Познавательно-воспитательное занятие "Путешествие в прошлое"

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Патриотизм – одно из важнейших качеств гражданина страны, которое воспитывается через познание истории своего народа, исторического прошлого города и Родины. Осознавая значимость патриотического воспитания детей, педагоги музыкального отдела ведут большую работу не только через изучение соответствующего репертуара, но и через проведение познавательно – воспитательных занятий.
Занятие познавательно-воспитательного характера «Путешествие в прошлое», было проведено ко дню празднования 66-ой годовщины со дня снятия блокады Ленинграда, в нём участвовали дети 1 года обучения, обучающиеся по образовательной программе «Музыкальная литература» и воспитанники  объединения «Звонкие струны».

Цель: создание условий для формирования нравственности воспитанников, гражданской ответственности и уважительного отношения к историческому прошлому.

Задачи занятия:

  • Обучающие:
    • дать детям знания об исторических событиях блокадного Ленинграда.
  • Развивающие:
    • содействовать самореализации и процессам саморазвития детей;
    • содействовать развитию гражданских качеств личности, патриотизма, национального самосознания;
  • Воспитывающие:
    • воспитывать чуткость, эмоциональную отзывчивость детей, способность к сопереживанию, чувство ответственности за выполнение коллективного дела.
    • создать условия для проявления творческой активности воспитанников, атмосферы сотворчества при подготовке к занятию.

Методы, используемые на занятии:

  • Эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений.
  • Социальные методы: создание ситуации взаимопомощи, создание эмоционально-нравственных ситуаций, анализ жизненных ситуаций.
  • Словесные методы: рассказ, прослушивание.
  • Наглядные методы: использование наглядных материалов (фотографии, плакаты, электронная презентация); использование аудио- и видеоматериалов (художественные фильмы, записи музыкальных произведений).
  • Практические методы: включение детей в коллективную творческую деятельность.

Музыкальный материал, используемый на занятии:

  • «Адажио», музыка  Альбинони А.
  • «Баллада о Тане Савичевой», слова Е. Дога, музыка В. Гина,
  • «Гимн Великому городу», музыка Р.Глиэра,
  • «Журавли», слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля,
  • «Мы за ценой не постоим», слова Б.Окуджава, музыка И.Шварца,
  • «Последний бой», слова и музыка М. Ножкина,
  • «Темная ночь», музыка Н.Богословского,
  • Фрагмент 7-ой симфонии, музыка  Д. Шостаковича. 

Видеоматериал, используемый на занятии:

  • кадры из фильма «Два бойца»,
  • кадры из фильма «Белорусский вокзал».

Материально-техническое оснащение занятия:

  • учебный кабинет,
  • компьютер,
  • видеопроектор,
  • звуковая система,
  • экран (для демонстрации компьютерной презентации и фрагментов фильма),
  • стенд с фото военных лет и сочинениями на военную тему,
  • книга отзывов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги, дорогие гости. Все мы знаем, какие тяжелые испытания выпали на долю ленинградцев во время Великой Отечественной войны. И будучи жителями Санкт-Петербурга, сегодня, мы не можем обойти важнейшее для нашего города событие – День полного снятия блокады.
Мы предлагаем вам совершить путешествие в прошлое, потому что без прошлого нет будущего.
Маршрут нашего путешествия следующий: сначала ребята покажут, и расскажут вам то, как они видят блокаду с позиций своего возраста, ведь инициатива этого путешествия исходила от них самих. Наш рассказ будут сопровождать произведения А. Альбинони «Адажио», Д. Шостаковича 7-ая симфония (фрагмент), Р. Глиэра «Гимн Великому городу». Затем мы с удовольствием предоставим слово нашей уважаемой гостье – Галине Людвиговне, которая в 6,5 лет ощутила на себе все тяготы и лишения блокадной жизни.
Итак – в путь!
22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Армии захватчиков быстро продвигались по нашей стране, занимая все новые и новые города и села.
8 сентября 1941 года немцы близко подошли к городу, заняли Пушкин. Подошли к Пулковским высотам, окружили город кольцом. Началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней и ночей.
Блокада – это когда город находится в окружении и отрезан от большой земли. Все подъезды и подходы к городу заняты врагом. Количество продуктов ограничено, идет постоянный артобстрел. Не было ни одной семьи, которую не затронуло горе.
Я приглашаю Полину Белошицкую, которая расскажет о своем дедушке – герое. Полина Белошицкая:

Мой дедушка Петр Макарович, 1925 года рождения был участником Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). До войны он учился в специальной летной школе. Его два брата ушли воевать с фашистами в 1941 году. Они были летчиками, и погибли почти сразу в начале войны.
Дедушке Пете еще не было и 18 лет, но он всеми силами стремился на фронт отомстить фашистам за своих братьев. Но его не брали. И вот ему, наконец, удалось добиться разрешения. Так как он не окончил лётную школу, он ушел добровольцем, пройдя двухмесячные курсы радистов.
В конце 1943 года, будучи радистом-разведчиком, он со своими товарищами десантировался с корабля в Керченском проливе в районе города Керчь. Высадка шла прямо в холодную морскую воду, так как подойти к берегу было не возможно. А на высоком берегу сидели вооруженные немцы и обстреливали их. Много солдат и офицеров погибло в эту ночь.
Потом был Севастополь, контузия, госпиталь. Опять фронт Карпаты, т.е. Западная Украина. И снова ранение, госпиталь. И снова разведка.
Победу дедушка встретил в городе Кутна Гора под Прагой в Чехословакии.
9 мая 1945 года было объявлено о Победе, но в этом месте еще три дня шли бои.
Дедушка до сих пор вспоминает холодные зимние дни, когда им приходилось спать в окопах, и волосы примерзали к снегу. Как рядом на глазах умирали товарищи.
Спасибо тебе дедушка, спасибо Вам ветераны за наш сегодняшний мир!!!

Педагог: Сейчас в исполнении ансамбля авторской песни «Рондо» вы услышите инструментальную композицию «Темная ночь» Н.Богословского.

Педагог:Жила-была девочка Таня в доме на Васильевском острове. Пришла война, стало голодно и холодно. Во время войны она вела дневник. Его нашли и сейчас есть памятник – это 7 бетонных плит, а на них записи из дневника, записи о том, как умерли один за другим все ее родные. ( На слайдах демонстрируются записи из дневника Тани Савичевой, фоном звучит баллада о Тане Савичевой в исполнении Эдиты Пьехи).

Педагог: Ансамбль авторской песни «Рондо» исполнит для вас песню «Последний бой» слова и музыка М. Ножкина (на экране демонстрируются кадры из фильма «Два бойца»).

Педагог: С самого начала блокады были введены карточки на продукты. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь работающим выдавали по 300 граммов хлеба, всем остальным – по 150.
20 ноября этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады – 250 граммов на рабочую карточку, и 125 граммов на все остальные. В Ленинграде начался голод. Эта строчка «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» навсегда останется одним из символов блокады. Для жителей осажденного города это была катастрофа. У большинства из них, не привыкших делать какие-то серьезные запасы, ничего кроме этого кусочка хлеба вперемешку с отрубями и жмыхом не было. Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.
Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди находили в себе силы работать. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи.
Все время, пока шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет. Когда радио замолчало, в радиокомитет стали приходить люди с вопросами: «Что нам нужно сделать, чтобы снова включили радио? Без него невыносимо». И тогда перед микрофоном в Доме радио была сделана деревянная подставка – на нее опирались выступавшие по радио поэты и писатели, дикторы.

Педагог: 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-ой симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут «Ленинградской».
Зал был полон – очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал. Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию – обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.

Педагог: Я приглашаю Лекшина Павла, чтобы он рассказал нам о том, какие события переживали его родные в дни лихолетья.

Лекшин Павел: Свой рассказ я назвал «След войны в моем доме».
В нашей стране нет ни одной семьи, в которой не осталось бы следа прошлой войны. В особенности это видно на жителях нашего города. В каждой ленинградской семье есть шрамы от прошедшей войны.
Двое моих прадедушек погибли где-то на ленинградской земле. Один из них хоть и не был призван в армию, выполнял свою работу на Ижорском заводе. Они изготавливали снаряды. И в момент захвата города Пушкин немцами, погиб по пути на работу. Моя бабушка, которой тогда было всего два годика, осталась без отца. Ее спасло только то, что накануне войны она со своей мамой уехала из города в деревню. Вернулись они в наш город уже только после войны.
Из всей семьи моей прабабушки осталась только она. А ведь до войны у нее было два брата и мама с папой. После войны, каждый год в январе она ходила навещать их на Пискаревское кладбище. До самой смерти она не любила вспоминать эти горестные дни.
Я не хочу, чтобы когда-нибудь повторилось такое горе. Пускай нигде на земле никогда не будет войны. Пускай дети растут со своими родителями и радуются безоблачному небу над головой.

