Инновационный проект «Моделирование и построение образовательной системы "Школа самореализации учащихся"»

Разделы: Администрирование школы


I. Исходное состояние образовательной системы.

Краткая характеристика учебного заведения

Средняя общеобразовательная школа № 7 является муниципальным учреждением образования Островского района. Она располагается в привокзальном микрорайоне районного центра и размещается в одном здании, построенном в 1993 году. В школе имеются: 38 учебных кабинетов, методический кабинет, библиотека, актовый зал, кабинеты внеклассной работы и детской общественной организации, столярно-слесарные мастерские, 2 спортивных зала, кабинеты медицинской, психологической, социальной и логопедической служб.

В настоящее время в школе обучаются в 28 классах-комплектах 608 учеников, в том числе:

173 учащихся в 9 классах первой ступени обучения;

316 учащихся в 14 классах второй ступени обучения;

119 учащихся в 5 классах третьей ступени обучения.

Учебное заведение имеет односменный режим работы.

В школе сформировался профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив. Из 56 педагогов 11 учителей награждены знаком "Отличник просвещения Российской Федерации и "Почетный работник общего образования Российской Федерации", 19 учителям присвоена высшая квалификационная категория, 20 педагогическим работникам - первая категория, 7 педагогам - вторая. Такой состав педагогического коллектива позволяет успешно решать задачи и проблемы практической деятельности.

В образовательном учреждении действует широкая сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. В 21 объединении занимаются 336 школьников. На базе учебного заведения работает филиал детской спортивной школы, занятия в которой посещают 174 учащихся. В учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности расположенных в городе культурно-спортивных учреждений: историко-краеведческого музея, Дома детского творчества, городского центра культуры "Юбилейный", детской школы искусств, районной библиотеки, городского стадиона.

В школе функционирует детская общественная организация "Седьмое измерение".

Основные достижения и проблемы в работе школы

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7" в течение последних лет стала одним из лучших учебных заведений города. Её выпускники ежегодно демонстрируют высокий уровень общеобразовательной подготовки (см. таблицу)

Уч.

год

Выпускники 9-х классов Выпускники 11-х классов Количество полученных медалей
Кол-во Усп-ть Кач-во

знаний

Кол-во Усп-ть Кач-во

знаний

2002-2003 77 100% 35% 47 100% 43% 3 сер.

 

2003-

2004

89 99% 34% 74 99% 48% 4 зол., 4 сер.
2004-

2005

68 96% 32% 46 100% 52% 3 зол., 7 сер.

Они поступают в престижные вузы региона и страны, а затем достойно осуществляют профессионально-трудовую деятельность.

Учебный год Всего окончили 9 класс Из них поступили
в 10 класс ССУЗ ПУ на курсы на работу
2002/03 77 56 4 16 - 1
2003/04 89 67 9 13 - -
2004/05 68 45 6 17 - -
Учебный год Всего окончили 11 класс Из них поступили
ВУЗ ССУЗ ПУ на курсы

и в армию

на работу
2002/03 47 29 11 4 1 2
2003/04 74 56 13 1 - 4
2004/05 46 38 5 3 - -

Среди них руководители и специалисты государственных и муниципальных органов власти, учреждений внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры.

Школа выполняет роль учебно-методического центра подготовки и повышения квалификации педагогических кадров города и района. На её базе проводятся городские, районные, областные конференции, семинары, мероприятия. К числу "сильных" сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно-педагогической поддержки действий учителей по совершенствованию образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе.

В последние годы администрация и педагоги учебного заведения направляют усилия на обновление и совершенствование практики обучения и воспитания детей. Педагогами школы совместно с учеными и практическими работниками из других образовательных учреждений разрабатываются и апробируются такие аспекты инновационной деятельности, как:

  • моделирование и построение воспитательной системы класса;
  • проектирование общешкольной и классных моделей ученического самоуправления;
  • развитие инициативы и самодеятельности детей посредством педагогической поддержки их участия в работе детских и юношеских общественных объединений и организаций;
  • использование тестовых технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • организация предпрофильной подготовки учащихся.

