Декоративно-прикладное искусство. Ярмарка народных промыслов

Разделы: МХК и ИЗО


ЦЕЛЬ: Расширить кругозор учащихся по данной теме. Познакомить с видами народных промыслов. Развить интерес к народному искусству.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: Разбудить интерес к народным промыслам своей Родины.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: Расширить и закрепить знания учащихся в области декоративно-прикладного искусства.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: Формирование эстетического чувства путем развития интереса к древним народным промыслам, к русской народной музыке.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Развить познавательный интерес, внося в содержание семинара игровые элементы, творческий подход к подаче материала.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • Книги по декоративно-прикладному искусству
  • Изделия из глины, дерева, кружева, вышивки и различные поделки.
  • Музыкальное оформление (русская народная музыка)

ХОД УРОКА

Вход - Звучит русская народная песня “Корабейники”

Страна богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни. Многие виды народных промыслов широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

  • Палех,
  • Мстерская миниатюра,
  • Матрешки из Полхова и Майдана,
  • Богородская игрушка,
  • Жостовские подносы,
  • Городецкая роспись, Ивановские платки,
  • Оренбургские платки.
  • Гжель
  • Вологодские кружева
  • Дымковская игрушка
  • Ростовская финифть и т.д.

В изделиях народных мастеров - в дереве, глине, камне, на ткани -оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд.

Секреты ремесел, их техника передавались из рода в род на протяжение многих поколений. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа. В каждом ремесле вырабатывались свои особые приемы, своя техника.

В каждом доме “живут и служат” различные предметы и если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно- прикладного искусства. Декор (французское слово) - украшение. Прикладное - означает, к чему приложено умение.

Например, стоит на столе коричневый кувшинчик. В нем можно хранить молоко, а можно поставить в него цветы. Он служит как предмет обихода и вместе с тем может просто украшать интерьер.

Если порыться в старых бабушкиных сундуках, то можно найти много интересных вещей.

В России почти не было таких интересных мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь видом прикладного искусства.

Сидя при лучине долгими вечерами плели тонкие кружева вологодские кружевницы. Узоры напоминали разные картинки природы.

Музыка в её различных формах играла большую роль в жизни славянских народов. Об этом свидетельствуют многие греческие, римские и византийские исторические и литературные памятники. Особенно отмечается в них любовь славян к пению, их называли “песнелюбцами”. Песни были у славян спутниками трудов и повседневного быта.

ЯРМАРКА НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ.

Звучит русская народная музыка

ПЕТРУШКА - “На ярмарку много мастеров приехало, самые лучшие товары привезли. Откуда приехали, гости дорогие?” ВСЕ “Из разных краев”

ПЕТРУШКА - “Какие у вас товары? Покажите и расскажите о своем мастерстве”

Первый рассказ. “Глиняных дел мастера ”

С давних времен глина служила человеку. Еще в доисторические времена люди делали из глины горшки и кувшины. Постепенно научились обжигать эти сосуды, чтобы они были прочнее и не пропускали воду.

Сначала посуду плели из прутьев, обмазывали глиной и клали в огонь. Плетенка сгорала, а обожженная глина оставалась. Позднее придумали “спиральный способ”. Из глины сначала лепили длинные “колбаски” (дети делают из пластилина), укладывали спиралью, получалось дно, далее из “колбасок” делали стенки сосудов. Затем помещали в огонь - готово. Можно напивать в сосуд любую жидкость.

С появлением гончарного круга, стали делать больше посуды. В центре гончарного круга гончар клал “размягченный” и из него лепил кувшин или миску. Круг все время вращался, так гончару было легче сделать сосуд правильной формы. Вроде просто, но для такого дела нужна сноровка, (показать наглядно изделия из глины).

При раскопках V-IVвв, до нашей эры славились своими игрушками из глины Греция и Рим. Славянские поселения с VI - VIII века н.э. (археологические раскопки) также находят фигурки из глины.

В ХП-ХШ вв. - игрушки изготовлялись уже в мастерских. В России игрушки делались вручную, несколько дней сушили и обжигали в печи. В каждой местности глиняные кони-птицы приобретали свой особый вид.

Курские, орловские, тульские и воронежские игрушки лепили из белой глины, обжигали и расписывали. Касимовские, городецкие и дымковские игрушки лепились из красной глины, которую перед росписью забеливали и уже, потом расписывали яркими красками и поливали свинцовой глазурью. В Туле, Вятке и Курске лепили и красили нарядную барыню и кавалера.

