Урок заочная экскурсия: "Письма на снегу"

Разделы: Биология


Цель:

Образовательные:

  • проконтролировать степень усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке;
  • познакомить с изменениями в природе, происходящими зимой;
  • расширить представления детей о животных.

Развивающие:

  • формировать внимание, умение сравнивать, размышлять;
  • способствовать развитию воображения.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к животным, к природе, умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.

Оборудования: Компьютер, проектор, экран, на каждого учащего таблицы "Определитель следов на снегу у млекопитающих", индивидуальные (красные) и групповые (зеленые) карточки.

Тип урока: видеоэкскурсия

Ход урока

I. Организационный момент. Учитель - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный урок - урок экскурсия. Так, для начала давайте повторим материалы прошлого урока. Какую тему мы посмотрели на прошлом уроке?

Учащиеся: Мы на прошлом уроке изучали тему "Отряды млекопитающих"

Учитель: Хорошо ребята давайте выполним индивидуальные работы, у вас у всех есть, индивидуальные тестовые работы выполните, пожалуйста. Постарайтесь, не мешать друг к другу. (Приложение 1.)

Оценки за выполнение тестов ставится сразу в классный журнал.

II. Новая тема.

Учитель: Зима у нас в республике очень суровая, температура воздуха постоянно понижается, сегодня утром тоже объявили, что температура достигнет до -45 градусов цельсия. Мы в такие холода не можем, конечно, пойди в лес на экскурсию для вас постаралась я сама и приготовила для вас сюрприз. Сегодня мы совершим экскурсию в лес, не выходя из класса. Как вы думаете ребята, а почему? Потому, что тема нашей экскурсии: "Письма на снегу" Как вы думаете, о каких письмах идет речь, и кто пишет эти письма? Конечно, никаких писем нет, а есть следы зверей. Наверно, вы все равно хотели бы, пойди сами в экскурсию, но надо учесть то, что следов диких животных можно увидеть в лесу, где нет домашнего скота, а нашей селе, почти все жители держат скот и близлежащие территории вытоптаны скотом просто невозможно, увидеть другие следы. Поэтому, я, договорив, с главным охотоведом нашего кожууна Донгак Мергеном Ынгар-ооловичем ездили в лес, где нет домашнего скота, и приготовили экскурсионные материалы, т. е сфотографировали следы животных.

Давайте посмотрим, что мы увидели в лесу. (Презентация урока)

Учитель: Итак, мы посмотрели презентацию, а если хотите стать настоящими следопытами этого недостаточно. Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения. Как же научиться распознавать следы животных?

И еще нужно уметь определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей.

С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока - задняя стенка и выволока - передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. 

Походка зверя, или аллюр его передвижения, сводится к двум типам: медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь) и быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер). 

Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.

Задание: Сейчас нарисуйте, пожалуйста, следы зверей и покажите стрелками направление. У вас есть рисунки можете пользоваться этими рисунками.

(Приложение)

III. Закрепление. После задания группы защищают свои домашние задания: (групповые задания учитель дает заранее)

  • 1 группа: "Семейство Собачьих"
  • 2 группа: "Семейство Зайцеобразные"
  • 3 группа: "Редкие и исчезающие виды животных, обитающих в нашей республике"

IV. Итоги урока. После экскурсии оценки получат все ученики, которые активно участвовали.

V. Задания на дом: Закончить оформление экскурсии, и работать над дополнительной литературой.