий:

Любовь к театру у Гоголя с детства. Отец писал пьесы, а сам в Нежинской гимназии был и постановщиком, и художником-декоратором, и актером .Особенно удавались ему женские роли, удачнее всего роль Простаковой в "Недоросле".

Приехав в Петербург, Гоголь пытался поступить в театр. Но на экзамене на звание актера читал монологи просто, без всякой декламации - это его и погубило. В то время было принято протяжное чтение, дикие завывания, неизбежные всхлипывания и драматическая икота.

Но любовь к театру не прошла бесследно. В начале октября 1835 года Гоголь обратился к Пушкину с просьбой дать сюжет для комедии, и тот рассказал ему историю о мнимом ревизоре. Исключительная быстрота написания ( всего два месяца!) говорит о том, насколько органично совпал новый сюжет с творческими устремлениями Гоголя.

1 ведущий.

19 апреля 1836 года состоялось первое представление "Ревизора" в Петербурге. В театр съехалась знать, на галерке сидела демократически настроенная молодежь. Приехал даже сам Николай I. "Ну, пьеска! Всем досталось! А мне - больше всех!" - сказал он после спектакля.

25 мая 1836 года премьера состоялась в Москве, в Малом театре. "Публика своим смехом, рукоплесканиями протестовала против воровской полиции, против общего "дурного правления", - писал А.И. Герцен.

По-разному встретили пьесу современники. "Глупый фарс, грязный анекдот", - кричали одни. "Комедия посягает на правительство, автор - бунтовщик, которого бы стоило сослать в Сибирь", - негодовали другие.

В провинциальных городах в постановку вмешивались даже городничие и снимали со сцены.

Царь же считал, что неразумно снимать пьесу со сцены, то есть публично признаться, что там показаны пороки страны, но дал понять, что постановки "Ревизора" следует ограничить, а затем постепенно и снять совсем.

Инсценировка комедии "Ревизор" - сцена вранья( 8 "Б" класс) и "Чтение письма Тряпичкину" ( 8 "А" класс).

2 ведущий.

В пушкинском журнале "Современник" появилась повесть "Нос".

А.С. Пушкин: "Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикой удовольствием, которое доставила нам его рукопись".

2 ведущий.

Гоголь обратил наше внимание на тайну человеческой жизни, человеческого лица. Когда печешься только о внешней привлекательности, не заботясь о своем внутреннем мире, о душе, о красоте помыслов, можно потерять нечто очень важное в себе - свой мир, свою личность.

Инсценировка повести "Нос" - сцена бритья (7 класс).

1 ведущий.

Одни произведения, появившиеся на свет, активно набирают силу, становятся на ноги и занимают определенную нишу в литературе. Другие - долго сохраняются под сердцем от посторонних глаз, затем рождаются в муках и оттого, наверное, становятся самыми дорогими. Так случилось с гоголевской "Женитьбой". Прежде чем произведение попало на сцену, автор напряженно, сосредоточенно работал над ним, подвергая неоднократной переработке. Гоголь создавал "Женитьбу" 8 лет (1833 - 1841). За этот период были изданы сборник "Арабески", осуществлена постановка "Ревизора", начата работа над поэмой "Мертвые души". Гоголь не расставался с рукописью "Женитьбы" даже в заграничных странствиях, бережно храня ее в сундучках и ящичках. Наконец в декабре 1842 года состоялась премьера в Петербурге, в феврале 1843-го - в Москве.

2 ведущий.

Автор очень волновался и с нетерпением ждал откликов, потому что сам император Николай I приехал в Александринский театр с дочерью Ольгой. Однако, увы, многолетний вдохновенный труд Гоголя остался непризнанным. Комедия не понравилась большинству актеров и зрителей, государь увез дочь со спектакля, вся публика приняла пьесу с шумным негодованием: Николай I не одобрял пьес, посягавших на святость брака и семейных отношений.

Инсценировка из комедии "Женитьба" - сцена выбора женихов (10 класс).

1 ведущий.

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом жизни, потому что вложил в него самые заветные, самые сокровенные мысли. Таким произведением для Гоголя стали "Мертвые души", работе над ним он отдал 17 лет жизни. Сюжет был подсказан Гоголю Пушкиным в 1835 году. Уже через год после начала работы Гоголь писал: "Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!"

2 ведущий.

"Когда я начал читать Пушкину первые главы "Мертвых душ", то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачней, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: "Как грустна наша Россия!"

"Мертвым душам" Гоголь отдал все: свой художественный гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. "Мертвые души" - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть; это та подвижническая келья, в которой он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее.

Инсценировка из "Мертвых душ" - беседа "просто приятной дамы и дамы приятной во всех отношениях" (11 класс).

1 ведущий.

К смерти у Гоголя отношение было не просто двойственное, а прямо-таки - противоречивое. "Я не люблю трупов и покойников", - признается он в "Невском проспекте", но в то же время сколько мертвецов в его произведениях! Он не был первенцем в семье, до него мать родила двоих, но они не выжили, умер и следующий за Николаем ребенок, Иван, в возрасте 9 лет. "Уверенность в близкой кончине своей так была сильна", - напишет он еще совсем молодым. Всю жизнь он боялся уснуть летаргическим сном, поэтому приказал домашним будить его через каждый час.

2 ведущий.

Гоголь приоткрыл свою тайну перед самой смертью. "У Бога есть длинная лестница от неба до самой земли" - написал он когда-то в "Майской ночи". Есть. Надо только уметь дождаться. Дождаться и увидеть. Он увидел. "Лестницу, поскорее, давай лестницу!" - это были его последние слова на земле.

Потрясенный смертью Гоголя, Тургенев тут же написал статью, которая начиналась словами: "Гоголь умер. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, данное нам смертью, назвать великим".

 На протяжении всего вечера работало жюри, которое оценивало выступления учащихся, инсценировавших отрывки из произведений Гоголя, по следующим номинациям:

  1. лучшая режиссура;
  2. лучшая женская роль первого плана;
  3. лучшая мужская роль первого плана;
  4. лучшая женская роль второго плана;
  5. лучшая мужская роль второго плана;
  6. лучшее звуковое сопровождение;
  7. лучший костюм;
  8. лучшие декорации.

Литература.

  1. Р.Киреев.Семь великих смертей. М,:Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
  2. Манн Ю., Самородницкая Е. Гоголь в школе._М.:ВАКО, 2007.
  3. Труайя А. Николай Гоголь. М.;Эксмо, 2004
  4. Сборник под редакцией Самойленко Г.В. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе.-Киев, Радяньска школа, 1988.
  5. Материалы газет "Литература"("Первое сентября"), журналов "Литература в школе".