Методическая разработка урока по теме: «Нам, россиянам, русского костюма историю полезно очень знать!»

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в котором идет учет возможностей и способностей обучающихся и создаются условия для развития индивидуальных особенностей. Таким образом, чтобы осуществлять обучение, отвечающее требованиям времени, учителю недостаточно владеть знаниями только в области своего предмета, а необходимо знать и использовать в педагогической деятельности методы педагогической диагностики для выявления возможностей и особенностей личности с целью их эффективного использования.

Я хочу остановиться на одном из методов реализации личностно-ориентированного подхода, развивающем умения самовыражения, формирующем навыки самостоятельной работы, воспитывающем инициативность и творческое отношение к делу - это метод проектов.

Это, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Для организации проектной деятельности учащихся обладают широкими возможностями все учебные предметы. Таким образом, ученики не являются пассивными потребителями. Это творческий, самоуправляемый процесс, дающий возможности оптимального выбора информационных ресурсов, систематизации знаний, определения самостоятельных путей усвоения материала. Обучение полезно, когда ученики сами создают что-то для других. Очень важно, чтобы дети выражали свои мысли, обменивались различными идеями.

В прошлом учебном году, работая над проблемой личностно-ориентированного обучения, мы с учащимися 5-х - 7-х классов выполнили несколько коллективных проектов-исследования по темам: "Русская матрёшка", "Пряники печатные", "Русские народные праздники" "Городецкие узоры", " Красота русского народного костюма". Собранный материал оформили в виде презентаций и использовали на уроках изобразительного искусства. Мне хотелось бы отметить, что у моих учеников повысился интерес к изучению различных школьных предметов. Компьютерные технологии позволяют детям подготовить, самостоятельно или вместе с учителем, презентацию о том, что их интересует и рассказать об этом другим ученикам.

С точки зрения дидактики триада "задача-диалог-игра" образует базовый комплекс личностно-ориентированного обучения, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части целостного учебного процесса. В этой ситуации не происходит подмены образовательного процесса узковоспитательным содержанием, однако мир искусства раскрывается иной своей стороной - личностно-смысловой, когда усваивается как личностная ценность путем обращения не только к памяти, но и к глубинным структурам сознания. Любой изучаемый материал представляется нами в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой воспитанников.

Нами используются задачи трех типов:

  • предметные, включающие фактический материал с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой: для этого на занятиях проводится сравнительный анализ произведений профессионального или народного творчества в контексте основной темы и целей занятия. В сравнения вовлекаются природа, музыка, поэзия, видеофильмы. Сочетание с музыкой, литературой и видеоматериалом позволяет ярче, образнее раскрыть тему занятия.
  • конструктивные, направленные на поиск приобщения детей к данной области изобразительного искусства, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную.
  • личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

Список литературы к статье

1. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. - 144с. (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

2. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 - 96с.

3. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Вопросы психологии, 1995.,- №2. - с.13-21.

4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000г.

Литература к уроку

  1. Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. - СПб.: "Паритет", 2006.
  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. Учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2000.
  3. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны.
  • Создать условия для привития интереса к русской народной культуре.
  • Научить различать "сарафанный" и "поневный"   комплексы одежды, дать понятие некоторых деталей костюма.

Оборудование урока учителя:

  • трафареты костюмов,
  • фигурки с изображением людей,
  • иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
  • детские работы,
  • презентация "Русский народный костюм",
  • русская народная музыка.

Материалы для детей:

  • бумага,
  • кисти,
  • акварельные краски,
  • гуашь.

Эпиграф: 

Уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости.
(А. С. Пушкин)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

2. Подготовка к восприятию нового материала

- Посмотрите на выставку, посвященной этой теме.

3. Сообщение темы урока

- Я хочу, чтобы вы сами догадались, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать. Для этого послушайте:

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

- Догадались ли вы, что мы будем сегодня рисовать?

Правильно: народный праздничный костюм (открывается тема урока, записанная на доске).

4. Объяснение нового материала

Рассказ учителя.

Северный тип костюма.
Южный тип костюма.
Головные уборы.
Мужской тип костюма.
Вышивка, обереги.

- Давайте представим и изобразим костюмы, которые носили наши пра-пра-прабабушки и дедушки.

Просмотр презентации (Приложение 1)

Учитель: Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников - модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Учитель рассказывает, как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси.

- Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма.

