Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа элективного курса "Экология и окружающая среда Братского района"

Разделы: Экология


Пояснительная записка

В современном сложном, полном противоречий мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы. Любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, состояния здоровья человека в нашем Братском районе. Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения; сохранению разнообразия живых организмов; сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения мышления людей.

Экологически мыслить - это значит осознавать взаимосвязь природы и человека, экологии и экономики, сформировать устойчивые навыки ответственного поведения в природе. Важен новый подход к разработке содержания экологического образования и воспитания.

Состояние окружающей среды становится менее благоприятным для существования человека и его здоровья. Причин экологических бедствий множество, они вытекают из различных сфер деятельности человека. Поэтому в этих условиях большую значимость приобретает экологическое воспитание и образование, признанное дать подрастающему поколению элементарное представление о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, об опасности угрожающей (здоровью) существованию человечества, рациональном природопользовании.

Актуальность программы

  • актуальность программы обусловлена тем, что через наблюдения и описания окружающей среды своего района учащиеся получают знания, приобретают навыки, имеющие практическую и профориентационную направленность;
  • осуществляется реализация деятельностного подхода в обучении, опирающегося на психовозрастные особенности подростка;
  • происходит развитие личностных качеств, связанных с формированием самооценки и самодостаточности, коммуникабельности и толерантности;
  • идет интеграция гуманитарных и естественно-научных знаний;
  • формируется компетенция в сфере познавательной деятельности.

Цели и задачи программы

Целью предлагаемой программы является:

Подготовка экологически грамотного молодого поколения, способного видеть последствия воздействия промышленного производства на окружающую среду и умеющего соотносить хозяйственную деятельность с законами природы.

Важнейшие задачи программы:

  • защита природной среды;
  • углубление экологических знаний;
  • углубленная подготовка учащихся в области биологии человека, экологии;
  • формирование гуманного отношения к природе, к своему краю, планете в целом;
  • изучение основных экологических принципов взаимодействия человека и природы;
  • развитие познавательных интересов;
  • формирование системы знаний, понимание жизненных, экологических ситуаций, умение принимать грамотные решения;
  • формирование интереса обучающихся к поисково-исследовательской работе;
  • обучение навыкам и приемам исследования окружающей среды, работе в лаборатории;
  • создание мотивов долгосрочной работы в направлении оценки состояния окружающей среды и влияние ее на здоровье человека;
  • создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности или отказался от него;
  • помочь девятикласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ним;
  • обучение навыкам работы с научными источниками, дополнительной литературы.

Новизна проекта

Новизна программы состоит в комплексном подходе к изучению природных ресурсов и системной оценки экологического состояния всех компонентов окружающей среды, реализации личностных и профессиональных интересов, подготовке к профессиональной деятельности экологически грамотного человека.

Основные принципы программы

  • личностные - учащиеся выражают мнения, мысли по поводу личной ответственности за состояние природной среды;
  • уважение к природе - человек совершал множество действий, приводящих к катастрофическим последствиям от непонимания законов природы: Человек - он тоже природа: Цени ее доверие, природы!
  • принцип сотрудничества - использовать познания законов на благо человеческого общества, но не в ущерб природе;
  • позитивной основы - научить учащихся анализировать влияние деятельности человека на окружающую среду: "проанализировал - оценил - предложил:"

Основная концепция программы

Разработанная программа представляет собой очередную (третью) ступень в системе непрерывного экологического образования. В основе непрерывного экологического образования лежит принцип преемственности. Автор видит принцип: ребята 5-6 классов посещают кружок "Лес и человек", который формирует интерес, в 7-8 классах учащиеся занимаются на факультативе, имеющий краеведческое и экологическое направление, усиливающий положительную мотивацию, а в 9 классе - элективный курс, который формирует представление о будущей профессии, способность видеть многообразие его деятельности. Все ступени объединены единым: охрана окружающей среды, рациональное природопользование, оценка состояния природы и здоровья человека, развитие личности в целом.

Последовательность программы

Последовательность учебного материала представлена в виде 4 модулей-блоков, соотнесенных с общими целями курса: теоретический, лабораторно-практический, экспериментальный.

Содержание деятельности

Программа построена на использовании современных личностно-ориентированных технологий - проекторных, групповых, информационных, которые позволяют ознакомить ученика с основными видами деятельности в рамках будущих профессий.

