Урок алгебры в 10-м классе. Тема: "Решение показательных уравнений"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Научить  решать показательные уравнения двух типов:  вынесение общего множителя  и  сведением к квадратному.
  • Воспитать самостоятельность,  умение работать в группе.
  • Развить  умение применять теоретические знания на практике,  навык решения показательных уравнений.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Оборудование:

  • Карточки для групповой работы (Приложение 1); ответы к уравнениям даны в Приложении 5.
  • Тексты самостоятельной работы – по 1 на каждую парту (Приложение 2).
  • Карточки с ответами к уравнениям из самостоятельной работы, на обратной стороне которых написаны высказывания великих людей о математике  (Приложение 3).
  • Маршрутный лист и система оценивания (Приложение 4).
  • Учебник «Алгебра и начала математического анализа  10» Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин.
  • Портрет Л.Н.Толстого.

Предварительная подготовка:

  • Разделить класс на 4 группы по 5 человек;
  • Подготовить  4 ассистентов (на уроке применяются коллективные способы обучения, поэтому  данные учащиеся должны заранее научиться решать уравнения  одним из способов).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте.  Запишите число и тему урока.

2. Устный счет

– Эпиграфом нашего урока являются слова: «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду». Как вы думаете, кто автор этих слов?

1) Чтобы узнать автора слов, устно решите следующие уравнения.

Расставьте соответствующие буквы в таблице.

–2 0 0,5 2 –2 0 –1
             

– Кто автор эпиграфа к уроку?  (Лев Николаевич Толстой)
– Какие произведения  Л.Н. Толстого вы изучали, читали?

3. Историческая справка

а) Гениальные люди гениальны почти во всех своих начинаниях. Великий русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой имел оригинальные педагогические воззрения. Его деятельности в области народного образования посвящена обширная литература. Как известно, в 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей (кстати, в 2009 году исполнилось 150 лет этой школе) – одну из первых народных школ. Сам Толстой преподавал в своей школе математику и историю, проводил физические эксперименты. Лев Николаевич написал и опубликовал несколько выпусков оригинальной «Азбуки». Эти книги содержали и сведения из арифметики. Он систематизировал их и издал в 1874 году в книге «Арифметика». В ней Л.Н. Толстой дал и ценнейшие методические указания для учителя. В истории известны настоящие жемчужины математического творчества – «Задачи Л.Н. Толстого».

В маршрутном листе укажите количество правильно решенных уравнений  и за угаданное слово добавьте 1.

б) Сегодня нам предстоит научиться решать показательные уравнения двух типов. Но сначала вспомним, какие методы решения уравнений  нам уже известны. Определите способ решения уравнения

 x3 + 3x2 – 2x – 6 = 0 (разложение на множители)
  x4 + 2x – 8 = 0 (введение новой переменной, сведение к квадратному уравнению)
 (введение новой переменной, сведение к квадратному уравнению)

в) Эти же  способы применяют и при решении показательных уравнений. Кроме того,  данные уравнения можно решать и графически, и оцениванием обеих частей, и подбором корней.

4. Групповая работа

 Учитель. А теперь я предлагаю вам научиться решать показательные уравнения одним из способов. В этом вам помогут ассистенты.
Класс делится на группы, ассистент выдает карточки  (Приложение  1) членам группы и обучает их решению уравнения «решаем вместе», затем каждый учащийся самостоятельно решает уравнение «Реши сам», ассистент проверяет, выставляет в маршрутный лист «1»

5. Обучение в парах сменного состава

Затем, объединяясь в пару, учащиеся обмениваются знаниями: каждый объясняет  и записывает в тетрадь другому решение уравнения «Решаем вместе». Потом они самостоятельно решают задачу «Реши сам» из карточки напарника. Проверив друг у друга правильность решения, оценивают в маршрутном листе работу  следующим образом – 1 балл, если напарник справился со своим заданием, и 1 балл, если решил правильно свое уравнение. На этом их работа в паре заканчивается.

6. Самостоятельная работа

Текст работы (Приложение 2)  выдаётся учителем во время предыдущего этапа.

Решите уравнения:

Десятиклассники выбирают  2-3 любых уравнения и решают их в своих тетрадях.

Одновременно  у  доски 5 человек решают эти же уравнения.

Решив уравнения, ребята, работавшие у доски,  на  стенде находят карточку с нужным ответом и прикрепляют ее возле своего решения. (Приложение 5) После  фронтальной проверки  решений  они зачитывают высказывания, которые записаны на обратной стороне карточки с ответом.

7. Подведение итогов урока

1) Оцени себя сам 

3 балла –Я всё понял(а), всё смог(ла) решить
2 балла – Я не всё понял(а), не всё смог(ла) решить
1 балл – Я не понял(а) новую тему и поэтому не смог(ла) решить ни одного уравнения

2) Итог урока

Учитель: Найдите количество всех баллов, заработанных вами на уроке.

Оценка 5 –  не менее 23 баллов;
Оценка 4 – от 16 до 22 баллов;
Оценка 3 – от 10 до 15 баллов.

3) Стихотворение М. Бромлея.

Это ложь, что в науке поэзии нет…
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик…
Настоящий ученый , он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!

Литература:

  1. Математика. 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков, занимательные задачи / авт.-сост. И. В. Фотина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135с.
  2. Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Ю. М.  Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин]; под ред. А. Б. Жижченко. – М.: Просвещение, 2008. – 368 с.
  3. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. – Волгоград: Учитель, 2009. – 494с.
  4. Балаян Э. Н. Репетитор по математике для поступающих в вузы. (Серия «Абитуриент»). Изд. 2-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 736с.
  5. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы /авт.-сост. О. В. Панишева. – Волгоград:Учитель, 2009. – 219с.