Основные виды и формы костюма

Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей, в мужском костюме больше общности, в женском - различий.

Мужской костюм

Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком - гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние - из более плотного(суконные). 
Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой - прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую. Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком. В былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но и служил оберегами. Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой силой воздействия.
Изначально у мужчины рубаха была единственной и выполняла функции нижней (нательной) и верхней. Но постепенно, к XVI веку, рубахи уже были двух видов: нижние и верхние. Верхние рубахи более богато украшались. Чаще всего украшались вышивкой или аппликацией ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали "символической" вышивкой.    Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от "дурного глаза".

Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:

  • нагрудные узоры - защищали сердце и легкие,
  • наплечные - охраняли руки,
  • наподольные - не давали пробраться злым силам снизу.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке - белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны - павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.

Женский костюм

Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове - убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы -
Детали поясню вам в двух словах.
А может вы сами ответите на эти вопросы?

Ответы учеников:

Кафтан - это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева - юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона - накладная, не сшитая по бокам одежда из холста. 

Убрус - платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. 

Повойник - головной убор типа чепца.

Учитель: Костюм крестьянки - он традиционно носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый 
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей. 
А всё ж наряды женщин различались,
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной. 
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала, 
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала - 
Для свадьбы, сельских праздников, труда,
Крестьянки Юга - те предпочитали.
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались, 
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили. 
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили 
Понёвы - юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали,
А к юбкам пришивали бубенцы.
И так, что же такое кика, армяк, кокошник?

Ответы учеников:

Кика - головной убор

Кокошник - головной убор

Армяк - фартук, украшенный узором

Учитель:  Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30   см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

Рис. 1

В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов - деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре полотнища холста шириной 32-42 см каждый (рис. 1). Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узким - с обшивкой горловины (рис. 2). Оба конструктивных решения подчеркивались декоративно.

Рис. 2

По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины (рис. 3).

Рис. 3

Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. В XVIII в. и в первой половине XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим расширением книзу (до 6 м), придающий фигуре стройность.

В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки - оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего - в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники, "сороки" , разнообразные повязки и венцы (Рис. 4).

Головные уборы XV- XVII веков

            

Рис. 4

Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти (Рис.5) с онучами и оборами.

Лапти

Рис. 5

5. Практическая работа учеников

Задание дифференцированное:

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже "одетые" - задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

2 группа: "Одеть" бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд.

Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие - наличие орнамента в одежде.

Этапы работы:

  • выбрать вариант костюма;
  • построить общую форму костюма;
  • наметить места украшений и орнамента;
  • определить колорит (цвет) костюма;
  • выполнить в цвете работу.

6. Релаксация

Проведение динамической паузы.

Физминутка

Если б все на свете было 
Одинакового цвета,
(вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на поясь, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(прыжки на левой, на правой, на обеих ногах)

- Молодцы. А теперь за работу.

7. Закрепление изученного материала

Обобщение материала (Приложение 2)

- Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы? (Вышивкой)

- А какими узорами вышивали одежду? (Цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками)

- А откуда люди брали эти узоры? (Из природы)

- Да, ребята. Природа многое дает человеку.

- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)

  • нагрудные узоры - защищали сердце и легкие,
  • наплечные - охраняли руки,
  • наподольные - не давали пробраться злым силам снизу.

- А какие цвета используют при вышивке? (Яркие, теплые - красные ...).

- А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи? (Да)

- Какое символическое значение имеют отдельные части ее костюма?

-  Назовите составные части женского костюма русского Севера и Юга? (Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. В северных районах  был широко распространен сарафан, а в южных понева.)

- Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

8. Рефлексия

Школьнику необходимо оценивать себя. Для этого можно использовать такой рефлексивный алгороитм:

Я - как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли я собой.

Мы - насколько комфортно мне работалось в малой группе. Я помогал товарищам, они помогали мне - чего было больше; авторитетен ли я в вопросе "Какие у меня были затруднения в общении с группой".

Дело - я достиг цели и учения; мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы (для практики, просто интересен); в чём я затруднялся, почему? Как мне преодолеть свои проблемы?

9. Подведение итогов

Просмотр работ.

- Какой вид костюма вы выбрали? 

- Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

- О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Используемая литература

  1. Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. - СПб.: "Паритет", 2006.
  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. Учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2000.
  3. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.