Личностно ориентированный подход обучения изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях (из опыта работы уроков изобразительного искусства и изостудии «Палитра» ГОУ СОШ №1043, г. Москва)

Разделы: МХК и ИЗО


Современный этап развития общества диктует новые задачи в сфере образования. Характерная черта развития образования сегодня - переход к развивающему образовательному процессу. Важнейшим условием повышения качества образования является разностороннее и своевременное развитие детей, способствующее самореализации личности. Важное значение, приобретает эта проблема в начале школьного обучения, когда познание становится ведущей деятельностью в развитии ребёнка, в зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей формируется учебная деятельность ребёнка, начинает складываться индивидуальный стиль познавательной деятельности. Школа должна быть не только "школой для всех" но и "школой для каждого". Ее главная задача - развитие школьника, причем не только развитие его мышления, а - в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию - за стенами школы.

У всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками. Преодолеть все эти трудности поможет личностно-ориентированное обучение.

Нередко под личностно-ориентированным характером в обучении понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально-положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если работа ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, он закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Однако этого мало. От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций.

Основной замысел личностно ориентированного учебного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание и тем самым добиться личностного усвоения содержания. Если на традиционном учебном занятии основное внимание учитель уделяет коллективным методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учётом их личных способностей, в целях, создания максимально благоприятных условий для их проявления. Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя.

На личностно ориентированном занятии работают все, и работает каждый. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия. Между учителем и учеником на уроке возникают скрытые от посторонних глаз духовные связи, определяющие судьбу каждого из них. Урок - это высокий духовный феномен, построенный на вере, надежде в ученика и любви к нему.

Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в котором идет учет возможностей и способностей обучающихся и создаются условия для развития индивидуальных особенностей. Таким образом, чтобы осуществлять обучение, отвечающее требованиям времени, учителю недостаточно владеть знаниями только в области своего предмета, а необходимо знать и использовать в педагогической деятельности методы педагогической диагностики для выявления возможностей и особенностей личности с целью их эффективного использования.

Я хочу остановиться на одном из методов реализации личностно - ориентированного подхода, развивающем умения самовыражения, формирующем навыки самостоятельной работы, воспитывающем инициативность и творческое отношение к делу - это метод проектов.

Это, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Для организации проектной деятельности учащихся обладают широкими возможностями все учебные предметы. Таким образом, ученики не являются пассивными потребителями. Это творческий, самоуправляемый процесс, дающий возможности оптимального выбора информационных ресурсов, систематизации знаний, определения самостоятельных путей усвоения материала. Обучение полезно, когда ученики сами создают что-то для других. Очень важно, чтобы дети выражали свои мысли, обменивались различными идеями.

В прошлом учебном году, работая над проблемой личностно-ориентированного обучения, мы с учащимися 5-х - 7-х классов выполнили несколько коллективных проектов-исследования по темам: "Русская матрёшка", "Пряники печатные", "Русские народные праздники" "Городецкие узоры", " Красота русского народного костюма". Собранный материал оформили в виде презентаций и использовали на уроках изобразительного искусства. Мне хотелось бы отметить, что у моих учеников повысился интерес к изучению различных школьных предметов.

Компьютерные технологии позволяют детям подготовить, самостоятельно или вместе с учителем, презентацию о том, что их интересует и рассказать об этом другим ученикам.

В настоящее время в системе образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями, входящими в педагогическую практику работу учреждений дополнительного и общего образования. Однако, руководствуясь своим личным педагогическим опытом, я согласна с большинством авторов, которые связывают личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.

Особое значение личностно-ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству.

Есть основание предполагать, что уважительное отношение и интерес к художественному творчеству, к прекрасному, заложено в ребенке природой. Маленький ребенок способен внимательно, восхищенно и с уважением слушать и воспринимать мелодию, ритм, движение; каждому из родителей памятна та серьезность, с которой он погружается в художественное творчество (рисование, лепку, конструирование) или наблюдает творческий процесс (рисование взрослого, шитье). Хорошо известно, какой большой смысл вкладывает ребенок в каждый свой рисунок, в его сотворение. Именно здесь проявляются ростки нравственного отношения к творчеству, которое можно и нужно развивать в процессе художественного воспитания.

