Путешествие в славянскую деревню. Урок – виртуальная экскурсия "Что нам стоит дом построить"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия: приобщить учащихся к истокам народной культуры, обычаями и традициями предков

Задачи:

  • образовательная: познакомить учащихся с устройством славянской деревни, бытом славянской семьи;
  • развивающая: развитие мышления, памяти, речи , внимания, воображения; коммуникативных навыков;
  • воспитательная: воспитывать чувство любви к Родине, культуру речи, чувства прекрасного.

Оборудование: проектор, слайды, записи фольклорных ансамблей, карточки с пословицами, карточки-задания " Собери пословицы"

Сегодня, ребята мы отправимся с вами в чудесный мир- мир наших предков, где шумели могучие леса и катили свои воды широкие реки. Давным-давно эти края населяли древние славяне. От них позднее произошли русские, украинцы и белорусы. Жили славяне племенами.

Экспедиция наша будет проходить под девизом:

"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!"

У нас все готово к путешествию во времени. Итак, отправляемся! Дети закрывают глаза.. Учитель включает слайды, Медленно откройте глаза и осмотритесь вокруг. Мы с вами оказались в далеком прошлом, полторы тысячи лет назад, когда по берегам рек Днепр, Волга, Западная Двина, Дон на большой лесной равнине поселились восточные славяне.

Мы узнаем

- Как жили наши предки?

- Как создавали свои жилища?

- Как их украшали?

- Познакомимся с предметами быта

- Узнаем, почему нельзя здороваться через порог, строить дом в понедельник и многое другое:.

Звучит мелодия русской песни. асамбль "Купало" - 1 мин.

Медленно откройте глаза и осмотритесь вокруг. Идут слайды с русской природой.

Мы с вами оказались в далеком прошлом, полторы тысячи лет назад, когда по берегам рек Днепр, Волга, Западная Двина, Дон на большой лесной равнине поселились восточные славяне. Несколько поколений: деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки, составляли большую семью - род. Слышите голос рожка, это пастух вывел стадо на первую весеннюю траву. А вот и деревня. Слайд славянской деревни.

Учитель вывешивает плакат и поэтапно добавляет элементы русской деревни (церковь, околица, дома)

Заглянем туда.

Места для поселения выбирали наши предки не случайно, а с мудрым расчетом. Основными дорогами служили реки, по лесам пробираться было трудно. К тому же река была и источником воды.

Русская деревня- это целый мир, который живет своей жизнью, открывается он не каждому, не случайному человеку.

Вот на пригорке стоит церковь, (учитель добавляет на ватман церковь) ее купола словно шеломы сказочных воинов. А в некоторых областях России сохранились старинные шатровые храмы, их кровля подобна остроконечному шатру.

Слайды храмов

Время было очень беспокойное, жители соседних поселков часто воевали друг с другом. Поэтому селились наши предки в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. А вокруг возводили земляные валы, ставили глухие заборы из кольев. Отсюда появилось выражение: "Выйти за околицу".

Хозяин, задумавший построить дом, включал его в окружающий мир, выстраивал свою Вселенную. Дом делил пространство на свое и чужое. И здесь существовала целая система запретов и предписаний. Для нового строения место выбирали особенно тщательно. Нельзя было строить дом там, где проходила дорога или стояла баня, там где находили кости или где кто-то поранился. Хорошим местом, считалось то где ложился скот. Но чаще наши предки, прежде чем строить дом, прибегали к гаданиям. Например, наливали в чашу воду из трех источников и оставляли на ночь. А утром смотрели, если воды поубавилось -то место нечистое, строить здесь нельзя. Вот отсюда и пошло выражение ДОМ-полная чаша. Или поступали следующим образом, запрягали в сани молодого коня и усердно помолясь, ехали в лес. Там коню позволяли идти куда вздумается. Где останавливался, там и можно селиться.

Большое внимание уделялось выбору материала и времени постройки дома. Так нельзя было рубить священные деревья( выделявшиеся своими размерами или такими с которыми были связаны предания), а также сухие- мертвые деревья. В некоторых местах России долго держался запрет на рубку вообще старых деревьев. По отношению к "лесным старцам" действовал закон мифологического мышления: старший- значит, почитаемый, священный.

В ряде мест избегали рубить деревья зимой, когда они лишены соков и "временно" мертвы. Существовали запреты и на рубку некоторых пород деревьев, например, ели и осины, считалось, что эти породы энергетически неблагоприятны. Лучшими днями недели для строительства считался вторник и четверг. Строительство старались начинать при молодой растущей луне. А самым лучшим днем для начала строительства считался день весеннего равноденствия- 21 марта.

При планировании дома по традиции соблюдалась связь между сторонами света, временами года, четырьмя сторонами дома. Красная или светлая, летняя половина избы, ориентирована на юг или восток, на лето, а другая- на север или запад, на лес, на зиму. Вся же изба делилась на женское пространство ( бабий кут) и на мужское - у дверей. На эту сторону выходила дверь и окна. Так как женщина ориентирована по своей роли на дом, а мужчина работает вне дома, поэтому ему и отводилось пространство ближе к двери. Наиболее типичным русским жилищем принято считать трехкамерный дом. Средняя часть- изба, считается что происхождение этого слова связано с глаголом истопить, то есть это место где находится печь- сердце здания. По обе стороны от избы еще два хозяйственных помещения- сени и клеть.

