Обеспечение равных стартовых условий для детей предшкольного возраста, имеющих нарушение зрения

Разделы: Коррекционная педагогика


Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент специальных (коррекционных) групп нашего детского сада составляют дети с амблиопией и косоглазием. Нередки также и формы зрительной недостаточности, как близорукость и дальнозоркий астигматизм. У преобладающего большинства дошкольников указанные нарушения – врожденные.

Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер.

В нашем детском саду функционируют две специальные группы для детей с нарушениями зрения (с косоглазием и амблиопией, слабовидящих). Эти группы открыты в целях обеспечения всестороннего развития, воспитания и обучения, а также осуществления длительного консервативного лечения детей дошкольного возраста.

Обучение детей в специальных группах должно стимулировать переход уровня развития детей из зоны ближайшего развития в актуальное развитие. Коррекция в широком смысле - целостное влияние на личность аномального ребенка. Коррекционно-воспитательная работа в ДОУ № 8 г. Владимира предполагает целостное влияние на ребенка, когда имеется в виду весь воспитательный процесс. Задачам воспитательно-образовательной работы подчиняются все виды жизнедеятельности дошкольников, в которых происходит обогащение представлений детей об окружающей действительности, развитие моторики и других видов деятельности. КВР (коррекционно-воспитательная работа) распространяется не только на познавательную, художественную деятельность, но и влияет на эмоционально-волевую сферу детей.

Чтобы реабилитировать аномального ребенка, его надо включить в социальную среду, прежде всего в сферу общения со своими сверстниками. Реабилитация предполагает обучение и воспитание детей, посещающих спецгруппы по программам, способным обеспечить равные стартовые условия детям с нарушениями зрения.

Расстройство речи слабовидящих является сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, где, по определению Р.Е.Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром речевой аномалии [9]. Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.

В исследованиях Л. С. Волковой, Н. С. Костючек, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой,

В. А. Феоктистовой находится подтверждение тому, что у детей с дефектом зрения имеются системные нарушения, при которых наблюдается расстройство речи как целостной функциональной системы. [6] Словесные системы связей у многих детей с нарушением зрения формируются без должной опоры на наглядные образы, в связи с чем отмечаются недостаточность насыщенности речи детей конкретным содержанием (М. И. Земцова, Н. А. Крылова, Т. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева) [7], отсутствие необходимого запаса слов, нарушение словарно-семантической стороны речи, “формализм” (Л. С. Волкова, Л. Н. Лиходедова, И. В. Новичкова, Л. И. Плаксина и др.) [8].

Исследователями (Л. С. Волкова, М. И. Земцова, Н. А. Крылова, Т. П. Свиридюк и др.), занимавшимися изучением особенностей лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, выявлен ряд специфических особенностей: меньший по сравнению с нормально видящими детьми словарный запас, недостаточная сформированность смысловой стороны речи, ошибки в соотнесенности слова и образа предмета, значительные индивидуальные различия в словарном запасе слабовидящих дошкольников, использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе, трудности словесного описания изображений. [8] Все эти своеобразные признаки сохраняются и в речи детей школьного возраста, становясь стойкой составной частью их речевого расстройства.

Компенсация зрительной недостаточности, как показали Л. С. Выготский, Л. П. Григорьева,

В. З. Денискина, В. И. Лубовский, Л. И. Солнцева и др., может осуществляться функционированием сохранных познавательных процессов: мышления, речи, внимания и памяти. [5] Своеобразие протекания этих психических процессов у детей с нарушенным зрением не позволяет им в полной мере служить средством компенсации недостаточности зрительного опыта без специально организованного обучения.

В нашем ДОУ разработана система коррекционной помощи детям, страдающим нарушениями зрения и речи. Логопедическая работа по развитию речи детей опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи детям с нарушением зрения:

- личностно-деятельностный подход – ориентация на ребенка, его психоэмоциональное состояние и зрительный дефект (составление индивидуальной программы на ребенка);

- комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи;

- построение занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями детей;

- широкое использование средств наглядности;

- систематичность и последовательность;

- направленность на развитие активности и самостоятельности дошкольников;

- комплексный подход к решению задач развития речи;

- результативность;

- передаваемость - возможность использовать на занятиях другого вида;

- обусловленность содержания и методики работы особенностями речи детей с амблиопией и косоглазием;

- учет потенциальных возможностей компенсаторного развития;

- стимулирование индивидуального восприятия наглядно передаваемого содержания каждым ребенком.

Коррекционной логопедической работе предшествует углубленное обследование детей учителем-логопедом, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений, требующих индивидуального подхода к каждому ребенку.

Обследование проводится в течение первых двух недель обучения. На всех детей заполняются речевые карты, где указывается не только речевой, но и зрительный диагноз. После этого комплектуются мобильные группы (по принципу схожести речевого дефекта), в которых не более 3-5 детей.