В основе деятельности лежит природоохранительная практическая работа по следующим направлениям:

  • секция гидролов "Живая вода" изучает экологическое состояние водоемов;
  • секция ботаников и зоологов "Природа в опасности" работает по изучению биологии и ареалов распространения рыб в Братском водохранилище и реке Вихоревка, выявляет различные экологические нарушения;
  • секция "Экологическая карта" составляет карты, схемы, диаграммы, таблицы, выпускает газеты, определяет количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу и водоемы Братского района, физические свойства воды реки Вихоревка, изучает состояние атмосферы станции Вихоревка с помощью растений-индикаторов;
  • секция "Экологической экспертизы". Экология человека анализирует проблемы выживания и жизнедеятельности человека в условиях чрезвычайной экологической ситуации в Братском районе (город Братск), выявляет благоприятные и опасные для пребывания человека мест.

Программа состоит из законченных блоков. Это позволит ученику, если он понял, что выбор ошибочный, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия по данному выбору или перейти из одной секции в другую.

Предлагаемый курс предпрофильной подготовки девятиклассников не дублирует базовый курс "Экология", а способствует формированию знаний экологического содержания, развитию его личности, его познавательных и созидательных способностей, самостоятельной деятельности и личной ответственности за индивидуальный выбор профиля, успешности обучения в профессиональной школе, то есть ключевого компетентностного подхода образования.

Виды деятельности

В программе задействованы характерные для физико-математического, естественнонаучного и технического профилей следующие виды деятельности:

  • наблюдение и экспериментальная работа;
  • работа с текстами и ресурсами глобальной сети Интернет;
  • проектная деятельность;
  • публичные выступления, рассказ, беседа, лекции, работа с учебной книгой и дополнительной литературой, наблюдения, опыт, лабораторная и самостоятельная работа, экскурсии, викторины, конкурсы, экологические практикумы, сотрудничество с учреждениями и предприятиями станций Вихоревка, Братска, Падуна. Учащиеся подготовят рефераты на школьную научно-практическую конференцию, доклады ко Дню Земли.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • источники загрязнения окружающей среды;
  • основные загрязняющие вещества;
  • термины основных изучаемых понятий;
  • экологические проблемы своего края, области;
  • правила здорового образа жизни, экологической безопасности;
  • факторы антропогенного воздействия на природную среду, здоровье человека;
  • адаптированные возможности своего организма.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать влияние экологических факторов;
  • определять содержание нитратов в продуктах питания SO2 растениями-индикаторами;
  • оформлять свои наблюдения;
  • пользоваться научной и дополнительной литературой;
  • готовить сообщения, рефераты и публично выступать;
  • выдвигать предложения, уметь их формулировать.

Ожидаемые результаты и система оценивания

Ожидаемый результат:

  • учащиеся приобретут навыки предпрофильной подготовки, выберут профиль деятельности; сформируется положительная мотивация обучения на планируемый профиль;
  • получат представления о состоянии окружающей среды, обогатят свою память зрительными образами антропогенного влияния на природу;
  • расширят знания об устойчивом отрицательном изменении окружающей среды и о пути выхода из создавшихся экологических ситуаций;
  • научатся вести наблюдения за состоянием природной среды и влиянием ее на здоровье человека, высказывать свое мнение о мероприятиях, направленных на улучшение экологии природы, работать с дополнительной и специальной литературой;
  • приобретут навыки и умения в определении загрязнителей;
  • познакомятся с современными технологиями, роль которых существенно возрастет на профильном обучении; со спецификой видов деятельности, которые станут в будущем для них ведущими; выбор пути получения образования в профессиональной школе.

Система оценивания

Система оценивания достижений учащихся, предлагаемая в программе, соответствует цели и задачам курса. Оценивание построено на суммировании промежуточных достижений, связанных с защитой рефератов, сообщениями и публичными выступлениями; выполнении самостоятельных и практических работ; проведении входного и итогового тестирования. С целью определения динамики интереса предполагается: собеседование в процессе работы, анкетирование на последнем занятии.