На севере в Кргаполье, где жили земледельцы, делали фигурки крестьян, коров и лесных зверей. Одной из самых замечательных мастериц русской глиняной игрушки была Ульяна Бабкина. Её любимый герой - сказочный богатырь “Полакан”. Он наполовину бравый генерал, грудь крепка, лицо круглое, с окладистой бородой, щеки румяные, туловище, словно у коня. Вместо ступни золотые копыта, на груди ясно солнышко сияет, (иллюстрация из книги)

В слободе Дымково - под Вяткой - делали дымковскую игрушку. Раскрашивали ярко, иногда сусальным золотом. Изображали всадников, дам, щеголей, лепили мастерицы и животных фантастических и реальных. Живо, без предварительных эскизов наносились узоры. От чистых уральских снегов, от пригожего солнышка, от сердца и удали народной, ведет свою родословную дымковская игрушка, (иллюстрация)

ПЕТРУШКА - “А игрушки ваши, что умеют делать?”

Ребята немного посвистели на своих игрушках.

Петрушка подходит к следующим мастерам.

ПЕТРУШКА - “За этим столом молодушки делают очень тонкую работу. Чем вы заняты?”

Звучит песня “Вологодские кружева” - русская народная песня Вологодской обл. в исполнении группы девочек.

Второй рассказ  “Кружевница”

1. Вологодское кружево напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ. Промысел существует с первой четверти XIX столетия, а истоке его - в глубине веков. Народная песня поется сердцем и, поэтому передаваясь из поколения в поколение, всегда выглядит свежей, обновленной, как будто родилась она сегодня.Так и вологодские кружева

изначально возникают в душах мастериц. Теплые девичьи и женские руки передают им неповторимость живых человеческих чувств.

Плетение кружев требует художественной одаренности, терпения и сноровки. Вологодские кружева создаются с помощью коклюшек - палочек с утолщением на одном конце, с шейкой - пуговкой на другом. Как и прежде вологодское кружево вносит в нынешний интерьер благородство, сердечную теплоту, радует взор, настраивает на добрые думы.

На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Её выполняли- льняными, шерстяными, шелковыми (разноцветными) металлическими, золотыми, серебряными нитями, волосом, драгоценными камнями, монетами, для царской семьи и богатых людей.

Например, в курганах IX- XII вв археологи находили части древней одежды, украшенные сверкающими золотыми узорами. Народная вышивка была связана с народными традициями, обычаями и обрядами. Каждая вещь имела свой особый характер украшения - птицы, цветы, животные - геометрические фигуры. Вышивали двумя способами - гладью и крестиком.

ПЕТРУШКА -  “Ай да, девицы-красавицы, вы не просто мастерицы, а и поете ладно”

Подходит к следующим мастерам.

Третий рассказ “Деревянных дел мастера ”

  • Резьба по дереву наиболее древний вид прикладного искусства. Было создано множество его видов :
  • Объемная резьба (Богородская игрушка)
  • Резьба рельефная — её можно увидеть на окнах старинных домов (иллюстрация)
  • Скульптурно-корабельная - украшали в прошлые века роскошные парусники. В наше время в яхт-клубе на Амуре построили парусник “ОРЕЛ” и украсили его под старину (иллюстрация).
  • Контррельефная резьба её можно встретить на старых пряничных досках - штампах.

Широко распространена в России деревянная игрушка. Делали её из березы и липы, осины и сосны. В Архангельском Поморье, Печоре, Кирилове, Городце вырубали топором птичек, куколок, повозки с седоками и др. В Северном Посаде вырезали ножом, а потом раскрашивали фигурки барынь и гусаров, и солдат и т.д. Делали разные макеты монастырей и церквей.

Давно это было - 200 лет назад в селе Богородском. Зимой вечера длинные, темные. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды мать захотела сделать игрушку детям . Из соломы - сломают, из теста - засохнет и сломается. Взяла она полено из- под печки. Топором и ножиком вырезала куклу. Дети игрушке были рады. Стали игрушки на продажу делать, так дело и пошло. В чем тут секрет? А секрет в умелых руках мастера, в его зорких глазах художника. Обычную деревянную чурку превратить в сказочную игрушку.

Богородские мастера оставляли свои игрушки не раскрашенными. Работали часто целыми семьями. Каждый мастер резал свою фигурку. Один – “кузнецов” - двинешь палочку - ударит наковальня, двинешь другую –“медведь” молотом стукнет. Другие мастера приводили свои игрушки в движение при помощи нитки и подвеса (показ игрушек и иллюстрация).

