Методические заметки "Первые уроки с малышами-скрипачами"

Разделы: Музыка


В последние десятилетия во всем мире резко вырос интерес к раннему развитию детей. Новейшие исследования в области психологии и педагогики раскрыли определяющую роль раннего периода в общем развитии ребенка. Музыкальный язык, освоенный в этом возрасте, становится родным наряду с речью, которой ребенок интенсивно овладевает именно в первые годы жизни. Поэтому раннее развитие детей на музыкальной основе целесообразно начинать как можно раньше. В Японии, к примеру, применяются методики музыкального развития детей с двухлетнего возраста, что позволяет детям уже в пять лет играть на скрипке собственные импровизации. Прием детей в российские музыкальные школы, в основном, проводится с пяти-шести лет. Обучение детей с трехлетнего возраста в настоящее время начинается редко, хотя потребность в этом становится все более необходимой. Важно также учитывать последние тенденции в политике нашего государства в отношении материнского капитала, который может быть израсходован и на образование ребенка. Можно прогнозировать рост рождаемости и будущую возрастающую потребность в занятиях по раннему музыкальному развитию детей.

В трех-четырехлетнем возрасте деятельность ребенка очень разнообразна, это время овладения навыками элементарного труда и учения. Ребенок любит рисовать, танцевать, фантазировать, играть со сверстниками. Он во всем подражает деятельности взрослых, с радостью участвует в сюжетно - ролевых играх.

Существует очень много разных методов и способов работы с малышами, но их выбор зависит от возможности ребенка. Для педагога-музыканта главной задачей является приобщение детей к миру музыки через мир сказок, что способствует их общему гармоничному развитию, создает возможность для творческого развития, а также решает проблему выявления ранней профессиональной ориентации музыкально одаренных детей.

В статье я хотела бы поделиться своим педагогическим опытом работы с малышами - скрипачами.

Порог вашего класса переступил малыш, которому три или четыре года. Он в ожидании чуда прикосновения к волшебному миру музыки! Вместе с мамой, которая присутствует на всех уроках, ребенок будет музыкально развиваться. Это и повышение интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений, первоначальное знакомство с музыкальной грамотой. Урок включает обучение игре на инструменте, слушание музыки, пение, развитие слуха и ритма. Этот принцип построения урока сложен, но интересен. Использование различных форм работы на уроке способствует активности восприятия ребенка, что в итоге скажется на его эмоциональном тонусе.

Итак, как же педагогу правильно подойти к этой непростой задаче? С чего начинать обучение?

Окружающий нас мир полон звуков, красок, запахов. Известно, что ребенок познает мир чувственным образом: глазами, руками, пробует на вкус. В возрасте трех - четырех лет у детей начинает развиваться способность к замещению образного мышления и воображения. В этот период героями историй становятся не только реальные персонажи, но и обыкновенная линия, музыкальный звук, пальчики, скрипка. Играя таким образом с малышом, педагог может одушевлять любой персонаж, что значительно ускоряет процесс познания. Можно говорить своим ученикам, что "скрипочка скучала", "плачет", "обиделась", "радуется". Детям будет интересно узнать, что пальчики - это "детки в песочнице", а большой палец - это "воспитательница", которая следит за их игрой.

Чем больше забавных и увлекательных историй на уроке, тем лучше идет процесс усвоения в такой сложной работе, как обучение юного скрипача. Важно создать ситуацию, при которой ребенок подключает свой эмоциональный и чувствительный опыт: "Я чувствую - я представляю. Я воображаю - я творю".

На первом этапе развития дети охотно играют маленькие песенки, которые были разучены ранее со словами. Детское мышление образное, а значит наглядное (зрительное, слуховое). Детей привлекают сказочные сюжеты, они с удовольствием фантазируют и изобретают. Музыкальное мышление подчинено словесному образу. Стихотворный текст в сочетании с музыкальной интонацией помогает лучше понять инструментальное произведение, освоить метроритм, музыкальную фразировку. Работа ученика становится творческой. Часто педагог предлагает ученику придумать свой текст, создать свой музыкальный образ. Так обучение на скрипке начинает приобретать развивающий, целостный характер.

Очень важный момент в развитии чувственного аппарата маленького ребенка и образных форм познания - это рисование. "Именно рисование предоставляет ребенку этого возраста легко выразить то, что им владеет" - писал Л.С. Выготский. К каждой песенке малыш с мамой делают рисунок. Например, к песенке "Как у нашего кота" рисуют котика, "Гриб Боровик" - гриб и так далее. Когда накапливается несколько рисунков, составляем сказку с проигрыванием песенок на разных инструментах - металлофоне, фортепиано, ксилофоне, скрипочке, бубне. Игра обязательно должна сопровождаться пением.

