Конкурсная программа для читающих детей "Читаем всей семьей"

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Работа с родителями


Подготовка

За неделю до конкурса семьи-участники получают “домашнее задание”: подготовить рассказ о любимом уголке своего села, рекламное выступление, посвящённое любимой книге и реклама библиотеки.

В ходе мероприятия понадобятся

  • Листочки с вопросами для конкурса “Дела семейные” чистые листочки для ответов и ручки (по числу участников).
  • Кастрюлька с кулинарными рецептами.
  • Призы для награждения.

Ход игры

Стихотворение “Библиотека”.

Друзья я дома не сижу
В библиотеку я спешу
Хочу все книги прочитать
И обо всём на свете знать
Ведь книга самый лучший друг
И это знают все вокруг.
Я с детства с книгами дружу.
И этой дружбой дорожу.
Расскажет книга обо всём.
О жизни на планете.
О том, как на Земле живут
И взрослые и дети.
У нас в Калге есть уголок
Зайди и ты туда дружок.
Библиотека для детей.
Ты запишись туда скорей.

Учитель. – А что значит слово “библиотека”?

- Для чего нужна библиотека?

- Кто может посещать библиотеку?

Узнаем значение библиотеки для всей семьи.

Библиотека (от греч. biblion - книга и theke – хранилище), книгохранилище, позднее организованное в определённой системе собрание книг, предназначенное для общественного или частного пользования; просветительное учреждение, осуществляющее собирание, спец. обработку; хранение и выдачу книг читателям.

Уважаемые гости!

Вашему вниманию предлагается конкурсная игра “Досье читательских семей”. В ней примут участие… (назвать семью. Команда представляется сама: объявляет название, имена каждого члена команды).

И семья… (назвать вторую семью. Она тоже представляется сама).

Эти команды познакомят нас с миром своих увлечений, и мы убедимся, что они любят не только читать, но и применять полученные при чтении знания в жизни. А оценивать все качества участников будет авторское жюри (представить членов жюри).

Я объявляю первый конкурс для участников команд. Внимание, разминка. (в этом конкурсе каждый правильный ответ оценивается в один балл).

Учитель.. Конкурс шуточный – вопросы рассчитаны на смекалку и сообразительность. Времени на раздумье совсем нет.

Вопросы для первой команды

  1. Когда руки бывают местоимением? (Когда они вы-мы-ты).
  2. Какое слово в русском языке имеет пять “о”? (Опять, в нём 5 “о”).
  3. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).
  4. Специалист с высшим техническим образованием? (Инженер).
  5. Помещение для стрельбы по мишеням – это…? (Тир).
  6. Вид спорта в котором силён Евгений Кафельников? (Теннис).

Вопросы для первой команды.

  1. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получились сразу утро, день, вечер, ночь? (С утки).
  2. Какое вы знаете слово, состоящее из половины буквы? (Слово “поле”: пол-е).
  3. Кто говорит на всех языках? (Эхо).
  4. Что находится между горой и долиной? (Буква “и”).
  5. Животное, силой которого измеряют мощность двигателя? (Лошадь).
  6. Другое название ЭВМ? (Компьютер)

Учитель.. Жюри подсчитывают очки, а мы продолжаем. У каждого из нас есть любимое место, куда хочется приходить вновь и вновь. Иногда прийти туда просто одному или с друзьями, иногда привести детей или отдохнуть всей семьёй.

И сейчас наш очередной конкурс. “Любимый уголок” - так мы его назвали. Командам предлагается показать свой любимый уголок, который они любят, в котором им нравится бывать и которому они желают, чтобы он был ещё краше. Что из этого получится, мы увидим чуть позже. Мы даём командам время на подготовку, а я тем временем обращаюсь только к нашим гостям.

Крылатые слова, пословицы, поговорки… их у русского народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, ярче… . А сами мы немножечко мудрее.

Внимание, уважаемые гости, конкурс для вас! Называется он “Поговорка – цветочек, а пословица - ягодка”. Я буду называть вам ряд слов, а вы составлять из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.

“Поговорка – цветочек, а пословица - ягодка”.

  • Пруд, труд, вынимать, рыбка. (Без труда не вынешь рыбку из пруда)
  • Будет, наша, улица, праздник. (Будет и на нашей улице праздник)
  • Семь, дитя , глаз, нянька. (У семи нянек дитя без глаз)
  • Терпеть, быть, казак, атаман. (Терпи казак – атаманом будешь)
  • Соловей, кормить, басня. (Соловья баснями не кормят)
  • Медведь, наступить, ухо. (Медведь на ухо наступил)
  • Смотреть, конь, дарёный, зуб. (Дарёному коню в зубы не смотрят)

Учитель.. Молодцы! А сейчас вместе с командами побываем в их любимых местах. Первой покажет свой любимый уголок семья… назвать первую семью, которая расскажет о своём любимом уголке).