Применение инновационных и традиционных форм и способов организации учебно-воспитательного процесса детерминирует положительные изменения в процессе и результатах образовательной деятельности:

  • растет общественная активность учащихся, их включенность в подготовку и проведение социально значимых дел;
  • расширяется спектр возможностей для проявления и развития индивидуальности и самореализации личности школьников;
  • формируются отношения гуманистического и демократического характера между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
  • значительная часть педагогов испытывает потребность в осуществлении инновационных преобразований, направленных на повышение качества образования;
  • наблюдается ежегодный рост удовлетворенности детей и взрослых жизнедеятельностью в школе.

Однако не все в образовательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения устраивает педагогов, учащихся и родителей. Родители отмечают, что педагоги не всегда учитывают индивидуальные особенности детей. Учащиеся не в полной мере удовлетворены отношениями, сложившимися с некоторыми учителями. Педагоги обращают внимание на недостаточный уровень сформированности нравственного потенциала учеников. Всех участников образовательного процесса не устраивает обустройство школьного здания. Остаются нерешенными и важные проблемы научно-методического характера, такие как создание системы мониторинга за развитием учащихся, использование индивидуальностно - ориентированных форм и способов работы классного руководителя, применение новых приемов и методов анализа, оценки и учета личностных достижений учащихся.

Необходимо отметить и то, что инициатива и самодеятельность школьных активистов сочетается с пассивностью значительной части учащихся, с неумением последних планировать, организовывать, анализировать и оценивать индивидуальную и совместную деятельность. В образовательном учреждении еще не сложилась целостная, охватывающая как воспитание, так и процесс обучения система, направленная на формирование у учащихся способностей к самопознанию, самоопределению и самореализации.

II. Проектируемый замысел образовательной системы

Осмысление накопленного опыта, достижений и проблем в работе школы детерминировало формирование образа будущего образовательного учреждения. Будущее учебного заведения школьное сообщество связывает с инновационной деятельностью по моделированию и построению образовательной системы Школы самореализации учащихся.

Школа самореализации учащихся - это учебное заведение, в котором целью является содействие развитию социально успешного человека, отчетливо представляющего свои возможности и умело реализующего их в индивидуальной и совместной деятельности.

Школа самореализации учащихся - это учебное заведение, в котором высоко ценятся инициатива, самодеятельность, творчество, нравственные формы и способы самореализации и самоутверждения.

Школа самореализации учащихся - это учебное заведение, в котором образовательная система рассматривается как благоприятная среда и важнейший фактор раскрытия, развития и реализации задатков и способностей детей.

Школа самореализации учащихся - это учебное заведение, в котором главными критериями результативности работы выступают субъектность ребенка и успешность его поиска в жизнедеятельности школы и класса своей ниши для самореализации и самоутверждения.

III. Объект, предмет, цель и задачи инновационной деятельности.

Объектом инновационной деятельности избран образовательный процесс в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 7", а предметом - создаваемые в нем возможности для самореализации учащихся.

Под самореализацией понимается процесс и результат осуществления личностью своих возможностей, раскрытия задатков и способностей.

Целью инновационного проекта является моделирование и построение образовательной системы Школы самореализации учащихся.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  • определить необходимые условия для реализации интеллектуальных и других возможностей детей в процессе обучения;
  • создать воспитательные системы классов и школы, стимулирующие развитие у учащихся потребности в самореализации и самоосуществлении;
  • выявить и использовать потенциал детских общественных организаций и объединений по интересам для успешной самореализации учащихся в индивидуальной и коллективной деятельности;
  • обеспечить укрепление связей и отношений социального партнерства с целью расширения пространства для самоопределения и самореализации детей;
  • разработать диагностический инструментарий для изучения эффективности функционирования образовательной системы Школы самореализации учащихся.

IV. Этапы и содержание инновационной деятельности.

Построение образовательной системы Школы самореализации учащихся возможно осуществить лишь за длительный промежуток времени, поэтому в данный момент целесообразно определить содержание деятельности на ближайшие этапы работы.