Курс обеспечения

Методическое обеспечение программы

  1. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии и физике, Е.Н. Дзятковская, профессор;
  2. Учебно-методическое пособие, Экология, Тесты, В.Н. Кузнецов;
  3. Школьный практикум, В.В. Пасечник;
  4. Водные биоценозы, В.А. Румянова;
  5. Зоологические экскурсии, В.Г. Шиленков;
  6. Методы отбора проб воздуха, воды и почвы для исследования окружающей среды, М.Ф. Савченков;
  7. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, В.Н. Кузнецов;
  8. Ежегодный Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Иркутской области", Главное управление МПР России;
  9. Проект Института Открытое Общество (фонд Сороса) "Окружающая среда Братского района", авторская работа, Э.Н. Фоменко;
  10. Стендовый доклад "Сохраним наш мир" - материал о видах деятельности экологического отряда, предоставленный на 2-й сетевой экологический слет школ железнодорожного транспорта России, Э.Н. Фоменко;
  11. Подобранный и обобщенный материал по темам курса "Климатическая, географическая характеристика Братского района"; "Санитарно-токсилогическая характеристика загрязнителей", отчет Института гигиены труда и профзаболеваний Восточно-Сибирского центра СОРАМН;
  12. Рефераты, доклады Всероссийских, сетевых, областных, дорожных научно-практических конференций г. Москвы, Северобайкальска, Иркутска:
  13. "Экология водоемов бассейна Братского водохранилища";
  14. "Антропогенное влияние на водные ресурсы Братского района";
  15. "Антропогенное влияние на ихтиофауну Братского водохранилища" (в пределах района);
  16. "Изменение растительных сообществ под влиянием деятельности человека";
  17. "Окружающая среда и здоровье человека";
  18. Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио":
  19. "Редкие и исчезающие растения Иркутской области";
  20. "Антропогенное влияние на окружающую среду Братского района";
  21. "Влияние нефтепродуктов на биоценозы".
  22. Творческие работы учащихся.

Материальное обеспечение программы

  1. Лаборатория "Пчелка" - набор индикаторов для проведения лабораторных работ.
  2. Фотоаппарат "Kodak".
  3. Диктофон "Soni".
  4. Видеоматериалы:
  5. "Способы определения загрязнения среды";
  6. "Акклиматизанты Братского и Усть-Илимского водохранилищ";
  7. "Биосферный Байкальский заповедник";
  8. "Озеро Байкал";
  9. "Рыборазводный завод о. Теньга";
  10. "Ст. Огневка. Влияние нефтепродуктов на растения. Разлив нефтепродуктов";
  11. "Ст. Вихоревка. Способы очистки воды";
  12. "Гидрологическая обсерватория п. Падун";
  13. Микроскоп.
  14. Гербарные принадлежности.
  15. Химическая посуда.
  16. Химические реактивы.
  17. Письменные принадлежности

Литература

  1. Е.С. Андрюшина, О.А. Плющева "Воспитание экологической культуры школьников", м:, ЦАДЖ, 1997, статья Э.Н. Фоменко "Исследование окружающей среды".
  2. В.И. Блинников, А.И. Блинникова "Биологические экскурсии в природу", Рязань, Горизонт, 1993.
  3. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Иркутской области", Иркутск, Роском экологии России, 2003.
  4. Е.Н. Дзятковская "Экология и здоровье", 1, 2 ч., Иркутск, Арком, 1994.
  5. Е.Н. Дзятковская "Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии, физике, Иркутск, Папирус, 1993.
  6. А.И. Демин "Эколого-географическая характеристика зооценозов Прибайкалья", Иркутск, Прикладные технологии, 1999.
  7. А.Н. Дорохина, А.С. Нехмодова "Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии", м:, Просвещение, 1990.
  8. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник "Экология", м:, Дрофа, 2001.
  9. В.Н. Кузнецов "Справочник и дополнительные материалы к урокам экологии", м:, Дрофа, 2002.
  10. Л.Л. Миргулис, Э.К. Кобзарь "Изучение состояния малых рек и озер своей местности", Новосибирск, Центр экологической инициативы, 1999.
  11. Проект Института Открытое общество Фонда Сороса, окружающая среда Братского района, Сертификаи-Гранта=02D707W10, Э.Н. Фоменко.
  12. В.В. Пасечник "Школьный практикум. Экология",м:, Дрофа, 2001.
  13. В.А. Румянова "Водные биоценозы Прибайкалья", Иркутск, Прикладные технологии, 2005.
  14. М.Ф. Савченков, Е.П. Лемешевская "Медицинская экология", Иркутск, Иркутский университет, 1989.
  15. Э.Н. Фоменко "Окружающая среда Братского района", Новосибирск, Институт Открытое Общество, Грантовый сертификат =02D707W10, 1998.
  16. В.Г. Шиленков "Зоологические экскурсии", Иркутск, Прикладные технологии, 2001.