Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование филина

Разделы: МХК и ИЗО


Возраст: младшие школьники (7-8 лет)

Продолжительность урока: 45 мин.

Тип урока: академический

Практическая значимость данной разработки урока состоит в возможности использования преподавателями изобразительного искусства, руководителями изостудий.

Цель урока - формирование: знаний о жанрах изобразительного искусства, умений изображать объекты природы, навыков применения приемов акварельной живописи.

Образовательные - расширение знаний о жанрах изобразительного искусства; знакомство с терминами и понятиями изобразительного искусства; формирование художественных знаний, умений и навыков в освоении акварельной техники;

Воспитательные - содействие развитию любви к природе, развитие воображения и фантазии, формирование навыков контроля и самоконтроля;

Развивающие - развитие умения изображать объекты природы, освоение многообразия форм включения детей в процесс творчества, развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.

Материалы и оборудование для преподавателя: иллюстрации Ю.Васнецова, Е.Рачева, Е.И.Чарушина и других художников, фотографии скульптурных изображений животных; таблица поэтапного рисования филина; загадки про птиц; изображения различных птиц, конверты с разрезанными на несколько частей изображениями птиц

Материалы для учащихся: альбомный лист ф. А4, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти № 2,4, палитра

План урока:

1. Организационный момент;

2. Психологическая разминка "Загадки";

3. Психологическая разминка "Угадай кто в конверте?";

4. Теоретическая часть - беседа об анималистическом жанре;

5. Практическая часть - с помощью вспомогательных линий, наброска, изобразить птицу, придумать и дорисовать сюжет;

6. Психологическая разминка "Кто улетел?";

7. Рефлексия.

Критерии для оценки работ учащихся:

  • изображение птицы, ее характерных признаков, деталей;
  • способность, с помощью опорного материала, поэтапно строить композицию на листе бумаги.

Ход урока

1. Организационный момент - взаимное приветствие учителя и учащихся, визуальный контроль готовности к уроку.

2. Психологическая разминка "Загадки"

Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит (петух).

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки,
дарит мягкие перинки (гусь).

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой -
всё равно он будет мой! (дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это (снегири).

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля).

Был белый дом, чудесный дом, и что-то застучало в нем, и он разбился, и оттуда живое выбежало чудо, - такое теплое, такое - пушистое и золотое! (цыпленок)

Весь день рыбак в воде стоял, мешок рыбешкой набивал. Закончив лов, забрал улов, поднялся ввысь и был таков (пеликан).

Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло(сова)

И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих мыши, прячутся, дрожа! Очень уж суровы филины и (совы).

3. Психологическая разминка "Угадай кто в конверте?"

Учащимся раздаются конверты с карточками, разрезанными на несколько частей изображением птицы, которое необходимо собрать. Для усложнения задачи можно положить в конверт детали, не относящиеся именно к этой птице.

4. Теоретическая часть. Конспект.

Многие художники любят изображать птиц и зверей. Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детенышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом передает его анатомическое строение. Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациям к научным и детским книгам. В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим произведениям животное часто "очеловечивается", то есть наделяется присущими людям чертами, с поступками и переживаниями свойственными человеку, животных одевают в костюмы. Например рисунки Е.Рачева и Ю.Васнецова.

Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и прикладного искусства, (резьба по дереву, кости, камню, глиняная игрушка, вышивка) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.

Фольклорные, гротесковые и сказочные образы зверей и птиц встречаются в искусстве разных стран и народов. Произведения первобытного искусства - наскальные рисунки зверей, пещерная живопись свидетельствует об острой наблюдательности древних художников. Тесно связано с первобытными мифологическими воззрениями, искусство основывалось на одухотворении сил природы и культе животных. Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках.

В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры. Величайший мастер рисунка А.Дюрер любил изображать лошадей, зайцев и других зверей. Его работы отличает реалистическая точность и пластическая выразительность.

В искусстве Востока к изображению зверей и птиц с давних времен относились с особым вниманием. Для них характерны изысканная красота линий, утонченность образов.

В руссом искусстве яркие образы животных создали такие прославленные художники, как Е.Лансере, П.Клодт, В. Серов. Выразительным и точным изображением львов, медведей, собак, котов, лошадей прославились скульпторы России. Например, замечательные конные статуи П.К.Клодта украшают мосты С.-Петербурга.

Творчество известных русских художников - анималистов В.А.Ватагина, И.С.Ефимова, Е.И.Чарушина, А.М.Лаптева и других отмечено сочетанием познавательного восприятия животного мира с яркой образной характеристикой.

5. Практическая часть. [см. Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3] Учащиеся изображают птицу с опорой на методическую таблицу и объяснения преподавателя: сначала тонкими линиями, с помощью карандаша делается набросок, затем уточняются и прорисовываются детали. В цвете работа выполняется акварельными красками. Сначала наносится подмалевок, затем цветом акцентируются детали.

6. Психологическая разминка "Кто улетел?" На классную доску прикрепляются карточки с изображениями птиц, затем убираются по одной или группами, или меняются местами, учащимся необходимо вспомнить чего не хватает на классной доске или что изменилось.

7. Рефлексия

Список литературы.

1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

2. Одноралов Н.В.Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983.

3. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога.- М.: Изд. Центр "Владос" 1998.

4. Рожкова Е. Изобразительное искусство в начальной школе - М.:Просвещение,1980.

Интернет ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://www.bagetmaster.ru/info/271.html
  3. http://www.artprojekt.ru/encyclopedia/article/index.php?id_article=50