Познавательно-исследовательское занятие в старшей логопедической группе по теме «Мебель»

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена; обивке: ткань, кожа; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.
  • Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.
  • Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы.
  • Расширять словарный запас с помощью новых слов.

Словарь: лесоруб, лесовоз, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, обивка, ткань, собирать, заготавливать, мебельная фабрика, столешница, подлокотники.

Материал: иллюстрации различной мебели, профессий, материалы: камень, дерево, кусочки кожи, ткани, гуашь, вода, щетка, тряпочки; инструменты: молоток, гвозди, пила, рубанок; натуральная и кукольная мебель

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, без чего человеку трудно обходиться в квартире?

Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель? Всегда ли была мебель у людей?

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:

Воспитатель: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?

Дети: На полу, на земле, на камнях

Воспитатель: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?

Дети: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.

Воспитатель: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?

Дети: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.

Воспитатель: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?

Дети: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.

Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Предлагаю обследовать камни и дерево (потрогать, приложить к щеке, понюхать, попилить, забить гвоздь, построгать).

Дети: Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие; гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.

Вывод: Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

Воспитатель: Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?

Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать крупногабаритную мебель.

Психогимнастика: Изобразить лесорубов, которые пилят деревья, обрубают сучья; лесовозы-машины, которые еле-еле везут огромные брёвна; столяра, который склеивает стул; плотника, который старательно стругает доски; людей, которые радуются новой мебели.

Воспитатель: Где можно взять мебель? (в магазине). Сегодня мы отправляемся в магазин, где продают мебель. Как он называется? Смотрите сколько мебели. Какая мебель вам не знакома? Из каких частей состоит мебель? Знакомлю со столешницей.

Дети: ножки, спинка, ящики, полочки, стеночки, дверцы, ручки. Знакомлю со столешницей.

Дидактическая игра “Что общего?”

- шкаф, буфет (полочки)

- скамейка, стул, табурет (на них сидят)

- шкаф, комод (туда складывают одежду)

- что общего у всей мебели в этом отделе? (она деревянная)

Воспитатель: Отправляемся в зал мягкой мебели. Почему ее так назвали? Почему она такая разная? (ткань разная, цвет разный). Мы с вами уже знаем, что мягкую мебель обтягивают тканью или кожей. Что лучше, ткань или кожа?

Давайте проведем несколько опытов

1. Возьмите кусочки ткани и кожи. Помните, погладьте, приложите к щеке.

Дети: Ткань мнется, кожа нет.

2. Прольем на них воду. Что вы видите?

Дети: Ткань промокла, кожа нет.

Воспитатель: Как убрать воду с кожи? С ткани?

Дети: кожу можно протереть сухой тряпочкой, а ткань надо долго сушить.

Обобщение: из кожи мебель не промокает.

3. Испачкали случайно краской. Что вы видите?

Дети: ткань пропиталось краской, а кожа не промокла, а только испачкалась.

Воспитатель: Как можно почистить кожу? Как почистить ткань?

Дети: Кожу протереть мокрой тряпкой, потом сухой, а ткань надо замыть, почистить щеткой, долго сушить.

Обобщение: Кожаная мебель легко чистится.

Вывод: Мебель из кожи будет служить дольше!

Воспитатель: Как называют мебель из кожи? (Кожаная)

Воспитатель: Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили? Что нового вы узнали?

Какую мебель вы бы выбрали в свою квартиру? Почему?