Семинар-практикум для родителей "Общение с ребенком в семье как диалог. Для чего?"

Разделы: Работа с родителями


Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка, сотрудничая с ним. Познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.

Ход семинара-практикума

1 часть. Вступление.

Знакомство. Цель: знакомство участников друг с другом.

Знакомство проходит по кругу. Начинает знакомство ведущий семинара-практикума. Называет свое имя и на первую букву своего имени говорит прилагательное, которое ему соответствует. Каждый по кругу делает то же самое.

Упражнение «Сами с усами». Цель: стимуляция поведенческих реакций; интеллектуальная разминка; снятие психоэмоционального напряжения.

Ведущий предлагает участникам на время побыть в роли маленьких детей, которые любят отвечать на разные вопросы взрослых хором, быстро, импульсивно и не задумываясь над правильностью ответа. Главная установка ведущего состоит в том, что «Любой ответ будет правильным, главное – быстрое реагирование на заданный вопрос».

По сигналу ведущего участники семинара-практикума очень быстро, громко и хором отвечают на следующие вопросы (Приложение 1).

Обсуждение. Цель: пробуждение собственных чувств, эмоций, спонтанных поведенческих реакций на разные ситуации, осознание внешних, внутренних стереотипов, которые мешали и которые помогали в работе.

Ведущий: Предлагаю озвучить правила, которыми мы будем пользоваться во время семинара-практикума.

  1. Доверительный стиль общения (обращение друг к другу по имени на «Вы», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
  2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
  3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...».
  4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы
  5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).

2 часть. Основная.

Объявление темы семинара-практикума: «Общение с ребенком в семье как диалог. Для чего?».

Упражнение «Эффективность общения». Цель: подчеркнуть важность о том, что общение будет эффективным, если будет проходить в форме диалога.

Участники семинара-практикума с помощью метода мозгового штурма определяют, что такое общение, средства, структура, условия, необходимые для эффективного взаимодействия между родителями и детьми, между всеми членами семьи. Одним из условий оказывается общение-диалог. В чем ценность общения-диалога?

Упражнение «Закончи предложение»

Ведущий предлагает закончить фразы.

  1. Общение – диалог позволяет ребенку…
  2. Общение – диалог основано на понимании…
  3. Общение-диалог – это значит предлагать ребенку…
  4. В диалоге взрослый не «судья» ребенку, а ….
  5. Взрослому важно почувствовать в общении с ребенком…

Мини-лекция «Техники активного слушания». Цель: познакомить родителей с техниками активного слушания.

Ведущий: Общение-диалог реализуется с помощью ряда коммуникативных техник, таких как «активное слушание», использование «Я-сообщений», разрешение конфликтных ситуаций.

Понять ребенка, другого человека в общении, например, когда он сердит, обиделся, раздражен или когда вы раздражены очень сложно. Но есть метод, который получил название «активное слушание». Этот метод (технику) разработал известный гуманистический американский психолог Карл Роджерс. Он назвал его «эмпатическим слушанием», то есть сочувствующее слушание.

Смысл заключается в том, чтобы «возвращать» ребенку (взрослому) в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Но для того, чтобы слушать другого человека, который находится в несколько дискомфортном состоянии вам нужно быть спокойным, т.е. владеть пространством общения.

Есть несколько правил активного слушания:

  1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно так же чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету и пр. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и слышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.
  2. Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

Родитель: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

- А что случилось?

- Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчение, во втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле это может быть совсем не так, и родитель, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза оформления как вопрос, не отражает сочувствия.

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительная, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает «Ничего!», а если вы скажите «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

  1. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
  2. В вашем ответе так же иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ родителя в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз

Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

Родитель: Не хочешь с ним больше дружить (Повторение услышанного).

Сын: Да, не хочу.

Родитель (после паузы): Ты на него обиделся (Обозначение чувства).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспринимает повторение слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. В нашем примере слово «водиться» родитель заменил словом «дружить». Практика показывает, что если вы даже используете фразы, но при этом точно угадываете переживания ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Хочу отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ей овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислю их.

  1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
  2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
  3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Вы познакомились с тремя положительными результатами, которые можно обнаружить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы.

Однако постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения, более общего характера:

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Второе: изменение касается и самих родителей. Они обнаруживают, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо.

Упражнение «Слушать чувства» Цель: тренировка навыка отражения чувств (Приложение).

