Социально-педагогическая коррекция детей средствами дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


Я работаю в школе социальным педагогом. В круг моих обязанностей входит выявление учащихся из социально-незащищенных семей, детей "группы риска", а также привлечение их к внеурочной деятельности.

Так случилось, что судьба подарила мне встречу с педагогами нашего районного Дома детского и юношеского творчества, и я стала помогать своим воспитанникам собственными силами, уверовав в волшебную воспитательную роль дополнительного образования. Забегая вперед, могу сказать, что дети, которых ждут, понимают, дают возможность реализоваться, становятся первыми помощниками педагогов в воспитании честного, порядочного, настоящего человека.

Работая одновременно в вышеназванных ипостасях, я поняла, что дополнительное образование не может находиться в стороне от социально-педагогических проблем общества в целом, микросоциума или отдельного воспитанника. Само существование объединения дополнительного образования и организация жизнедеятельности в нем детей и подростков уже социально - педагогично, так как позволяет контролировать и направлять досуг детей, привлечь их к организованным формам в конкретных группах. Именно это является альтернативой неорганизованного свободного времени, создающего риск появления социально-педагогических проблем.

Деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом, ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от занятий в школе, которые он обязан посещать, внеурочные занятия становятся результатом осознанного добровольного решения.

В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя.

Только привлекательность самой деятельности, форм и методов её организации, комфортная атмосфера в детском сообществе и, наконец, индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в объединении дополнительного образования.

Сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми, которые называют его одним из наиболее привлекательных моментов в деятельности учреждений дополнительного образования. Положительным моментом является и то, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, то есть людей (как детей, так и педагогов) для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.

Говоря о том, что для детского объединения характерен общедоступный, массовый, самодеятельный и общественно-полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого ребенка задачи, она выделяет различные виды такой работы.

Это и массовые, и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним можно отнести игры-викторины, творческие проекты, экскурсии, конкурсы и фестивали. Именно такие формы дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Можно добавить, что часто такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг в данном объединении, а также стимулируют ребят к достижению новых результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности детей.

Организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а различные формы занятий используются периодически, и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета за деятельность кружка в определенный период времени.

Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, так как не только способствует установлению доброжелательной атмосферы, но и росту их самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости.

В детском объединении в атмосфере заботы, игры, радости и общности ребенку легче обрести поддержку в принятии себя, норм и правил социального мира взрослых, ведь основное содержание дополнительного образования - это самодеятельность и целостная реализация потребностей детей, подростков в социализации, культурной адаптации, поиск новых форм коллективности, поддержки и взаимопомощи детей и взрослых.

Технология воспитания включает:

  • признание детства как промежуточной стадии взросления для саморазвития, интеллектуального и духовного роста;
  • включение воспитанника в реальную жизнь, социально- трудовые процессы на правах субъекта деятельности;
  • включение подростков в ситуации выбора жизненных ценностей; помощь в их осмыслении, а также в оценке своих действий и поступков:
  • личностный подход в воспитательной деятельности, определяющий формирование индивидуальности, развитие образованной, духовной, гуманной, свободной, творческой личности, ориентированной на общечеловеческие и общенациональные ценности;
  • самоуправление в объединениях сверстников, самостоятельное разрешение возникающих проблем, обусловливающее высокий уровень самосознания, чувство самоуважения, собственного достоинства, самодисциплины в сочетании с уважением к мнению других людей, способностью к ориентировке в мире духовных ценностей;
  • направленность социального воспитания на формирование и развитие таких качеств личности, как гражданская ответственность, патриотизм, сострадание, терпимость, милосердие, благородство, честь и достоинство.

Работая и социальным педагогом, и педагогом дополнительного образования я доказываю, что средствами внешкольного образования удается скорректировать поведение самых "трудных" подростков, сформировать у них социально-значимые ценностные ориентиры, вывести из состояния девиантности. И во многом это связано с теми особенностями педагогического взаимодействия, о которых говорилось выше.

Достижение достаточных результатов не только в профессиональной подготовке своих воспитанников, но и в решении социально-педагогических задач, возможно в том случае, если в детском объединении сформировано воспитательное пространство.

Родители отмечают положительное влияние внешкольных занятий на воспитание самостоятельности, ответственности, дисциплинированности ребят, раскрытие индивидуальных качеств личности, самоопределения и самореализации в новых условиях сферы свободного времени.

Сами же воспитанники в первую отмечают радость общения в коллективе единомышленников, живущих общими интересами и увлечениями, неформальный характер взаимоотношений с руководителем, возможность творческих контактов. Ребята отмечают, что занятия научили их работать в коллективе, расширили кругозор, научили бесконфликтному существованию.

Таким образом, дополнительное образование выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности и социализации подрастающего поколения: неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.

Дополнительное образование приобщает ребят к здоровому образу жизни, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования  способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.

Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды.

Все вышеперечисленное еще раз подчеркивает необходимость взаимодействия социально-педагогической службы учебного заведения и детских объединений дополнительного образования. Я решила совместить данные субъекты и создать условия для снижения агрессивности   в детской и подростковой среде, распространению в ней негативных явлений путем включения детей из социально незащищенных и неблагополучных семей в процесс внеклассного образования, считая его средством их социальной защиты.

В наше время человек более чем когда-либо обращается к своей истории, своим корням, своим истокам, чтобы не дать себе пропасть в этой жизни, ощутить сопричастность чему-то большому, цельному, незыблемому, что даётся нам раз и навсегда.

Это то, что зовётся Родиной: место, где ты родился, отчий дом, край и дело, которому каждый из нас должен честно служить, чтобы укреплять и прославлять свою землю.

Эти мысли дали мне старт для разработки краеведческой программы "Моя Красносельская земля", предназначенной детям, проживающим и обучающимся в Красносельском районе Санкт-Петербурга. (См. Приложение 1 - Программа "Моя Красносельская земля", Приложение 2 - Презентация "Из опыта работы")

Краеведение - способ самопознания общества, способ усвоения прошлого настоящим. Сквозь призму истории общество определяет свою идентичность, поэтому краеведение является атрибутом любой культуры, существующей всегда, но выступающей в разных формах.

Изложение краеведческого учебного материала выстраивается по следующей логической схеме: тезис - система аргументов в защиту тезиса - оценка убедительности аргументации. Приобретаются аналитические навыки, умение логически мыслить, быть оригинальным, самобытным, смелым в своих суждениях. Развитие таких качеств, на мой взгляд, играет огромную роль в воспитании активной гражданской позиции. Под активной гражданской позицией я понимаю соотнесение идеалов с собственным мироощущением личности. На основе этого ребенок вырабатывает стиль поведения, гармонирующий с его личными устремлениями и общественными интересами.

Наполняя процесс дополнительного образования содержанием, очень важно помнить, что нашим воспитанникам предстоит жить в новых социально-экономических условиях, а это означает, что мы должны воспитать в них такие качества, как психологическую и нравственную устойчивость, стремление к самореализации, умение адаптироваться и актуализироваться в социуме.

"Я научился выражать свои мысли, доверять себе", "Теперь у меня появился стимул учиться", - говорят дети.

"Для детей создана среда для развития, самопознания и самовыражения  своей личности", - говорят коллеги.