Логопедическая работа осуществляется по программам: “Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” (авторы: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.) и “Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи” (автор Т. Б.Филичева, Г. В. Чиркина).

Коррекция и развитие речи детей с нарушениями зрения предполагает четырехлетнее обучение. На первом году обучения (младшая группа) проводятся только индивидуальные занятия (10-15 минут). В средней группе вводится одно подгрупповое занятие по развитию речи (15 минут). В старшей и подготовительной к школе группе проводится 2 подгрупповых занятия (15-20 минут).

Работа логопеда с детьми включает в себя коррекцию речевых нарушений (развитие речевого дыхания, орального праксиса, развитие фонематических процессов, просодии, развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи), а также коррекцию и развитие неречевых процессов (психических процессов, координации движений и пространственной ориентировки, развитие зрительных функций).

При исправлении нарушений звукопроизношения учитывается тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух. Поэтому на занятиях подключается тактильная чувствительность: модели различных положений языка при произнесении тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объемные изображения положения губ при артикуляции. Материал для закрепления поставленных звуков подбирается с учетом зрительных нагрузок, уровнем речевого и общего развития детей.

При формировании и совершенствовании фонематического восприятия учитываем то, что для детей с нарушением зрения характерно неправильное усвоение артикуляции звука и, соответственно, системы признаков звуков, необходимых для их различения. Это приводит к неточным, недифференцированным представлениям о звуковом составе слова. Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильного ощущения твердых и мягких звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих игрушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела.

При работе по подготовке к обучению грамоте четко соблюдаются офтальмо-гигиенические требования, учитываются зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в различных плоскостях, сокращение объема и времени письма. Для воспитанников с низкой остротой зрения используется тетради с дополнительной разлиновкой. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предметов, что учитывается в подборе материала для звукового анализа.

Как уже говорилось, для детей с нарушением зрения восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедленно, для них характерно явление вербализма. Задачей тифлопедагога, логопеда, психолога, воспитателей является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объем и качество активного и пассивного словаря. Для достижения этой цели используется рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, фотографий, натурализированных картинок. Так, при низкой остроте зрения и сокращении поля зрения берутся небольшие картинки с четким контуром и без лишней детализации. При формировании образования предложно-падежных конструкций используется практическая деятельность: обследование и сравнение предметов, ориентировка в макро и микро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости); используются различные виды моделирования.

Из-за специфичности процесса восприятия у детей с нарушением зрения затруднен процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, не верно грамматическое оформление. Занятия по развитию связной речи планируются в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. Картинки подбираются с учетом зрительных нагрузок, индивидуально на каждого ребенка. На подготовительном этапе логопед с детьми последовательно рассматривает все детали картинки, сюжета, подводит к установлению логических связей, в практической деятельности (различные игры, упражнения) даем попрактиковаться в составлении предложений. Только после этого, на следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы.

В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты. Дети овладевают связным описательным и повествовательным рассказом, умениями описывать наблюдения, пользоваться различными типами предложений.

Диагностируя коммуникативные способности детей (по программе под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой “От рождения до школы”) мы выявили, что дети способны понимать состояния и высказывания другого человека, а также выражать свое отношение к происходящему, могут участвовать в беседе, доброжелательно оценивать ответ сверстника. В группе предшкольного возраста на конец года дети показали следующие результаты: высокий уровень коммуникативных способностей у 5 детей (39%), соответствует возрасту у 8 детей (61 %). Проводя мониторинг по образовательной области “Социализация”, мы выявили, что дети умеют разворачивать сюжет игры, договариваться с партнерами, соблюдать правила игры, овладели общепринятыми нормами и правилами взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, у них формируется гендерная, семейная и гражданская принадлежность. Высокий уровень в этой области выявлен у 7 детей (54%), соответствующий возрасту у 6 детей (46 %).

В результате 90% детей из компенсирующих групп поступают в массовые школы и успешно социализируются, и лишь 10 % поступают в специальную (коррекционную) школу IV вида, так как имеют тяжелый зрительный дефект. Это доказывает, что система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ обеспечивает равные стартовые условия для детей с нарушением зрения и способствует их успешной социализации в среде сверстников.

Список литературы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей). Под ред. Л. И. Плаксиной.- М.: Город, 1999.

2. Программа под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой “От рождения до школы” .М: Мозаика-Синтез, 2010.

3. Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. Коррекционная программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1993.

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.

5. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения.- М.: Просвещение, 1973.

6. М. И. Земцова. Учителю о детях с нарушениями зрения.- М.: Просвещение, 1973.

7. Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.- М.: Просвещение, 1988.

8. Теоретические основы тифлопсихологии. Сборник научных трудов.- Ленинград, 1973.

9. Вопросы обучения и развития детей с нарушениями зрения. Сборник научных статей.- М., 1974.