Россия – Родина моя

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Развивать познавательный интерес к своей Родине.
  • Формировать представление о государственных символах.
  • Воспитывать патриотизм, формировать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:

  • Физическая карта России.
  • Карточки с пословицами о Родине.
  • Аудиозапись гимна России.
  • Презентация.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Объявление темы.

Разгадайте ребус Р 1 А (Родина) (слайд № 2)

Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

(Чтение учеником стихотворения З. Александровой.)

Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор:
А, другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина:
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

3. Вводная беседа.

- Как вы понимаете слово Родина?

(Ответы детей)

Послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задаёт

"Что мы Родиной зовём?"

(Чтение стихотворения учеником.)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды -
Звёзды мира над Кремлём.
- Что мы Родиной зовём?

(Ответы детей)

- Как ещё называют Родину?

- Отечество.

- Как называется страна, в которой вы живёте?

- Россия или Российская Федерация.

4. Рассказ учителя о России.

Мы о России будем говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать - Россия!

Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Площадь нашей страны - 17 млн. кв.км. (запись на доске). Население - около 130 млн. человек (запись на доске).

Границы России проходят по суше и по воде. Никакая птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не меньше двух месяцев! А вдоль морских границ - лететь птице ещё в два раза дольше. На пути этой путешественнице повстречались бы 16 разных стран - государств. Вот сколько соседей у России! Ни у кого столько нет!

(показ на карте)

На севере граница начинается в Баренцевом море. Оно названо в честь голландского мореплавателя Виллема Баренца, который изучал это море. (Слайд №3)

На западе граница проходит по косе в Балтийском море, недалеко от города Калининграда.

На юго - востоке границу проводит река Амур.

На самом Дальнем Востоке граница "плывёт" по Тихому океану.

На юге и западе границы России проходят по морям и рекам, горам и равнинам.

На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она:

Посмотрите на карте России много голубого цвета.

- Что это?

- Реки, озёра, моря.

Про реки, озёра и моря сложено огромное количество песен и стихов. Написано много прекрасных книг. Россия - это морская держава.

- Вспомните, какой царь создал российский флот? (Пётр Первый) (Слайд № 4)

Посмотрите на физическую карту России.

- Какой цвет преобладает на ней?

- Зелёный.

- Что обозначено этим цветом?

- Леса.

Россия - самая лесная страна в мире: половина всей земли покрыта лесом.

- А какое дерево является символом России?

- Берёза. (Слайд № 5)

Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины.

Берёзка воспета в поэзии и в прозе, в музыке, живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы.

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной. Её все знают. Это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа.

(Выходят четыре чтеца)

1. Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я сними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза отвыкшие от слёз.

Растёт берёза быстро. За тридцать лет поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока вёдер влаги.

Плоды берёзы легко разносятся ветром. Она быстро идёт в рост там, где на лесной вырубке ещё не могут расти другие деревья. Поэтому берёзу называют пионером леса.

2. Ты до того берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы!

3. На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка -
Символ Родины моей.

4. И не найти её красивей,
На радость нам она цветёт.
В ней образ матери - России
Неувядаемой живёт.

Россия не только красивая страна, но и богатая. В её природных кладовых - несметные сокровища. Вспомните, какие?

(Называют полезные ископаемые)

(Можно показать коллекцию полезных ископаемых.)

5. Рассказ о Конституции РФ.

Но страна это не только поля и леса, города и сёла. Это - государство. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется Конституцией РФ.

(демонстрация Конституции РФ)

Конституция - основной документ государства, где записаны все законы, по которым живёт наша страна, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции - это государственный праздник. - Назовите мне этот день?

- 12 декабря.

- А какие права и обязанности есть у вас? Назовите.

6. Рассказ о государственных символах России.

У каждого государства, кроме Конституции, есть свои символы - знаки, по которым узнают страну.

- Какие государственные символы России вы знаете?

- Герб, гимн, флаг.

