Урок литературного чтения в 1-м классе «Ю.Дмитриев "Медвежата", Г.Снегирев "Медвежата"»

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока: Формирование компетентности читателя посредством знакомства с рассказами Ю.Дмитриева и Г. Снегирева.

Задачи урока:

  1. Познакомить с произведениями Ю. Дмитриева, Г. Снегирева
  2. Развивать навык чтения, умение работать с художественным текстом;
  3. Дать представление о жизни зверей и животных в лесу;
  4. Прививать интерес к чтению, воспитывать любовь к животным, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: Букварь Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова часть 2; цветные карандаши, клей, листы и шаблоны для моделирования, условные знаки для построения плана работы (Приложение 1), карточки для работы в парах (Приложение 2), дополнительные тексты (Приложение 3), карточки жанры и темы литературных произведений (Приложение 4), модели обложек изученных произведений (Приложение 5).

Оформление доски: В центре доски модели обложек для определения темы урока. Справа карточки для работы в парах. Слева карточки жанры и темы произведений

Примечание к уроку: В малочисленном классе работа проводится в парах. Если количество учащихся в классе позволяет, то работу по созданию макетов обложек можно провести в группах.

Ход урока

I. Активизация внимания. Эмоциональный настрой.

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

Учитель:

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться! [1]

II. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, кто хочет поделиться своими знаниями и рассказать о книгах, которые прочитали дома? Представьте свои макеты обложек книг и расскажите о прочитанном.

(Дети представляют модели обложек и по желанию кратко пересказывают прочитанное произведение или читают отрывок классу).

Учитель: Посмотрите на модели обложек книг и расскажите о произведениях: автор, название, жанр и тема произведения.

(Приложение 5)

Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?

(В макетах обложки произведений Ю. Дмитриева и Г. Снегирева недостаточно данных: мы ничего не знаем о жанре произведения, нет названия.)

Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить проблему?

(Нужно познакомиться с этими произведениями)

Учитель: Откройте букварь на стр. 52-53 и прочитайте название.

(Медвежата)

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Знакомство с произведениями Ю.Дмитриева «Медвежата» и Г.Снегирева «Медвежата»)

III. Построение плана решения проблемы.

Учитель: В какой последовательности мы будем работать? Составьте план работы над произведениями.

(Учащиеся с помощью условных знаков (заместителей) составляют план работы над произведением.)

Прочитать произведение – определить жанр и тему прочитанного – ответить на вопросы, выполнить задания – вывод (что узнал нового).

IV. Решение проблемы. Работа с текстами.

Знакомство с текстом.

  • Самостоятельное чтение (времени должно быть достаточно для двухразового прочтения текста хорошо читающими учениками).
  • Чтение вслух хорошо читающими учениками.

Учитель: К какому жанру относится произведение Юрия Дмитриева «Медвежата»? Докажите.

(Это рассказ, т.к. все это может быть на самом деле.)

Учитель: Какая тема этого рассказа?

(Это рассказ о медведице и медвежатах. Тема рассказа о животных.)

Учитель: Прикрепите к модели обложки нужный заместитель, указывающий жанр и тему, напишите название.

(Прямоугольник коричневого цвета)

Учитель: К какому виду животных относятся медведи?

(Медведи выкармливают своих детенышей молоком. Это млекопитающие.)

  • Повторное чтение рассказа вслух. Работа над содержанием.

Учитель: Что нового вы узнали из этого рассказа? (Дети делятся своими впечатлениями).

Учитель: Какими рождаются медвежата?

(Крошечными, как два детских кулачка.)

Учитель: Сложите вместе два своих кулачка. Вот такими маленькими рождаются медвежата.

Учитель: Объясните, почему медвежата рождаются такими крошечными? (Ответы детей)

Учитель: А теперь найдите объяснение в тексте и прочитайте его.

(Эту часть рассказа сначала читает хорошо читающий ученик, а второй раз самое главное предложение более слабый ученик.)

V. Физкультминутка

Зарядку проводит дежурный ученик. Зарядка на внимание: «Запрещенное движение». Ученик определяет запрещенное движение, например: «Руки на пояс ставить нельзя. Когда руки на пояс, все хлопают над головой».

Дежурный показывает упражнение, а остальные выполняют.

VI. Работа над вторым текстом проводится аналогично.

  • Самостоятельное чтение текста.
  • Чтение вслух хорошо читающими учениками.
  • Определение жанра произведения и дополнение модели обложки.
  • Работа по содержанию (вопросы в учебнике после текста).

VII. Применение знаний. Работа в парах (дифференцированные задания).

Учитель: Сейчас мы будем работать в парах. Вспомним правила работы в парах.

(Выслушивать мнение товарища, работать сообща, принимать общее решение, договариваться.)

Учитель: Давайте вспомним, с какими жанрами литературного произведения мы знакомы? (Дети называют жанр, на доске прикрепляется соответствующая карточка)

(Это сказка, рассказ, стихотворение.)

Учитель: Укажите, какими геометрическими фигурами обозначаются жанры.

(Около карточек с названиями жанров прикрепляют геометрические фигуры)

Учитель: Вспомните и покажите каким цветом обозначается каждая тема произведения.

О Родине –  , о природе – , о животных – , о детях – , о волшебстве и приключениях – .

Приложение 4.

Учитель: Дополните модель обложки. (На листах указаны названия произведения, на карточках фамилии авторов и цветные геометрические фигуры, текст рассказа Приложение ).

Уровни сложности заданий:

  • Модель к произведению, изученному на уроке (низкий).
  • Модель к произведению, изученному на прошлых уроках (средний).
  • Модель к дополнительному произведению, прочитанному самостоятельно (высокий).

(Эта группа моделирует обложку на чистом листе, без подсказок)

VIII. Презентация результатов работы в группе.

Учащиеся представляют свои модели обложек (по желанию) у доски.

IX. Итог урока.

– С какими произведениями познакомились сегодня на уроке?

– Кто авторы этих рассказов?

– Что нового узнали о медведях?

– О чем расскажете дома?

X. Рефлексия. Дерево творчества.

Каждый ребенок выбирает соответствующую карточку и прикрепляет к дереву.

– На уроке было интересно, узнал новое – красное яблоко.

– Узнал новое, но было скучно – зеленое яблоко.

– Ничего не запомнил, было скучно – зеленый листок.

[1] – Ирина Сергеевна Епанчинцева, личный сайт на портале ПРОШКОЛУ.РУ