Окружающий мир 4-й класс. Тема урока: "Природные зоны России. Зона арктических пустынь"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Один человек – у карты пересказ, два человека – тест (Приложение 1).

3. Итог: на каком материке расположена Россия? В каких тепловых поясах расположена территория России?

Дать характеристику холодного пояса.

Учитель: Огромный размер территории и климатическое разнообразие позволяют условно разделить территорию страны на природные зоны.

Вспомните характеристику природной зоны.
Смена природных зон происходит с севера на юг.
Почему? (Изменение количества света, тепла, влаги.)

4. Сообщение темы урока

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов. (Приложение 2).

Слайд 1. Карта «Природные зоны России». (Арктика. Зона арктических пустынь).

Слайд 2, 3. Географическое положение: Северный ледовитый океан, его моря, о.Врангеля, Новосибирские о-ва, Северная Земля, Новая Земля, Земля Фр.Иосифа.

Неживая природа: Солнце не показывается из-за горизонта. Длинная полярная ночь. Температура – 50 градусов по Цельсию. Холодный ветер, пурга, снежные бури и т.д. Очень короткое лето. Полярный день, но косые солнечные лучи, скользящие по поверхности, плохо прогревают землю. Лишь прибрежная часть островов освобождает ото льда.

Слайд 4. Немногие растения приспособились к жизни в таких условиях. Задание детям: открыть учебник (Е.В.Саплина и др. «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях стр.55), самостоятельно прочитать о приспособленности растений, найти доказательство, что лишайники – особые живые существа.

Ответы детей.

Слайды 5–7. Животные. Приспособленность животных к жизни в арктических пустынях.

Слайд 8. Арктика и человек. (Суровые условия – коренного населения нет. На островах научные станции изучают природу. Охота и рыболовство).

Учитель: подумайте и скажите, какая экологическая проблема существует в данной зоне?

Слайды 9–13. Заповедник на острове Врангеля. Красная книга России.

5. Физкультминутка

6. Слайды 14–21. Кроссворд. (Приложение 3)

Учитель: прочтите по вертикали название самой северной природной зоны России.

Слайд 22. Ответим на вопросы «Помогайки».

Учитель: Каждую природную зону мы будем описывать по плану. (Приложение 4). У каждого из вас лежит карта исследования природной зоны. Используя текст учебника, увиденное и услышанное на уроке, самостоятельно заполните карту.

7. Самостоятельная работа

8. Выборочная проверка

9. Комментарий к домашнему заданию

Учебник стр.51–55 прочитать, рассказ о природной зоне по плану, рабочая тетрадь стр.51. Задание № 103, 104.