В Загорске развилось производство точеных на станке, а потом расписанных кукол-матрешек. Первая из них появилась более 100 лет назад. Её автором был известный художник Малютин. Она похожа на простую крестьянку, в шитой рубахе и в сарафане.

Хохлома резалась в селе Семеново Нижегородской области в XVII веке. Декоративная роспись украшает деревянную посуду и мебель. Тонкий расписной растительный узор, выполненный красным и черным, а порой и зеленым тонами и золотом по золотистому фону. Основной узор “травка” с ягодками и листочками. Хохлому чаще всего делали из липы.

Звучит песня “Хохломская роспись” из сюиты “Музыка русских народов” музыка Ю.Чичкова, сл.П.Синявского

Путь к такому чуду долог и сложен.

Деревянная форма “бельё” - сушат в камерах (в народе этот вид называют бить “баклуши” Покрывают масляным грунтом для ровного нанесения красок. Вновь сушат, затем оштукатуривают вручную.

Теперь очень важный момент - олифление 3-4 раза. Олифа должна очень хорошо пропитать дерево.

Наконец - “олужение” - мягким тампоном наносится алюминиевая крошка. Она должна лечь плотно и ровно. Серебряная вещь поступает в роспись. Существует два вида росписи : фоновая - сначала рисунок, затем закрашивают черным или красным фоном; верховое - по серебру накладывают рисунок.

ПЕТРУШКА - “Много интересного вы рассказали и показали. С такими игрушками и жить веселее. Душа после работы отдыхает, становится добрее, глаз веселит”.

Подходит к последним мастерам.

“А у этого стола тяжко просто стоять, слюнки текут, товар в рот просится ”

Звучит попевка о пирогах и пряниках

Четвертый рассказ - “Сладких дел мастера”

Необычные игрушки из теста делали своим детям и внукам наши предки. В канун Нового Года стряпали они из теста “козули” - фигурки коров, бычков, овец и домашних птиц. Пекли “козули” из черной и белой муки, добавляли яйца, сахар, пряности, украшали цветной глазурью. В глазурь добавляли естественные красители : сок петрушки, свеклы и т.д.

Перед вами настоящие “козули”, привезенные из архангельской области. Только что испеченные их выставляли всем на показ, на подоконник. А вечером раздавали детям : мальчикам - бычка, девочкам - коровку. Такие же съедобные игрушки делали у всех славянских народов.

В настоящее время печатные пряники выпекают и в Москве, в Вязьме, в Орле, в Городце, в Туле. Наряду с металлическими формами на кондитерских фабриках продолжают использовать деревянные резные матрицы. Создают матрицы вручную мастера-резчики.

ПЕТРУШКА “Что, славные лотошницы, нам скажете, что нам покажете? Давно уже пора на ярмарке погулять, свои товары показать. Ведь у хорошего товара не бывает накладу”

1-й лотошник

Тары–бары – раста-бары, есть хорошие товары
Не товар, а сущий клад - забирайте нарасхват.

Подходит к сладкому столу

Ай, да пироги! Эти пироги сам Иванушка пек!
Сколь горяч - губки жжет.
Одно масло к ручкам льнет!
С сахарным примесом, с полпуда весом!

2-й лотошник

Становитесь вряд,
Выбирайте подряд
Дудки, хлопушки,
Бубны, погремушки.

Красиво - приятно,
Для всех занятно!
Стаю на краю,
Чуть недаром отдаю.

За загадки и шутки,
За песни, прибаутки”.

ПЕТРУШКА - “А как дорог ваш товар ”

1-й лотошник – “А у меня, кто шутку скажет, песню споет, тот любой товар берет”

Звучит русская народная песня “Во кузнице” исполняет весь класс. Лотошник раздает конфеты… Далее звучат шутки и прибаутки.

Есть время работать - есть веселиться.
Когда живется весело, и работа спорится.
Кто умеет веселиться, того и горе не боится.
Не бойся того, кто песни поёт, а бойся того, кто дремлет.
Веселому и одному не скучно.
От радости и старики молодеют.
Пели, пели, да есть захотели.

2-й лотошник -  “А у меня, кто спляшет, тот самую лучшую игрушку возьмет”

Исполняется русский народный танец.

ПЕТРУШКА - “ Торгуют они честно - всей Москве известно.

Товар не продают, а только даром отдают-За загадки и за шутки, за песни-прибаутки”

Приглашаем на чаек, чем богаты, тем и рады!

Выход. Звучит русская народная музыка.