Первый этап - проектный.

(сентябрь 2005 г. - июнь 2006 г.)

Анализ и оценка состояния и эффективности функционирования образовательной системы учебного заведения.

Создание инициативной группы для разработки инновационного проекта.

Установление научно-методических контактов с преподавателями и методистами Псковского областного ИПКРО.

Формирование в школьном сообществе детей и взрослых образа будущего школы.

Составление и экспертиза инновационного проекта.

Ознакомление обучающихся и их родителей с замыслом проектируемых преобразований в жизнедеятельности школы.

Проведение работы по разъяснению социальным партнерам идей инновационного проекта и формированию у них желания оказать помощь школьному коллективу в разработке и внедрении новшеств.

Второй этап - экспериментально-поисковый.

(август 2006 г. - июнь 2007 г.)

Составление программы развития образовательного учреждения на период с 2006 по 2010 год.

Проведение занятий психолого-педагогического семинара и методических объединений учителей по теме "Развитие у детей способностей к самореализации и самоосуществлению".

Организация опытно-экспериментальной деятельности учителей-предметников по выявлению условий и технологическому обеспечению формирования субъектности ребенка и реализации его потенциальных возможностей в учебной деятельности.

Определение путей и способов усовершенствования системы обучения лидеров и членов детских общественных организаций и объединений.

Проектирование моделей воспитательных систем школы и ее структурных подразделений, стимулирующих развитие у учащихся потребности в самореализации и самоосуществлении.

Подбор психолого-педагогических методик диагностики эффективности образовательной системы Школы самореализации учащихся.

Оперативная рефлексия процесса и результатов инновационной деятельности на заседаниях творческих групп (лабораторий) и МО учителей.

Третий этап - преобразовательный

(август 2007г. - июнь 2009 г.)

"Погружение" в теорию и методику педагогической деятельности, содействующей актуализации и развитию у детей способностей к самопознанию, самоопределению, самореализации и самоосуществлению.

Построение воспитательных систем классов и школы.

Разработка и использование комплексных форм воспитательной работы, стимулирующих процесс становления и проявления индивидуальности ребенка посредством наиболее полного раскрытия его задатков и способностей.

Педагогическое обеспечение направленности деятельности детских общественных организаций и объединений на создание условий для самореализации и самоутверждения их членов. Усовершенствование системы ученического самоуправления.

Формирование информационно-методического фонда разработок, полученных в ходе реализации инновационного проекта.

Обновление нормативно-правовой базы функционирования образовательного учреждения.

Отслеживание результативности учебно-воспитательного процесса.

Четвертый этап - рефлексивно-обобщающий.

(август 2009 г. - март 2010 г.)

Коллективная рефлексия педагогов, обучающихся и их родителей процесса и результатов осуществления инновационного проекта.

Обобщение и презентация результатов инновационной деятельности за пятилетний период.

Внешняя экспертиза учебно-воспитательной практики и жизнедеятельности в школе.

Определение перспектив в дальнейшем развитии образовательной системы Школы самовыражения учащихся.

V. Предполагаемые результаты инновационной деятельности.

Прогнозируется получение следующих результатов инновационной деятельности:

  • разработанные теоретические и методические основы функционирования образовательной системы Школы самовыражения учащихся;
  • созданные и реально действующие воспитательные системы классов и школы, стимулирующие развитие у детей потребности в самореализации и самоосуществлении;
  • апробированные программы деятельности детских общественных организаций, направленных на самореализацию и самоутверждение личности школьников;
  • составленные методические рекомендации "Самореализация школьников в жизнедеятельности образовательного учреждения";
  • рост удовлетворенности обучающихся, педагогов и родителей работой и жизнью учебного заведения.

Перечисленные результаты будут несомненно способствовать повышению качества образовательного процесса, улучшению нравственно-психологического климата в школьном сообществе, росту конкурентоспособности учебного заведения и его воспитанников.