Повторение изученного о сложноподчиненном предложении. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели:

отработка умений:

  • находить теоретические понятия, связанные с изученной темой, и определять их место в системе сложноподчинённых предложений;
  • различать изученные виды придаточных предложений;
  • правильно ставить знаки препинания;
  • схематически изображать предложения;
  • составлять и употреблять в письменной речи сложноподчинённые предложения.

Ход урока

I. Интеллектуальная разминка.

(Слайд 1) Презентация

Решите лингвистический кроссворд.

По вертикали:

  1. Знак, разделяющий главное и придаточное предложения в составе сложного. (Запятая)
  2. Способ связи главного и придаточного предложений. (Подчинение)
  3. Расстановка знаков препинания (по-научному). (Пунктуация)
  4. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетания и предложения. (Синтаксис)
  5. Одно из средств связи между частями сложноподчинённого предложения. (Союз)
  6. Независимое предложение в составе сложноподчинённого. (Главное)

По горизонтали:

  1. Часть сложноподчинённого предложения, к которому задаётся вопрос. (Придаточное)

II. По последнему слову кроссворда сформулируйте тему урока.

(Слайд 2)

Попробуйте определить цели урока. (Слайд 3)

III. Погружение в тему.

(Слайд 4)

1. Запишите номера понятий, связанных с темой «Сложноподчинённые предложения».

(1)СПП, (2)сочинительный союз, (3)придаточное предложение, (4)тоже, (5)ССП, (6)что, (7)подчинительный союз, (8)главное предложение, (9)союзное слово, (10)придаточное изъяснительное, (11)соединительные союзы, (12)указательное слово, (13)придаточное определительное, (14)части равноправны по смыслу, (15)общий второстепенный член, (16)косвенный вопрос, (17)придаточное условное, (18)несмотря на то что; (19)не только – но и; (20)противительный союз

Ключ: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 17, 18 (Оценить)

«5» – без ошибок
«4» – 1–2 ошибки
«3» – 3–6 ошибок

2. Лингвистическая задача: найдите и объясните разницу в предложениях. (Слайд 5)

  1. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы.
  2. Я не знаю, когда мы увидимся.
  3. Письмо пришло, когда его уже никто не ждал.

(Первое предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; когда – союзное слово.

Второе предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; когда – союзное слово.

Третье предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным времени; когда – союз.)

Рассказать, чем отличаются союзы от союзных слов. (Слайд 6)

3. Повторение придаточных определительных. (Слайд 7)

Задание: из предложенных пар выписать только предложения с придаточными определительными, расставить запятые. (Оценить)

А

  1. Надо поймать тот час когда косые лучи начнут прониз..вать лес.
  2. Алексей почувствовал себя (по)настоящему здоровым когда распустилась сирень.

Б

  1. Мне пр..помнилась нынче собака что была моей юности друг. (С.Есенин)
  2. Я знаю что ничего не знаю. (Сократ)

В

  1. Ей снится буд(то) (бы) она идёт по снеговой поляне.
  2. Тот кто огонь выж..гает огнём обычно остаё(т, ть)ся на пепелище.

Г

  1. Ночная птица вылетевшая из кустов бе..шумно пронеслась над головой охотника.
  2. Ночная птица которая вылетела из кустов бе..шумно пронеслась над головой охотника.

Один ученик у доски по карточке составляет схемы придаточных определительных.

Затем осуществляем проверку, сопоставляя выбранные предложения со схемами на доске.

«Юность» – лексическая работа. Ученица представляет проект «Энциклопедия одного слова» (Слайд 8)

4. Повторение придаточных изъяснительных. (Слайд 9)

Задание: соберите рассыпавшиеся предложения. (Работа в парах) (Оценить)

  1. Мой, самый, сказали, мне, что, удачный, ответ. (косвенное сообщение)
    Мне сказали, что мой ответ самый удачный.

  2. Не, чтобы, потребовал, ему, отец, мешали.
    Отец потребовал, чтобы ему не мешали. (косвенное побуждение)

  3. Спросила, не, мы, проголодались, бабушка, ли.
    Бабушка спросила, не проголодались ли мы. (косвенный вопрос)

5. Физминутка (Слайд 10)

6. Повторение придаточных обстоятельственных. (Слайд 11)

Задание: соотнесите предложения с типом придаточного (Слайд 12) (Оценить)

1. Оттуда, где была река, веяло сыростью.
2. Верить хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека.
3. Окно завесили шторою,чтобы свет не беспокоилбольного.
4. Хороши летние дни, хотя охотники их не любят.
5 .Когда деревенское стадо возвращалось домой, слышались озвончё(,нн)ые тишиной ласковые голоса хозяек.

