Открытый урок математики по системе учебников "Школа России". Тема: "Число и цифра 10". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – “Введение понятия числа и цифры10”.

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

  • Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10).
  • Развить умение распознавания цифры 10 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
  • Научить правильно писать цифру 10 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 10).

Регулятивные:

  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих ействий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради .
  • Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
  • Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Планируемые результаты:

– научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке ,начиная с любого числа;
–  определять место числа 10 в натуральном ряду;
– считать различные объекты;
– слушать собеседника и вести диалог;
– слушать учителя и выполнять его требования;
– работать в паре и оценивать товарища.

Оборудование.

Учителя: Учащихся:
Проектор. Учебник “Математика ”М.И.Моро и др.
Презентация Power Point. Тетрадь № 1.
Ноутбук. Веер цифр.
  Сигнальные линейки.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Слайд 1.

Слайд 2.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, сказки все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

Какое у вас настроение, покажите. (Дети показывают с помощью сигнальной карточки.) Улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок.

Мотивация.

Слайд 3. Дети, сегодня мы с вами побываем в сказке. Главный герой ее - царь, который очень любит математику. Он прислал нам письмо- приглашение. Хотите отправиться в сказку?

Слайд 4.

Слайд 5.

– Появляется царь.

– Я рад видеть вас первоклассники в моем царстве. Приготовил вам задания и прошу пройти испытания.

II. Актуализация опорных знаний. Устный счет.

1. Отработка знания последовательности чисел от 1 до 10, индивидуальна я работа по ликвидации пробела в знаниях отдельных детей.

Считайте: все от 1 до 10,с хлопками через один.

Для этого сосчитаем до 10 и обратно.

Что происходит при счете до 10?

А при обратном счете?

Двое учеников работают на доске:

3… …
4
6
=5
=2 .
=5
=9 
3+2=…..
5-3=…….
1+4=
5-4=

Остальные выкладывают ответы на парте:

– число, следующее за числом 8; 3
– число, которое стоит между числами 5 и 7; 1 и 3
– число, предыдущее числу 9; 6

На доске: 9 4 6 2 8 5

– Согласны ли вы с рядом чисел, которой получился? (Сигнальные карточки)
– Что можете сказать о числах? (Натуральные, однозначные.)
– Почему они называются однозначными? (Потому что для записи этих чисел требуется только одна цифра.)
– Какое задание можете предложить? (Расположить эти числа в порядке возрастания.)
Расположите (2 3 4 5 6 8 9)
– Какое задание можете предложить? (Назвать соседей.)

Слайд 6.

Царь:

– Хочу проверить вашу внимательность и сообразительность.

Игра “День-ночь” (Числа на экране. Ночь: дети закрывают глаза – одно число убирается. День: надо угадать какое.) Расскажите о числе.

– Стоит за …
Стоит перед…
Соседи.

Слайд 7.

– Вижу я, дети вы смышленые, а теперь постарайтесь справиться с заданиями жителей моего королевства.

Слайд 8.

– Какие фигуры увидел здесь Колобок?(Треугольники, круги, квадраты.
– Сколько? Чего больше? Показывают числа. Самое большое,самое маленькое.)
– Какие вопросы можно поставить?

Слайд 9.

Игра "Помоги цыпленку решить головоломку".

Дети показывают ответы на разрезных карточках с цифрами.

Физкультминутка.  (Слайд 10) “Бабочка”.

III. Работа по теме урока . Открытие нового знания.

Слайд 11.

Какое число при счете следует за числом 9? Как получить можно?

  • 9 + 1 = 10
  • Сравните 9 и10.
  • Покажите карточку с числом 10.
  • – А есть ли место для числа 10 в нашем натуральном ряду? (Да.)
  • Докажите, по-моему оно лишнее. Вам так мне кажется?(2 цифры в записи числа.)
  • Верно, ли сказать, что после числа 9 следом идет число 10 (да).
  • На какие вопросы нам надо ответить при изучении числа 10?
  • – Кто умеет записывать число 10? Запишите его цифрами. (У доски желающий ребенок.)
  • – Сколько в записи числа использовано цифр? (2)
  • – Назовите эти цифры (1 и 0)
  • – Чем отличается запись числа 10 от записи остальных чисел? (Оно пишется в двух клетках.)
  • – Посмотрите, как крепко держаться эти две цифры, образуя число 10
  • – А теперь я думаю, вы готовы записать это число самостоятельно и аккуратно в своих тетрадях до конца строки. (Показ.)
  • –  Подчеркните самое красивые числа, которое у вас получилось.
  • Работа в тетради с.23
  • – Назовите числа меньше 10. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)
  • – Назовите самое маленькое однозначное число. (1)
  • – Самое большое однозначное число (9)
  • – Из двузначных чисел число 10 каким будет? (Самым маленьким.)
  • – Почему? (Оно самое первое двузначное число.)

Убывающая последовательность в тетради.

Состав числа 10. Засели домик. Работа в парах.

–У каждого из вас есть домик, в котором живет число 10. На каждом этаже должны находиться гости – числа, значение суммы которых равно 10, заселите числами квартиры, которые в сумме дадут число 10. В качестве помощников можете использовать счетные палочки.

Физкультминутка “Солнечные зайчики”.

Слайд 11.

IV. Закрепление изученного.

– Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Десяток стал основой десятичной системы счисления, которой пользуются во всем мире. Да и считать десятками намного проще, чем пятерками или тройками.

  • Например, ваши мамы покупают яйца по 10 штук, пуговицы, деньги, то есть десятками.
  • – Кто сможет посчитать десятками?

Слайд 12.

“Не из робкого десятка”

– Как понимаете?

  • Что насчитывается у человека в количестве 10?
  • – Где вы встречаетесь с числом 10?
  • - Есть у меня работники,
    Во всем помочь охотники.
    Целый десяток верных ребяток!
    (Пальцы.)
    - На десять ребяток двух шуб хватит
    . (Рукавички.)

Работа в тетради (стр.23). Самостоятельная работа.

Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два веселых медвежонка,
Два бельчонка, два бобра.
Называть ответ пора.

IX. Итог. Рефлексия.

– Какую тайну вы открыли для себя? (Слайд.)
– Я познакомился…
– Я узнал…
– Я смог… и т.д.

Итог урока.

  • Какое задание вам понравилось?
  • Какое задание было самым интересным?
  • А какое - самым трудным?