Формирование аудитивных навыков в обучении французскому языку как второму иностранному. Тема: "Париж". 8-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 8


Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой сложную аналитико-синтетическую работу, успешность которой зависит с одной стороны от самого слушающего (от степени развитости его слуха и памяти, от наличия интереса и вниманияодной стороны от самого слушающего ()который представляет собой сложную аналитико-синтетическую работу, успешность которой зави) и с другой стороны от условий восприятия и от лингвистических особенностей, от сложности речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся.

Аудирование входит в первую содержательную линию, определенную ГОСтом, – это коммуникативные умения и навыки, которые вместе с языковыми и социокультурными ЗУНами составляют основу коммуникативной компетенции, что является целью обучения иностранным языкам. ГОСт требует достижения элементарной коммуникативной компетенции в области аудирования, наряду с говорением и письмом.

Аудирование, как самостоятельный вид речевой деятельности предполагает восприятие на слух и понятие текстов с разной глубиной и точностью понимания (аудирование с полным и основным пониманием содержания).

Обучение аудированию проходит в три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. И именно в такой последовательности хотелось бы продемонстрировать работу по обучению аудированию учащихся при изучении темы “Париж”.

1. Предтекстовый этап (этап подготовки учащихся к восприятию аудитекста).

Задача: подготовить учащихся к восприятию текста и снять лексические трудности, которые могут встретиться в тексте.

Учителем предъявляется ученикам небольшой рассказ о связях России и Франции. “Францию и Россию издавна связывают крепкие узы. Прекрасный город Париж и Санкт-Петербург очень схожи. Во Франции есть много мест, которые напоминают о России, о дружбе между двумя странами. Вы, наверное, знаете, что Париж ранее был местом русской эмиграции, куда стекались светлые умы нашей Родины: это и писатели, и поэты, и ученые и артисты. Нет, наверное, ни одного поэта, который не упомянул бы в своих строках о Париже.

Маяковский писал: “Я хотел бы жить и умереть в Париже. Если б не было такой земли – Москва””.

У детей на партах лежат карты Парижа. Учитель предлагает посмотреть на карту и рассказывает о том, что Париж пересекает река Сена, через которую перекинуто 33 моста, каждый из которого имеет свое имя и свою историю.

Детям задается вопрос: Quels ponts y-a-t-il à Paris? Ученики, найдя на карте мост, называют его.

Затем учитель говорит: Je voudrais vous parler du pont Alexandre III. C᾿est le plus beau pont de la Seine. Son histoire est très intéressante. Regardez le tableau! Voilà les mots nouveaux:

une pierre – камень,
inaugurer – торжественно открывать,
durer – длиться,
l᾿amitié – äружба,
commémorer – увековечить.

2. Текстовый этап (аудирование текста).

Задача: совершенствование механизмов аудирования иноязычной речи с полным пониманием содержания текста.

Учитель: “Maintenant, écoutez l᾿histoire du pont. Ecoutez attentivement!

La construction du pont a commencé en 1896. Le tsar Nicolas en a posé la première pierre. Il lui a donné le nom de son père. Le pont a été inauguré en 1900. Sa construction durait 4 années. Il a voulu commémorer l᾿amitié entre la France et la Russie.

A l᾿entrée du pont on peut voir deux allégories de la Seine et de la Néva. Il est orné de statuts de bordures, de guirlandes en pierre”.

3. Послетекстовый этап.

Задача: проверка понимания прослушанного.

Учитель: “А теперь послушайте задание. Перед Вами лежат предложения на русском языке из прослушанного текста, но они разбросаны в разброс. Ваша цель: напротив каждого предложения проставить номер, то есть указать порядок их в тексте”.

В качестве контроля взят текст. Ученикам даны предложения из текста в разброс на русском языке в двух вариантах языке.

Учитель еще раз, но уже медленнее (с интервалом в 10 секунд между предложениями) читает текст, а ученики выполняют задания.

1. La construction du pont a commencé en 1896.

2. Le tsar Nicolas en a posé la première pierre.

3. Il lui a donné le nom de son père.

4. Le pont a été inauguré en 1900.

5. Sa construction durait 4 années.

6. Il a voulu commémorer l᾿amitié entre la France et la Russie.

7. A l᾿entrée du pont du pont on peut voir deux allégories de la Seine et de la Néva.

8. Il est orné de statuts de bordures, de guirlandes en pierre.

Тексты, данные ученикам:

I вариант.

1. Царь Николай II заложил первый камень.

2. Строительство моста началось в 1896 году.

3. У входа на мост можно увидеть две аллегории Сены и Невы.

4. Он дал ему имя своего отца.

5. Мост был торжественно открыт в 1900 году.

6. Он украшен статуями, бордюрами, каменными гирляндами.

7. Он хотел увековечить дружбу Франции и России.

8. Строительство длилось четыре года.

II вариант.

1. Он дал ему имя своего отца.

2. Строительство длилось четыре года.

3. Царь Николай II заложил первый камень.

4. Он хотел увековечить дружбу Франции и России.

5. Он украшен статуями, бордюрами, каменными гирляндами.

6. Мост был торжественно открыт в 1900 году.

7. У входа на мост можно увидеть две аллегории Сены и Невы.

8. Строительство моста началось в 1896 году.

После выполнения теста ученики сдают работы учителю.

В качестве контроля нами был выбран тест, но возможны и другие виды проверки понимания прослушанного: пересказ на родном или иностранном языках, ответы на вопросы, подбор картинок к тексту, выбор предложения с основной мыслью и другие.