И, исходя из этого, главное - воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений. В процессе занятий на уроках изобразительного искусства и в изостудии дети знакомятся с основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом.

И через что, как не через искусство приобщить ребенка к красоте, к ее созерцанию и выражению уже на плоскости.

Так, при работе над творческими заданиями у детей развиваются: воображение; фантазия; логическое и абстрактное мышление; изобразительные навыки; навыки художественного творчества (сложная композиционная работа, объемные композиции, коллективные панно); свободное владение кистью (раскрепощение ребенка), художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, пастель, пластилин и т.д.). Изучение художественных произведений способствует развитию внимания, памяти, пространственного мышления.

Отечественный и зарубежный опыт уже неоднократно убеждал, что попытка формировать личность по установленной модели, пропускать детей через определенный стандарт образования может дать только образовательные и социальные суррогаты. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Проблемы личностно ориентированного подхода к организации творческой деятельности детей и их эстетического воспитания рассматривались в работах многих выдающихся педагогов: Л.С.Выготского, В.В.Зеньковского, П.Ф.Каптерева, Б.Неменского, Б.Т.Лихачева, В.Н.Шацкой и др. Несмотря на исследованность этой проблемы, в ней сложился ряд противоречий, которые я пыталась учесть при разработке программы:

противоречие между личностным характером восприятия творчества ребенком через систему собственных ценностей и установок и существующими общечеловеческими нормами и ценностями прекрасного, которые сложились в изобразительном искусстве;

между стремлением ребенка к самореализации в процессе художественного творчества и наличием определенных канонов и правил изобразительной деятельности, которые должны быть знакомы воспитаннику.

Разрешение этих противоречий и составило цель программы в изостудии "Палитра" ГОУ СОШ №1043. Также для успешного освоения программы учащимися немаловажную роль играют психолого-педагогические условия реализации программы, которые включают в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • побуждение творческого воображения ребят к практической и творческой деятельности;
  • поощряется отход от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов;
  • важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию;
  • формирование знаний ребят на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, "открытия" и т.д.)
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

Одна из основных целей программы - формирование художественной культуры ребенка, как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. искусство должно постигаться неспешно: оно не только изучается, но и проживается. Это единственный, соответствующий искусству способ передачи его опыта, иначе неминуемо поверхностное знание, а это часто не лучше полной неграмотности. В связи с этим за основу личностно-ориентированного обучения нами была принята учебная личностно ориентированная ситуация, т.е. ситуация в которой интересы, потребности, личностный опыт учащегося выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения.

Вхождение педагога и воспитанника в личностно ориентированную ситуацию предполагает своеобразное изменение всех параметров обучения. Конструирование учебной ситуации предполагает использование следующих приемов:

  • представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;
  • усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию и самореализацию личности;
  • имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях коллизийности и состязания.

С точки зрения дидактики триада "задача-диалог-игра" образует базовый комплекс личностно ориентированного обучения, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части целостного учебного процесса. В этой ситуации не происходит подмены образовательного процесса узковоспитательным содержанием, однако мир искусства раскрывается иной своей стороной - личностно-смысловой, когда усваивается как личностная ценность путем обращения не только к памяти, но и к глубинным структурам сознания. Любой изучаемый материал представляется нами в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой воспитанников. Нами используются задачи трех типов:

  • предметные, включающие фактический материал с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой: для этого на занятиях проводится сравнительный анализ произведений профессионального или народного творчества в контексте основной темы и целей занятия. В сравнения вовлекаются природа, музыка, поэзия, видеофильмы. Сочетание с музыкой, литературой и видеоматериалом позволяет ярче, образнее раскрыть тему занятия.
  • конструктивные, направленные на поиск приобщения детей к данной области изобразительного искусства, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную.