А где любит отдыхать семья… (назвать вторую семью). Музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина “Крылатые качели”.

Учитель.. И вновь я обращаюсь к вам, уважаемые болельщики. (Проводится игра со зрителями).

“А знаете ли вы?..”

  • Что любят деньги? (Счёт).
  • Что надо сделать, когда назвался груздём? (Залезть в корзину).
  • На какой роток не накинешь платок? (На чужой).
  • В какие сани не следует садиться? ( Не в свои).
  • Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом).
  • Что не вырубишь топором? (Что написано пером).
  • Чем долг красен? (Платежом).
  • Когда приходит аппетит? (Во время еды).
  • Где черти водятся? (В тихом омуте).

Учитель.. Спасибо болельщикам! А теперь слово жюри. (Жюри оглашает результаты первых конкурсов).

Сейчас каждая команда, немного подготовившись, покажет старые сказки на новый лад. (Сказка “Емеля” и сказка “Старик Хоттабыч”).

А пока команды готовятся, мы с вами вспомним знакомые нам всем музыкальные группы, а также знаменитых певцов! Внимание! Музыкальная викторина.

“Звезда эстрады”

Он высокий и красивый,
Есть в нём сила и задор.
Примадонну взял он жёны,
Для неё поёт с тех пор. (Ф. Киркоров)

Не страшны для них туманы,
Не страшны для них снега –
Их комбат свою Россию
Защищает до конца. (“Любэ”)

В своих песенных куплетах
Ценные даёт советы,
Просит соль не рассыпать
И друзей не забывать. (В. Добрынин)

Эти бравые ребята
В коммуналке все живут.
Змей воздушный добывают…
Как же тех ребят зовут? (“Дюна”)

Обожает самолёты
И поёт лишь про полёты.
Но однажды заблудился
И на землю опустился. (В. Сюткин)

Лейтенанта в ресторане
Вдруг увидела она.
Императорским указом
В чин его произвела. (И. Аллегрова)

Как пожарная сирена
Чей-то вой идёт со сцены.
И похож он на сирены,
Но сирене этой рады –
Ведь поёт звезда эстрады. (Витас)

Знают мальчика-бродягу
Уж теперь, наверно все
Хоть и маленький, бедняга,
Но сейчас на высоте. (А. Губин)

С этим соловьём эстрады
Нету никакого сладу:
Может, был с ним кто-то груб?
Выбили центральный зуб?
Хоть теперь он шепелявит,
Зуб он всё равно не вставит. (Шура)

Только звёзды из балета
Не сплясали с ним дуэтом,
А со всеми остальными
Спел он в матушке России,
И певца того все знают, ныне он везде сверкает. (Н. Басков)

Учитель.. Молодцы! Команды готовы? Смотрим сказку семьи… (Назвать первую семью, которая демонстрирует свою инсценировку). А теперь фрагмент сказки в исполнении семьи… (Назвать вторую семью, которая демонстрирует свою инсценировку).

Ну вот, хорошо, что сказки хорошо кончаются…

А на сколько хорошо они кончились для наших команд, мы спросим у нашего жюри. (Слово предоставляется жюри).

Учитель.. А сейчас музыкальная пауза. Музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина “До чего дошёл прогресс”.

Учитель.. Есть такое крылатое выражение: “Реклама – двигатель торговли”. Мы сейчас попытаемся провести свой конкурс-рекламу “Любимая книга семьи”. Это было домашнее задание. Семьи должны были подготовить любимые книги семьи. А реклама, как известно, должна быть короткой, яркой, убедительной, заразительной, весёлой.

Пока команды подготавливают домашнее задание – очередная разминка для болельщиков. Я предлагаю вам закончить стихи:

И ежели вы вежливы, -
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две … (Сороки).

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь вы предложите
Без просьбы, то есть … (Сами).

И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор … (Отряда).

Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты – на собрание,
Часы – на … (Ожидания).

И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не на … (Веки).

И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И целом … (Переплёте).

Учитель.. Мы читали стихотворение С.Я. Маршака “Ежели вы вежливы”. А теперь на ваш суд выносится реклама двух книг. (Команды по очереди рекламируют любимую книгу семьи).

