Развивающее занятие с дошкольниками. Тема: "Возникновение жизни на Земле"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Ознакомление со строением и особенностями жизни древних млекопитающих.
  • Обучение умению различать особенности строения, помогающие им приспособиться к изменению климата на Земле.
  • Построение модели эволюционного древа жизни на Земле.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: рисунки, условные обозначения всех изученных типов и классов древних животных (простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, рыбы панцирные, двоякодышащие, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие)
  • Раздаточный материал: тетради, простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по древней Земле. А как называется наука, которая изучает возникновение жизни на Земле.
Да, ребята правильно – эта наука палеонтология.
Итак, готовы, и на машине времени, мы с вами перенесемся к древнему океану.
Ну, вот ребята мы с вами около древнего океана, какие живые существа появились самые первые в древнем океане. (Самые первые появились простейшие)

Воспитатель: А кто относится к простейшим? (Амеба, эвмена зеленая, инфузория туфелька)
Они состоят из одной или несколько клеток.

Воспитатель: Ребята, а кто появился после простейших? (Кишечнополостные, коралин, медузы)
А что вы можете рассказать о кишечнополостных? (Имеют щупальца для охоты и защиты, медуз ы хищники)
А кто появился после кишечнополостных? (Черви)

Воспитатель: Давайте поговорим о червях. Каких вы знаете червей? (Плоские, круглые паразиты)
Дети рассказывают о всех типах червей, выделяют общее их строение.
(Гибкое мускулистое тело, покрытое прочной оболочкой, у многощетинковых червей – отростки, похожие на ноги, расчлененное тело, рот с ресничками).

Воспитатель: Ребята, продолжаем наше путешествие, кто появился после червей? (Моллюски, членистоногие)
Что вы можете о них рассказать? (У моллюсков мускулистое тело, раковина, нога или щупальца, глаза, рот с твердыми наростами, к моллюскам относятся: беззубка, большой прудовик, виноградная улитка).
А кто такие членистоногие? (Раки, крабы).

Воспитатель: А что вы можете о них рассказать?
У членистоногих хорошо развита мускулатура, органы передвижения, тело покрыто твердой оболочкой, глаза, рот приспособлены к твердой пищи.
Ребята, мы с вами немного устали, давайте отдохнем.

Физкультурная минутка «Хомячок»

Хомка, Хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять
Хочет Хомка сильным стать.

Воспитатель: Отдохнули, давайте путешествовать дальше. Ребята, кто появился послемоллюсков и членистоногих? (Панцирные рыбы) Расскажите о них. (Чешуя, обтекаемое тело, плавники).

Воспитатель: Да, ребята, наше путешествие продолжается,и мы с вами попадаем каменноугольный период, когда началось высыхание и отступление мирового океана, климат становился суше. И кто же в этот период появился на Земле? (Двоякодышащие рыбы).

Воспитатель: Расскажите о них. (Они имели плавники и могли дышать воздухом на суше, жили в воде и на суше, но больше времени проводили в воде, потому что там было много корма для них.)

Воспитатель: Ребята, а какие животные еще появились в этот период. (Земноводные)

Воспитатель: А что вы можете рассказать о древних земноводных? (Дышат и в воде и на суше, откладывают икру в воду, у них не чешуя, а кожа.)

Воспитатель: Да, ребята, климат в то время на земле начал опять меняться – стало сухо, все еще жарко, мало воды, рыбы стали погибать. Какие животные смогли бы выжить в таких условиях? Те, которым не нужно много воды, которые могут откладывать яйца в землю.

– Ребята, кто были такие же животные? (Динозавры).

Воспитатель: Что вы можете рассказать о динозаврах? (Прочная кожа, защищающая от солнца и жары, костные выросты, служащие для нападения и защиты, мощные зубы для пережевывания жесткой пищи).

Дети рассказывают очень много о динозаврах обитавших в воде (ихтиозавры эласмозавры) на суше (тираннозавры, гаргозавры и другие), в воздухе (итеродактель)

Воспитатель: Да, ребята, вот такие удивительные животные жили много миллионов лет назад на нашейЗемле. Но наше путешествие не закончено, и сегодня мы узнаем, какие животные появились после динозавров (пресмыкающихся). Мы, с вами попали в буроугольный лес. Он густо зарос влаголюбивыми растениями, однако уже похолодало, появились клены, дубы, тополя. В таком лесу динозаврам тяжело уже жить, и здесь появляются мелкие, покрытые шерстью животные, они не откладывают яйца, а носят своих детенышей в животе, рожают и кормят их молоком. Так, ребята появились животные – млекопитающие.
– Ребята, но кроме млекопитающих, еще в этот период появляются птицы. Но о них, мы поговорим, когда отправимся в наше последнее путешествие.
– А пока мы с вами летим на машине времени домой, давайте зарисуем модель эволюционного древа.

– Открыли тетради, сели правильно.

Дети самостоятельно рисуют модель эволюционного древа, возникновения жизни на Земле.

После рисования, дети еще раз повторяют модель возникновения жизни на Земле.

Воспитатель: Но, вот, ребята, мы с вами опять дома.

– Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей)

Воспитатель: Мне тоже с вами было приятно путешествовать. Спасибо вам.