Личностно ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

Учебный диалог предстает не только как один из методов обучения, но и как важный компонент, внутреннее содержание личностно-ориентированного обучения. Диалогичность выступает в данном случае одной из сущностных характеристик процесса обучения понимания искусства, не только как средство, но и самоцель обучения, не только как процесс, но и как источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации:

  • изложение сценария занятия,
  • распределение ролей и т.п.
  • Введение в ситуацию диалога предполагает использование следующих элементов технологии:
  • диагностика готовности детей к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;
  • поиск опорных мотивов, т.е. волнующих участников вопросов и проблем в области изобразительного искусства, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;
  • переработка учебного материала в систему проблемных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострения сравнений, коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;
  • продумывание различных вариантов сюжетных линий диалога;
  • проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей,
  • гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно предусмотреть поведение его участников.

Одним из условий успешной реализации развивающей личностно-ориентированной деятельности является сочетание массовой, групповой и индивидуальной работы в изостудии. В группе обычно работают 8-12 человек; в малых творческих (поисковых) группах - 3-5 человек; участие в выставках принимают лучшие индивидуальные и коллективные работы. На теоретических и практических занятиях присутствует вся группа. Малые творческие (поисковые) группы работают по подбору исторических справок, интересных материалов к изучаемым темам, а также ищут и подбирают иллюстративный, литературный материал. Стараются найти необходимые видео и аудиокассеты необходимые для более яркого освещения той или иной темы. Работа по поиску ведется под контролем педагога.

Особая роль принадлежит имитационно-игровым ситуациям. К их разработке приводит необходимость организации обучения, когда востребованными становятся личностные функции обучаемых. Ребята выступают в роли актеров на занятиях, где вводятся игровые драматизации по изучаемой теме (роль коробейников, роли различных животных и т.д.), т.е. педагог на занятии использует методические игры-сказки. Эти деловые игры - один из активных путей создания на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества педагога и воспитанника. Сюда также можно отнести игру в художников и зрителей; на протяжении всего занятия ребята меняют позицию, выступая то в роли зрителя, то в роли художника, тем самым приобщаясь к специфике основных видов художественной деятельности (восприятия и созидания). На наш взгляд, игра ценна своей мотивацией, особым творческим, партнерским духом личности, а не своими формальными атрибутами в виде ролей и правил. Всякая игра есть, прежде всего, и в первую очередь свободная творческая деятельность. Таким образом, в личностно-ориентированном обучении изобразительному искусству собственно-личностные функции ребенка включаются в образовательный процесс. В качестве таких функций нами были выделены следующие:

  • функция мотивации (приятие и обоснование изобразительной деятельности);
  • функция опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения ребенка в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и собственной творческой деятельности);
  • функция коллизий (видение скрытых противоречий в чужих и собственных произведениях);
  • функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм изобразительного искусства);
  • функция рефлексии (конструирование и удержание определенного образа Я в собственной творческой деятельности);
  • функция смыслотворчества (определение смыслов творчества);
  • функция ориентации (построение личностной картины, индивидуального воззрения на искусство);
  • функция творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой изобразительной деятельности);
  • функция самореализации (стремление к признанию своего образа Я в искусстве окружающими);
  • функция обеспечения духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения творческой деятельности к утилитарным целям).

Все эти функции стали теми ориентирами, которыми я руководствовалась при подборе и разработке инновационных технологий проведения занятий по изобразительному искусству в изостудии "Палитра" ГОУ СОШ №1043.

Заключение

Проведённый в монографии анализ различных подходов к пониманию личностно ориентированной образовательной парадигмы показывает, что в данной образовательной модели предполагается сделать основным приоритетом личность учащегося. Именно данная образовательная парадигма является наиболее перспективной для модернизации и обновления современного образования в условиях демократического пути развития общества.

Важно отметить, что в рамках личностно-ориентированного образования можно выделить:

- разноуровневый подход;

- дифференцированный подход;

- индивидуальный подход;

- субъектно-личностный подход.

При этом лишь последний из перечисленных выше является в полной мере ориентированным на развитие личности, а не отдельных ее свойств. Он предполагает отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Список литературы.

1. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. - 144 с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 - 96 с.

3. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Вопросы психологии, 1995.,- №2. - с.13-21.

4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000 г.