Педагог: К ноябрю 1941 года город уже третий месяц находился в блокаде. Имевшиеся запасы продовольствия почти совершенно иссякли. Водные перевозки по Ладоге были прерваны рано из-за начавшегося ледостава. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера.
22 ноября на лед вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха. Это позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек. Ледовая трасса работала бесперебойно. Жители города называли ее «Дорогой жизни», ведь по ней шло продовольствие, вывозили людей на большую землю. Это была единственная нить, связывающая Ленинград с большой землей. Ледовая дорога работала до последней возможности.
Послушайте в исполнении ансамбля «Рондо» песню «Журавли» на слова Р.Гамзатова, музыку Я.Френкеля.

Педагог: Линия фронта проходила по окраинам города. Весь город был фронтом. 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп «Катюш» – во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе рабочих поселков № 5 и № 1 произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.
Сейчас Касевич Элина расскажет о жизни в блокадном Ленинграде своих родственников.
Касевич Элина: Моя прабабушка – Валентина Васильевна – коренная ленинградка, 1922 года рождения.
К началу Великой Отечественной войны ей было 18 лет. За месяц до начала войны ее мама уехала в санаторий на юг, а когда возвращалась, поезд разбили немецкие самолеты. Всю блокаду бабушка Валя прожила в нашем городе в коммунальной квартире на проспекте Огородникова. Чем могла, ей помогала соседка. Моя бабушка не обращала внимания на страх. Работая почтальоном, забираясь с письмами и весточками с фронта по обледенелым лестницам подъездов ленинградских домов, она застигала умирающих людей, которым пыталась помочь. Многих взрослых и детей ей удавалось спасти.
Однажды она нашла грудного ребенка, лежащего на кровати рядом с умершей матерью, так тихо, что его едва было заметно. Его определили в детский дом, а мою прабабушку наградили медалью «За спасение».
Люди тогда квартиры не запирали. Заходить всегда приходилось в открытую дверь. Но вот чтобы найти в ней живых людей, порой приходилось кричать и таким образом находить полуживых.
Молодежь помогала уберечь свой город от разрушений – приходилось ежедневно сбрасывать горящие снаряды с крыш домов. И не считали, что совершают героический поступок, а страх и иные ощущения уходили на второй план.
Как рассказывала прабабушка Валя, все время было очень холодно и голодно. Сначала в городе съели всех голубей и крыс, изредка попадались собаки. Свирепствовали людоеды. Люди ели что придется: столярный клей, лебеду, выращенную на Исаакиевской площади, хлебные дрожжи и многое другое. Стояли часами за хлебом, порой замерзали в очереди.
Бабушка Валя была очень худенькая и весила всего 42 килограмма. До самой старости она так и не смогла избавиться от блокадной дистрофии.
Несмотря на весь этот ужас, люди оставались добры и мужественны. По окончании блокады вырастили поколение хороших людей. Моя мама приходится внучкой бабушке Вале и помнит, как ей вручали медаль «К 40-летию Победы». Всего у моей прабабушки было 8 медалей.

Педагог: 14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжелые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а так же многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-ой армии началась в 10 часов 40 минут. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-ой немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.
Сейчас я хочу предоставить слово нашей уважаемой гостье – Галине Людвиговне, которая поведает нам о том времени, когда не понаслышке, а воочию, столкнулась она со всеми тяготами блокадных дней.

(Фоном звучит музыка, выходит гостья)

Педагог: Благодарим вас, Галина Людвиговна, за ваш рассказ и за то, что помогли перенестись в военные годы и прожить вместе с вами страдания, боль, радостные минуты каждого Ленинградца. (Дети вручают цветы под аплодисменты присутствующих).
Много мест в нашем городе и области, которые напоминают нам о войне. И пусть эта память о горе не даст ему повториться вновь, ведь слишком большую цену, заплатили люди тогда за эту Победу.
В заключение нашего разговора, послушайте песню в исполнении ансамбля «Рондо» «Мы за ценой не постоим» слова Б.Окуджава, музыка И.Шварца (Во время звучания песни на слайдах демонстрируются кадры из фильма «Белорусский вокзал»).

Ожидаемый результат.

В результате проведения занятия – путешествия воспитанники продемонстрировали:

  • способность к сопереживанию; эмоциональную отзывчивость;
  • способность реализовать творческие идеи;
  • ответственность при выполнении коллективного дела;
  • стремление к участию в общественно – полезной деятельности коллектива;
  • нравственно – ценностное отношение к историческому прошлому своей семьи и своего города.

Список литературы.

  1. Азаров В. А музы не молчали! Эстафета памяти. / Вс. Азаров; худож. Д. А. Аникеев. — М.: Советская Россия, 1987. 
  2. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. Сост. С. Красильщик – М.: АПН, 1985.