Организация внеклассной работы ученика и учителя с применением ИКТ". Участие школьников в создании стенгазеты

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


В этом учебном году я решила в качестве внеурочной работы по предмету организовать выпуск школьной газеты. Назвали мы ее “Переменка”. Под моим руководством над этим проектом трудятся учащиеся 5-х классов, а техническую помощь оказывает один выпускник – одиннадцатиклассник.

Общешкольная газета в системе воспитательной работы является одним из эффективных средств организации коллектива классов и школы в воспитании и образовании подрастающего поколения. Она помогает отражать достижения и недостатки в жизни коллективов и отдельных учащихся и указывает пути преодоления трудностей. На положительных примерах школьная печать показывает достижения и рост коллектива и тем самым способствует воспитанию у школьников добросовестного отношения к труду и общественным поручениям. Важно также отношение авторов заметок к фактам и событиям школьной жизни, деятельности детских и молодежных общественных объединений. Это дает возможность учителю наряду с другими средствами глубже узнать учащихся, влиять на них и коллектив в целом. Участие школьников в стенгазете способствует проявлению и развитию у них творческой активности и самодеятельности, повышению уровня успеваемости и дисциплины. Большое значение для достижения успехов в работе учащихся со стенгазетой имеет организация проверки действенности публикуемого материала самими ребятами. В систематическом выпуске стенгазет помогают: создание актива редколлегии, обсуждение итогов работы с газетой на сборе, на совете школьного актива и периодические смотры и конкурсы классных газет. Работа вокруг стенгазеты оказывает положительное влияние на активистов печати, вырабатывает у них навыки и умения пропагандистской, организаторской и литературно-редакторской работы, развивает творческую активность и самодеятельность. Теперь нетрудно предположить, что все это огромное влияние работы вокруг стенной печати возможно лишь при умелом целенаправленном руководстве со стороны старших.

Что же такое модель газеты? Это продуманная совокупность содержательных особенностей издания, выработанная на основе потребностей читателей, что понимается так - система рубрик, форма газеты, элементы оформления, периодичность. Прежде всего, решим, для кого будет выпускаться наша газета? Для учителей? Для одноклассников? Для родителей? Для всей школы? Конечно, для всей школы!

Рубрика - раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Рубрики служат ориентировкой читателя на газетной полосе. Желательно, чтобы постоянные рубрики появлялись из номера в номер на одном и том же месте. Это облегчит читателю поиск понравившихся материалов в дальнейшем. В нашей “Переменке” 5 постоянных рубрик: “Актуальное интервью”, “Статистика(занимательная, празднична, интересная и т.д.)”, “О чем рассказала фотография”, “Срочно в номер!”, “Поздравления”.

Можно выделить несколько видов газетных жанров.

Информационные:

Информация - краткое сообщение особытии (что? где? когда?)

Заметка - сообщение о событии, отражающее мнение (эмоциональное) о нем корреспондента.

Отчет - расширенное сообщение о событии, излагающее его ход в хронологической последовательности (например, об официальном мероприятии)

Репортаж - рассказ коореспондента-очевидца или участника событий (что? где? когда? как?)

Интервью - беседа корреспондента с собеседником. Имеет несколько форм: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-конференция.

Экспресс-опрос - это, скорее, не интервью, а жанр, близкий к репортажу.

Аналитические

Корреспонденция - событие, в котором корреспондент, отвечая на вопросы: что? где? когда? произошло, пытается разобраться в причинах произошедшего, осмыслить факт, явление, случай.

Статья - ответ на те же вопросы, что и в корреспонденции, но анализ строится, наоборот, на конкретных примерах.

Сатирические

Фельетон - как и статья, анализирует явление (лень, жадность, зависть), но на конкретных примерах из жизни.

Юмореска - заметка о веселом происшествии или вымышленный сюжет по поводу веселых событий.

Литературно-художественные

Зарисовка - жанр, очень похожий на репортаж, в репортаже корреспондент рисует само событие, а в зарисовке человека в конкретной ситуации. Существует два вида зарисовки: литературный портрет и пейзажная зарисовка.

Очерк - жанр, совмещающий в себе корреспонденцию (или статью) и литературный портрет. Это тоже показ человека через его поступки, но не только через восприятие автора, как в зарисовке. Тут необходим анализ мнений о нем многих, разных людей. Бывают очерки и о природе, когда совмещаются статья (корреспонденция) и пейзажная зарисовка. В одном материале часто используются различные газетные жанры, журналист часто не задумывается над тем, в каком он жанре пишет, когда излагает факты. На практике вообще не бывает чистых жанров. Но знание различных способов подачи материала помогает корреспонденту расширить свои возможности, редакции - более точно формулировать задание, а материалам в газете - быть разнообразными!

Цели и задачи проекта.

Научить ребят планировать, обобщать и оформлять собранный материал; общаться с людьми разного возраста и сферы деятельности.        Оказать поддержку творческой активности учащихся во всех сферах деятельности; активизировать ученическое самоуправление; помочь в создании условий для развития общешкольного коллектива через   систему КТД (Коллективная Трудовая Деятельность).

Этапы работы

Этап 1. Погружение в проект

Цель этапа - подготовка учащихся к созданию газеты.

Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; организовать группы учащихся для создания стенгазеты.

Этап 2. Планирование деятельности

Цель этапа - пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).

Этап 3. Реализация плана

Цель этапа - поиск материала для стенгазеты.

Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным/групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.

Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Этап 4. Оформление стенгазеты

Цель этапа - оформление газеты.

Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков – рубрик.

Этап 5. Презентация результатов

Цель – демонстрация газеты.

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель этапа – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: коллективного обсуждения или самоанализа.

Но у нас с ребятами как-то сам собой сложился менее сложный план, который, на мой взгляд, полностью соответствует проектной деятельности.

I. “Планирование”.

1) Озаглавить рубрики.

2) Составить и обсудить план сбора материала.

3) Распределить сбор материала между ребятами - корреспондентами.

II. “Корректировка”.

  1. Обсуждение собранного материала.
  2. Проверка собранного материала на грамотность, стилистику, достоверность.
  3. Передача материалов наборщику текста.

III. “Выпуск”.

Если есть готовый макет газеты, то размещаем весь материал и… ждем отзывов от наших читателей.

Первый наш выпуск был праздничный, новогодний, поэтому носил больше информационно – развлекательный характер. Но для этого ребятам пришлось материал искать в Интернете, выбирать нужное и интересное, да еще и сокращать текст, так как объём должен быть небольшой – ведь это газета! Она получилась яркая и красочная.

Выпуск № 2 был уже труднее. Ребята брали интервью у студентов, приехавших на каникулы. Вопросы они подготовили заранее. Волновались и те и другие. Но газета получилась интересная, и нам она очень понравилась.

В третьем выпуске читателей ждет актуальное интервью – эта рубрика стала постоянной – со сборной командой учителей нашей школы, принявшей участие в спартакиаде, посвященной открытию Года учителя; учебная статистика, поздравления.

Таким образом, к этой интересной работе я привлекаю не одних и тех же ребят, а к каждому выпуску - новую группу, что дает повод надеяться на укрепление общешкольного коллектива учащихся; но трое – постоянные: Черемкин Вова, Стрюкова Настя и Никита Фрис.

Каждый номер нашей газеты – это дружная совместная работа учителя и учащихся, которая, я надеюсь, пригодится ребятам в их дальнейшей жизни.

Я уверена в успешной работе ребят в этом нашем проекте.