Инструкция: «Дети сообщают взрослым намного больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат чувства. В левой колонке вы найдете некоторые типичные ситуации и сообщения ребенка. Прочтите каждое сообщение внимательно, стараясь услышать выраженные в них чувства. Справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Это может быть одно или несколько чувств – напишите все основные чувства, которые вы услышали в данном сообщении. После этого, запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребенка, обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает». Примечание. Правильные ответы к этому упражнению в конце выполнения задания (раздаются после выполнения упражнения).Время выполнения 3-5. минут (Приложение 2).

Обсуждение. Что помогало и что мешало в выполнении упражнения?

Обобщение. Очень важно уметь слушать собственные обращения к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями.

Просмотр мультфильм «Маша и медведь» Серия «Лыжню!»

Вопросы для обсуждения:

Как можно расценить поведение ребенка: это шалость или проступок?

Сформировано ли у ребенка дошкольного возраста умение предвидеть результаты своих действий?

Каковы мотивы поведения ребенка?

Как взрослому лучше вести себя в этих ситуациях?

Обобщение: Не умея предвидеть результаты своих действий, дошкольники часто не относят их последствия к себе. Это не намеренное искажение действительности, а следствие того, что процесс и результат деятельности не осознаются пока как взаимосвязанные.

Может возникнуть вопрос «А как же быть вам с вашими собственными переживаниями?»

Для начала необходимо уяснить, о каких ситуациях идет речь. Скорее всего о тех, где больше переживает родитель. Давайте представим эмоции родителя и ребенка в виде двух «стаканов».

Когда больше переживает ребенок, его «стакан» полный, родитель же относительно спокоен, уровень в его «стакане» низкий.

И другая ситуация наполнен эмоциями родитель, ребенок же особенно не переживает.

Пример ситуации второго типа.

Подходя к дому, вы встречаете собственного ребенка: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются, вам же неприятен вид ребенка и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает, он прекрасно провел время, а сейчас рад встрече с вами.

Итак, что же делать в подобной ситуации, а именно когда родителя переполняют эмоции?

Может показаться парадоксально, но если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия. Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Вернемся к нашему примеру. Ответ может быть таким: «Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей».

Заметьте, это предложение содержит личные местоимения я, мне. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я-сообщения».

Кто-нибудь из родителей мог бы сказать иначе: «Ну что у тебя за вид?». В этом высказывании используется местоимение ты. Такое высказывание называется «Ты-сообщение».

На первый взгляд разница между «Я-« и «Ты-сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка.

«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением»:

  1. Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось полностью свои эмоции подавить нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается все наоборот: вместо мира – война.
  2. «Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать. Это производит неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее.
  3. Когда мы открыты и искренне в выражении своих чувств, дети ставятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
  4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – они начинают учитывать наши желания и переживания.

Научить посылать «Я-сообщения» непросто, так же как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок.

Одна из них состоит в том, что иногда, начав «Я-сообщение», родители заканчивают «Ты-сообщением». Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!»

Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные высказывания, неопределенные местоимения, обобщающие слова. Например: «Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками».

Следующая ошибка вызвана боязнью выразить чувство истинной силы.

Например, если вы приходите в ужас при виде сына, который бьет по голове кубиком своего младшего братишку, то в вашем восклицании следует выразить силу этого чувства. Фраза: «Мне не нравится, когда мальчики так делают», - здесь никак не подходит, ребенок почувствует фальш.

Упражнение «Выбор ответа, который больше всего соответствует «Я-сообщению». Инструкция: «Выберете из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению» (Правильные ответы раздаются в конце выполнения задания). (Приложение 3)

Обсуждение: Мы говорили о том, что делать, когда отрицательные чувства у нас уже возникли. Но можно подумать о другом: как уменьшить саму возможность появления таких чувств.

Предупреждение конфликтных ситуаций:

  1. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке (пример про полуторагодовалого малыша).
  2. Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка (пример про четырехлетнего ребенка с бидоном).
  3. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка (пример про подростка).

Когда ребенок стоит перед реальным испытанием, ему легче сделать выбор, если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве. «Я-сообщение» не даст ему повода сделать «назло», по-своему, совершить поспешный, необдуманный поступок.

3 часть. Заключение.

Завершая встречу, подчеркнуть мысль о том, что используемые в практике семейного воспитания способы общения-диалога не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимоотношения с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Цели более далекие и гораздо более общие. Скорее наоборот: запреты, угрозы, шлепки, принуждения позволяют быстрее получить результат! Только какой? Право выбора остается за каждым из нас!

Ведущий просит каждого родителя продолжить предложение «Сегодняшняя встреча для меня…»

В конце встречи родителям раздаются буклеты (Приложение 4).

Список литературы:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Карапуз, 2002.
  2. Гриппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ : Астрель, 2007.