Проект "Надо, надо умываться по утрам и вечерам"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: информационно-исследовательский.

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы.

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный.

По количеству участников: коллективный.

Участники проекта: дети группы раннего возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность

Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит и через приобретение детьми  культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке.  Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стихотворениями, потешками. Произведения художественной литературы помогают установлению эмоционального контакта, общению взрослого с ребенком. Небольшие по объему рассказы, сказки, потешки, прибаутки, песенки можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи легко сопровождать действиями, обыгрывать их.

Цель: формирование начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством использования произведений художественной литературы.

Задачи:

  • обеспечить благоприятную  обстановку и условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста;
  • создать атмосферу психологического комфорта и предупреждения утомления детей;
  • обеспечить безопасность детей.

План работы над проектом

1 этап – подготовительный

Деятельность педагога Деятельность детей
Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.
Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – реализация проекта

Деятельность педагога Деятельность детей
Вводит в  игровую ситуацию,                       формулирует проблему: «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?»
Организует занятия, беседы.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.
Описывает и анализирует работу над проектом.
Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
Принятие решения: «Помочь кукле Маше:  научить ее умываться, следить за внешним видом».
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

3 этап – подведение итогов

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.
Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

Анализ работы

В целях  формирования начальных форм здорового образа жизни у детей раннего возраста проект «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» включил в себя:

  • чтение художественной литературы;
  •  сюжетно – отобразительная игру: «Купание куклы Маши»;
  • разучивание потешки «Водичка, водичка…»;
  • рассматривание иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание;
  • исследовательскую деятельность: опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная);
  • рисование «Платье для Машеньки»; 
  • подвижные игры «Тепики», «Пузырь» и др.

В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений, желание проговаривать слова вместе с педагогом, выполнять действия в соответствии с текстом. Дети раннего возраста учились самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем, выполнять поручения из 2-3 действий.  С радостью рассматривали в зеркале свое чистое лицо. Активно передавали словом, действием содержание произведения, проявляя интерес и к рассматриванию иллюстраций.
Сделана подборка литературно – речевого материала по теме проекта, дидактических игр, опытов с водой.

Схема реализации проекта: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»

Виды детской деятельности

Формы работы

Двигательная Пальчиковые игры: «Раз, два, три, четыре, пять», «Наши ладушки, ладошки»,  «Пальчик-с-мальчик».
Подвижная игра «Тёпики», «Пузырь» и др.
Игровая Сюжетно – отобразительная игра:
«Купание куклы Маши» (предметы – заместители).
Игровые ситуации – купание куклы, одевание зайчонка, совместная деятельность со взрослым. Игры с водой.
Продуктивная Рисование «Платье для Машеньки», «Полотенце для Мишутки».
Коммуникативная Ситуативный разговор «Кукла Маша испачкалась».
Разучивание потешки «Водичка, водичка…». Рассматривание   иллюстраций, отражающих режимные процессы – умывание, купание, одевание.
Трудовая Режимный процесс «Обучение умыванию».
Наблюдение за трудом младшего воспитателя.
Совместные действия: уборка игрушек после игры.
Познавательно-исследовательская Исследовательская деятельность:
опыты с водой (теплая, холодная, чистая, грязная).
Музыкально-художественная Слушание: «Пляска с платочками», «Пляска с куклами» нем. нар. плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой.
Пение: «Ладушки», рус. нар. мелодия.
Музыкально-ритмические движения: «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.
Чтение художественной литературы Чтение:О. Александрова  «Умывалочка», 
А. Барто  «Девочка чумазая» (отрывок),
И.Токмакова «Тили, тили »,
К.Чуковский «Мойдодыр» (отрывок),
Чтение  потешки «Кто у нас хороший» и др.

Литература

  1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж «Учитель», 2006.
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками. М.: Панорама, 2006.
  5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  6. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2007.
  7. Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 
  11. Купецкова Е.Ф. Программа «Ребенок и весь мир».
  12. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  14. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
  15. Программа «Истоки». М.: Просвещение, 2003.
  16. Севостьянова Е.О. Дружная семейка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  17. Хрестоматия  для дошкольников 2 – 4 лет. – М., АСТ, 1999.      

Приложение 1