При закладке дома приносились жертвы, в одних местах это были шерсть, зерно или деньги. Но чаще всего в качестве жертвы приносили курицу, петуха или коня, или череп быка, так как считалось ,что если этого не сделать вскоре кто-то в семье умрет. Вот и пытались обмануть судьбу. По той же причине старались оставить незавершенным хоть малый кусочек крыши. И сейчас названия конек, курицы, быки сохранились в конструкции дома.

Слайд Схема устройства кровли

Более того, на крышах некоторых домов и поныне красуются силуэты коней или петухов.

Слайды

Рассмотрите дом, в котором жили славяне. Чем отличается он от тех домов, которые вы знаете? (Эти дома на метр были углублены в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев-жердей. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы Слово " крыша" в русском языке появилось довольно поздно, в конце 18 века, а до этого использовали слово кров. Мы до сих пор говорим " Отчий кров". Крышу дома всегда старались как-то приукрасить. Выступающие концы кровельных балок прикрывали наклонными досками-причелинами, а от конька вниз свисало резное деревянное полотенце.

Слайды причелины, полотенца.

. Окна в домах были небольшими и прорубались почти у самой земли. На ночь и в холодное время года их закрывали досками или соломой, ведь стекол тогда еще не было.

Как вы думаете, уютно ли было в таком доме?

(Конечно же нет. Там было всегда прохладно и темно, а в дожди очень сыро). Тем не менее, это простейшее жилище укрывало от непогоды, диких зверей, позволяло проводить ночи в безопасности.

А теперь войдем в дом. Входили в дом, низко нагнув голову, как бы кланялись дому. Делалось это не случайно, чтобы сберечь тепло. Чтобы войти нам надо переступить порог, порог дома место не простое , священное, оно как бы делило мир на свой и чужой, граница между этим светом и "тем". С порогом славяне связывали все семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С порога начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, порогом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Младенца после крещения в церкви на несколько минут укладывали на пороге избы, а вынося покойника из дома, трижды ударяли днищем гроба о порог. На порог укладывали и больного при лечении. Во время свадьбы жених переносил невесту через порог, чтобы не навлечь порчу.

Границей с чужим миром служили и окна. Их считали глазами дома, по-славянски очами, отсюда и произошло слово "окно". Окна старались богато украсить резными наличниками, чаще всего используя солнечную символику.

Уже в старину для пропуска света в оконце вставляли рамку с бычьим пузырем, а на Севере использовали кусочки слюды или льда. Оконное стекло вошло в обиход только с 16 века.

Использовать окна для входа в дом считалось крайне опасным, на этот случай существовали мрачные приметы. А дело в том, что окно символизировало связь с миром мертвых. Если в окно залетит птичка, быть беде: или пожару или покойнику. При кончине человека на окно ставили воду, чтобы душа обмывалась. Первого умершего в доме выносили через окно.

Угол напротив дверей назывался красным, там теплилась лампада и висели иконы. Входя в дом, смотрели в красный угол и крестились. В красном углу собирались на трапезу и сажали почетного гостя.

Слайды внутреннего убранства славянского дома.

Мебели в таком жилище было очень мало. Несколько деревянных лавок и большой стол, для совместной трапезы, еды. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами. Зачем они были нужны? Правильно -это были постели.

Главной частью в доме была печь

Из чего она была сложена, как вы думаете? (из камней и глины). Для чего она использовалась? (Для отопления и приготовления пищи). Топилась эта печь по-черному, т.е. без трубы. Дым выходил на улицу через открытую дверь.

Посудой служили глиняные горшки, миски, сковороды., деревянные ложки.(Знакомство с предметами быта).

Русская печь заслуживает отдельного рассказа. В сказках она и путника накормит, и от непогоды укроет, а Емеля даже использует ее как самоходный транспорт. Недаром столько пословиц и поговорок про печь.

Попробуем их вспомнить.

На карточках начало пословиц, на других окончание. Раздаем детям, они собирают и читают .

Например, Хлебом не корми+ только с печи не гони

Обычно печь ставили справа от входа. По диагонали от печи всегда был красный угол. Печь воспринималась как хранительница жилья, как дом в целом. Только, что родившегося ребенка повитуха обмывала у печи и приговаривала: " Расти с брус вышины да с печь толщины." Во время сватовства сваха , придя к родителям невесты, шла к печи и грела руки, чтобы задуманное пошло на лад. Когда кто-то умирал, открывали заслонку трубы, которая рассматривалась как путь для души. У печи нельзя было произносить бранные слова. Да и обращались к ней почтительно " государыня- печка, печка- матушка. Есть в доме и дух -хозяин, вспомните сказку про Домового Кузю. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи,. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. В северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарька. Он маленького роста, взъерошенный, с большой бородой, весьма добродушный, безвредный и большой шутник.

Дымится печь в избе, шипит чугунок, дремлет бабушка у печи. Молодая женщина качает колыбель и поет колыбельную песню.

Звучит старинная колыбельная песня.

Вот и наше путешествие подошло к концу.

Пора возвращаться в ХХI век.

Я включаю машину времени, а вы положите руки на парту, голову на руки, закройте глаза. Звучит музыка, выключается проектор, гасится свечка.

Ну вот вы и дома. Понравилось вам путешествие? А что запомнилось? Что нового вы узнали?

Литература.

  1. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб.: Паритет, 2005.-448с.
  2. Левкиевская Е.Е. Мифологические персонажи в славянской традиции. Восточнославянский домовой. // Славянский и балканский фольклор. М., 2000.С.96-161.
  3. Топорков А. Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л., 1989. - С. 97.