А сейчас мы это проверим.

(Показ флагов.) (слайд №6, 7, 8, 9.)

Из всех флагов покажите российский? (слайд №10)

Молодцы!

(Выступления подготовленных учеников.)

Сообщение 1. Государственный флаг.

Флаг - это прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.

Трёхцветный флаг России учреждён первым российским - императором Петром Первым. Пётр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у них, в том числе и идею флага, изменив лишь порядок цветов (голландский флаг - красно-бело-синий). Что обозначают цвета российского флага. Белый - мир и чистота совести, синий - небо, верность и вера, красный - цвет крови, пролитый за Отечество. ?Трёхцветный флаг называется - триколо?р.

Герб - это государственный символ, которым можно любоваться, как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Рассмотрите герб нашего государства и расскажите о его символике. (Слайд № 11)

(Ответы детей)

Сообщение 2. Герб России.

Герб - это эмблема государства. На гербе России изображён на красном щите золотой двуглавый орёл под тремя коронами. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла - скипетр , в левой - держава. На груди орла серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он поражает копьём чёрного дракона. Почему именно орёл? Двуглавый орёл - символ власти, могущества, мудрости. Россия расположена в двух частях света - Европе и Азии, поэтому головы орла повёрнуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона - готовность народа встать на защиту родной земли.

3. Гимн России.

Ещё одним символом Российской Федерации является государственный гимн. Гимн - это торжественная песня.

- Где её можно услышать?

(Ответы детей.)

Правильно. Государственный гимн страны исполняется при подъёме её государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн и в новогоднюю ночь, и когда российские спортсмены завоёвывают золотые медали.

Слова гимна написал поэт С.В.Михалков, (слайд № 12) а музыку к гимну написал композитор А. Александров. (слайд № 13)

- С какими произведениями С. Михалкова вы знакомы?

(Дети называют произведения С. Михалкова.)

(Слайд № 14)

Исполнение гимна под фонограмму.

(Дома текст гимна надо было выучить наизусть или вывести через проектор на экран.)

7. Игра "Собери пословицу".

Наш народ очень любит свою Родину - Россию. Про неё написано много стихотворений и музыкальных произведений. Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы и поговорки о Родине.

(Дети должны были дома найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки о Родине.)

На одной карточке начало пословицы, а на другой конец. Соедините.

(Идёт работа в группах.)

На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Проверяем.

Молодцы!

- А какие пословицы о Родине вы ещё знаете?

(Ответы детей.)

Очень хорошо!

Чтобы уважать Родину, надо её знать.

8. Путешествие по своему городу или селу.

- В какой области России вы живёте?

- Какой город является центром вашей области?

- Почему ваш город так называется?

- Сколько лет вашему городу?

- Какие улицы есть в вашем городе?

- В честь кого или чего они так названы?

- Назовите знатных людей вашего города?

9. Викторина.

Пора подвести итоги нашего урока. Ответы викторины могут показать, что вы сегодня узнали и запомнили на нашем уроке. (В тетради для урока чтения.)

- Как называется наша страна?

- Сколько стран - соседей у России?

- Какая река находится на границе России и Китая?

- Какое дерево является символом России?

- Кто автор слов гимна России?

- Что изображено на гербе России?

- Какой день называется Днём Конституции?

Взаимопроверка викторины в парах. Один ученик читает ответы.

Раскрасить государственный флаг России.

(даны заготовки.)

Молодцы! Очень хорошо справились с работой.

Детям поставить оценки.

10. Итог урока.

- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали мой рассказ, выступления ребят, пели гимн? - Чувство гордости, уважения, чувство сопричастности к своей стране.

- Какое отношение вы имеете к России?

- Каждый из нас несёт ответственность за нашу Родину. Родину надо любить и беречь.

(Чтение стихотворения учеником.)

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, - Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

11. Домашнее задание.

Нарисовать красками рисунок на тему "Моя Родина".

(Слайд № 15)

Всем спасибо за урок.