Укажите, какое средство выразительности используется в последнем предложении.

1. Олицетворение.
2. Сравнение.
3. Оксюморон.
4. Эпитет.
а) придаточное времени
б) придаточное уступки
в) придаточное цели
г) придаточное причины
д) придаточное места

1 – д
2 – г
3 – в
4 – б
5 – а

Оценить:
«5» – 5
«4» – 4
«3» – 3

7. Схематический диктант. (Слайд 13) (Оценить)

Задание: не записывая предложений, начертите их схемы, определите вид предложений.

  1. Если бы исход войны можно было предвидеть, прекратились бы всякие войны. (Обст. условия)
  2. Мы никогда не помним по весне о том, что осень подойдёт. (Изъясн.)
  3. Человеку, который сам ничего не знает, не о чем рассказывать людям. (Определит.)
  4. Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая дуплистая черёмуха. (ССП с общим второст. членом)
  5. Мне сказали, что это самое высокое место в городе, откуда можно увидеть море. (Изъясн., опред. ; последовательное подчинение)

8. Готовимся к ГИА. (Слайд 14)

Задание: выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. (Оценить)

  1. Когда я первый раз увидел книгу Александра Грина, (1) то, (2) естественно, (3) подумал, (4) что Грин иностранец. (1, 4)
  2. Помню,(1) я открыл её, (2) стоя около киоска, (3) где купил, (4) и читал не отрываясь, (5) пока не прочёл до конца эту причудливую, (6) как сон, (7) необыкновенную повесть. (3, 4, 5)

«5» – 5 цифр

«4» – 4 цифры

«3» – 3 цифры

9. Рефлексия.

10. Составить текст (рассуждение) на лингвистическую тему: «Разделы науки о языке». (Слайд 15)

11. Домашнее задание:

  1. повторить параграфы 6-8;
  2. упражнение 128 (1-6) – списать, выполнив задания; составить схемы предложений №2, №5;
  3. из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выписать по 2 предложения с разными видами придаточных.

Карточка (к п. 3)

  1. Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
  2. Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг.
  3. Тот, кто огонь выжигает огнём, обычно остаётся на пепелище.
  4. Ночная птица, которая вылетела из кустов, бесшумно пронеслась над головой охотника.

Ответы учеников (п. 9)

Мы должны хорошо знать морфологию, потому что от знания частей речи зависит письменная грамотность человека. Чтобы не ошибиться, например, в употреблении мягкого знака после шипящих, мы должны уметь определять склонения существительных, видеть краткую форму прилагательных, различать различные формы глаголов. Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. Слова понадобились человеку, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Это означает, что они отражают мысли людей. Следовательно, изучать лексику просто необходимо.

Известный лингвист Г. Степанов утверждал, что грамматика показывает, как люди думают. Чтобы понять смысл этой фразы, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений.

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается строение слова и способы образования слов. Знать морфемы просто необходимо, во-первых, чтобы не ошибиться, например, в написании приставки рас- и корня –рос-, а во-вторых, чтобы правильно определить члены предложения при переходе одной части речи в другую (столовая – (что?) сущ., столовая ложка – (какая? прил.). Таким образом, если я выучу словообразование, то буду грамотным человеком.

Лексику изучать необходимо, чтобы обогащать свой словарный запас. Во-первых, если я буду употреблять слова не только в прямом, но и в переносном значении, моя речь станет богаче и выразительнее. Во-вторых, знание синонимов избавит меня от ненужных повторов. Следовательно, тема «Лексика», которую мы изучаем на уроках русского языка, очень важна.

Пунктуацию изучать необходимо, потому что у знаков препинания очень важные функции. Во-первых, они помогают увидеть строение предложения, во-вторых, облегчают понимание смысла написанного. Таким образом, я считаю, что этот раздел языкознания очень важен в русском языке.

Мой любимый раздел науки о языке – синтаксис. Во-первых, когда я готовлюсь к ГИА, то безошибочно выполняю задания по замене словосочетаний одного вида на другой, например, согласования на управление. Во-вторых, мне нравится разбираться в структуре предложений, чтобы правильно расставлять знаки препинания. Следовательно, если хочешь формулировать и записывать свои мысли правильно, изучай синтаксис.

Приложение.