"Образование числа 10. Запись числа 10 цифрами" (1-й класс по математике)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока. Познакомить детей с числом 10, его образованием и записью; научить группировать предметы и воспринимать число 10.

Ход урока

I. Чистописание

II. Устный счет

1. “Игра кто прав?”.

Материал для игры. Картинки с белым и серым зайчиками, цифрами.

Содержание игры. Учитель вывешивает картинки двух зайчиков. У каждого зайчика есть кармашек, в который вставлена цифра. Между ними в карман наборного полотна вставляется рисунок с морковками. Детям следует пересчитать морковки и сказать, кто из зайчиков прав. Таблички с цифрами и дидактический материал меняются. Игра повторяется несколько раз.

2. Математический диктант.

Учитель просит:

К 7 прибавить 2,
5 увеличить на 3,
Найти сумму чисел 4 и 2,
6 плюс 3,
Уменьшить 9 на 4,
4 плюс 6,
6 уменьшить на 2,
4 минус 3.

III. Работа над новым материалом

Учитель. Какой пример из материала для устного счета остался без решения?

Дети. Пример 4+6.

Учитель. Кто знает ответ?

Несколько детей поднимают руку.

- Как вы можете объяснить решение этого примера?

Дети. 4+6 - это 4+5 и еще +1, добавить один, значит найти число, следующее за числом 9, а это число называется “десять” и обозначается цифрой 10.

Учитель. За девятью идет десятка.

Ты это знаешь?
Молодец!
Сочти все пальцы по порядку -
И счету нашему конец.

У каждого ученика конверты с набором разных картинок. Дети раскладывают картинки на парте, затем сравнивают их.

- Чем отличаются группы предметов, изображенных на картинках? Что у этих картинок общего?

Учащиеся пересчитывают картинки и выясняют, что общим для данных групп является число 10.

Далее на счетах или с помощью дидактического материала дети демонстрируют образование числа 10 прибавлением 1 к предыдущему числу.

Учитель. А теперь будем учиться писать.

Нуль встает за единицей -
Цифра 10 на странице.

Дети в тетрадях обводят по контуру число 10.

IV. Работа с учебником и в тетради

Учитель. Рассмотрите рисунок в учебнике. Сосчитайте, сколько учеников изображено на нем?

Дети. Девять.

Учитель. Сколько всего человек изображено на рисунке?

Дети. Десять.

Учитель. Составьте задачу по этому рисунку.

Дети составляют задачу, учитель записывает краткое условие на доске.

На доске

Детей - 9

Взрослых - 1

Учитель. Как мы образовали число 10?

Дети отвечают на вопросы, затем решают примеры из учебника.

Физкультминутка

Пальчик, пальчик где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Оттого и потолстел.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять -
Десять пальцев, пара рук -
Вот твое богатство, друг.

Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.

VI. Закрепление изученного материала

Учитель. За каким числом следует число 10?

Дети. За числом 9.

Учитель. Какое число стоит перед ним?

Дети. Число 9.

Учитель. Посмотрите на доску и подскажите, как можно образовать число 10.

На доске:

10 1 2 3 4 5 6 7 8 9
                   

Ответы детей.

- Назовите группу из 10 предметов.

Дети. Пальцы.