В период начальной постановки игрового аппарата большую роль для маленького ребенка играют упражнения, которые можно сопровождать стихами, сказками.

Упражнение для левой руки "Мальчик-с-пальчик": на большой пальчик по очереди ставятся ("кланяются") подушечками большой, указательный, средний, безымянный пальчики и мизинец. При этом читаются стихи:

Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.

Упражнение сначала можно разучить на столе. В дальнейшем оно выполняется на разных струнах инструмента.

Упражнение "Дятел" исполняется на верхней деке скрипочки - постукивание подушечками пальчиков одновременное со стихами:

Дятел жил в лесу густом,
Сук долбил как долотом.
Деловит был и красив,
И ничуть был не ленив.

Упражнение для правой руки "Теремок" (в сказке "Теремок" персонажи живут на разных этажах и к ним можно ходить в гости):

  • на первом этаже (струна МИ) живет Комар - пискун (локоток самый низкий),
  • на втором этаже (струна ЛЯ) - Лягушка - квакушка (локоток перешел на уровень повыше),
  • на третьем (струна СОЛЬ) живет Лисичка - сестричка (еще выше, на четвертом самый высокий локоток).

Это же упражнение можно выполнять со смычком, положив серединой на струну, "погулять по этажам". Локоток левой руки также может "погулять по этажам". Вторым пальчиком прикоснуться к струне и локоток переносит этот пальчик с "этажа" на "этаж". Интереснее для малыша, когда пальчик ходит по "этажам" вразброс, например, ЛЯ - СОЛЬ, РЕ - МИ. На начальном этапе обучения - игре на пустых струнах щипком (пиццикато) - важно малышу рассказать и показать, что кисть вместе с локтем (!) переходит со струны на струну.

В моем классе малыши учатся читать ноты естественно. По моему мнению, знакомство с нотами можно начинаться не только на нотоносце и бумаге, а также на клавиатуре фортепиано, струнах скрипки, пластинах ксилофона или металлофона. В период изучения нотной грамоты я использую цветные нотки. В практике некоторых педагогов используются

разные способы изучения нот. Например, ноты окрашивают в цветовую гамму радуги: До - красный, Ре - оранжевый, Ми - желтый, Фа - зеленый, Соль - голубой, Ля - синий, Си - фиолетовый. Я же взяла за основу цвета обмотки струн на скрипке: Ми - красный, Ля - синий, Ре - зеленый, Соль - коричневый (желтый), а Фа - фиолетовый, Си (как апельсин) - оранжевый, До - золотой (главная нота). Из цветного картона я вырезаю нотки, рисую на альбомном листе большой нотный стан - "домик" для нот. Вместе с ребенком мы начинаем расселять "жильцов" - нотки. Лучше всего сделать по несколько одинаковых по цвету кружочков, складывая их в "волшебную" коробочку. Малыш находит изучаемую нотку или несколько одинаковых и выкладывает их на нужный " этаж" или "окошко" на нотном стане. Затем мы играем эту ноту на скрипке (начинаем с пустых струн), находим на клавиатуре фортепиано, поем эту ноту вместе (!), потом играем на металлофоне или ксилофоне. Чтобы малышу было проще ориентироваться на клавиатуре, можно цветные нотки класть на клавиши, наклеить на пластины ксилофона. Так малыш без особого труда находит нужные нотки и с удовольствием играет на инструментах разучиваемые песенки. Для меня это наиболее удобный и естественный способ приобщения детей к нотной грамоте.

В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи раннего развития ребенка. Здесь учитываются его возрастные особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально - ритмических движений. Создание интереса к инструменту и формирование способности к музицированию способствуют ранней профессиональной ориентации будущих юных музыкантов, что отвечает возрастающим требованиям современного музыкального мира.

Список литературы.

  1. Г. Мищенко. Методика обучения игры на скрипке. С.-Пб, 2009
  2. И. Игнатова. Раннее развитие детей 3-4-х лет на музыкальной основе. С.-Пб, 2008
  3. Н. Люшкина, А.Хохлова. Веселый скрипач. Екатеринбург, 2002
  4. В. Якубовская. Вверх по ступенькам. Издательство "Музыка", 1981
  5. Т. Юдовина - Гальперина За роялем без слез. Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996
  6. Н.Соколова Малышам - скрипачам