Учитель.. Слово жюри. (Жюри оценивают рекламу).

Учитель.. “Дела семейные” - очередной конкурс. Дети садятся за один стол, взрослые - за другой. И тем и другим даются одинаковые вопросы. Чем больше ответов совпадает у родителей с детьми, тем больше баллов наберёт команда. За каждый совпадающий ответ один балл. (Команды готовятся).

Вопросы для конкурса “Дела семейные”

  1. В какое время любит читать книги мама?
  2. В какое время любит читать книги папа?
  3. В какое время любит читать книги сын (дочь)?
  4. У мамы в детстве любимой книгой была …
  5. У папы в детстве любимой книгой была …
  6. У сына (дочери) любимая книга …
  7. Последняя книга, которую прочитала мама, - …
  8. Последняя книга, которую прочитал папа, - …
  9. Последняя книга, которую прочитал (а) сын (дочь), - …

Учитель.. Пока команды заняты “семейными делами”, вашему вниманию предлагаю несколько вопросов-шуток по сказкам.

“Сказки на новый лад”

  • В какой сказке говорится об авральных методах ведения сельхоз работ?
  • В какой сказке сообщается о несовершеннолетнем правонарушителе, который после побега из дома попал в руки коварного преступника?
  • В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?
  • А теперь попробуйте найти современную отгадку на давно известную загадку: - ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Стадион)

Учитель.. А теперь сравниваем ответы детей и родителей. (Ответы зачитываются в таком порядке: дети первой семьи, взрослые первой семьи; дети второй семьи, родители второй семьи).

Уважаемые жюри, огласите, пожалуйста, результаты. (Слово жюри).

Учитель.. Следующий конкурс – “Дела житейские”.

(Помощники вносят кастрюлю).

Уважаемые команды! В кастрюле вы найдёте задания. Вы можете взять по одному заданию и приступить к выполнению.

Конкурс “Дела житейские”

  1. Вам дан кочан капусты, что вы можете приготовить из него?
  2. Вспомогательные ингриенты: соль, сахар, вода, растительное масло. (Тушёная капуста).

  3. Вам предлагается булка хлеба и вспомогательные ингриенты: соль, яйца, сахар, молоко, растительное масло. Что вы приготовите из них? (Гренки).

Учитель.. (К зрителям). Пока команды готовятся, мы с вами поиграем в игру “Пять секунд на размышление”. Я буду задавать вам вопросы, а вы, не раздумывая отвечать на них.

  1. Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит)
  2. Охотница до чужих мехов. (Моль)
  3. Последний модный звук. ( Писк)
  4. Фольклорный тест на сообразительность. (Загадка)
  5. Обратная сторона затылка. (Лицо)
  6. Учреждение, куда принимают неграмотных. (Школа)
  7. Часть лица, которую иногда вешают. (Нос)
  8. Мудрое время суток. (Утро)
  9. Девочкина дочка. (Кукла)
  10. Крутое средство укатать Сивку. (Горки)

Учитель.. Команды готовы? Вам слово. (Команды по очереди докладывают о своих рецептах).

Слово жюри. (Жюри оценивают конкурс).

Учитель.. Наши команды могут всё! И мы сейчас ещё раз убедимся в этом. Сейчас наши команды по очереди покажут нам небольшую рекламную передачу про нашу библиотеку. А так как это тоже было домашнее задание, времени на подготовку командам не даём. (Команды по очереди выступают).

Учитель.. Спасибо! Эти аплодисменты – вам! Жюри готово? Тогда – торжественный момент: Оценка последнего конкурса и оглашение общей суммы баллов. (Жюри называет результаты последнего конкурса и победителей всей игры. Ведущий вручает призы).

Вот и настал финал нашего конкурса. Мы поздравляем участников, их родных и друзей. И хотим вам всем на прощание сказать:

Подготовленный учащийся.
Книга – наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать:
Затеет спор – весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Расскажет книжка про героев,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос, как-то ближе:
Она на всё ответ найдёт.
И пусть девчонки и мальчишки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
“Спасибо, книжная страна!”.

Итог.

Учитель.. Какую, роль в жизни семьи играет книга? (Вопрос всем участникам).

Литература

  1. Журнал “Читаем, учимся, играем”. №2, 2005 г.
  2. “Пед Совет”. №4/2005 г.
  3. Помощь сотрудников детской библиотеки с. Калга.
  4. Стихотворение собственного сочинения Дмитрий Коновалов (ученик 3 класса Б).