Коррекционно-развивающая работа на базе ИКТ

Разделы: Логопедия


Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании становится повсеместным явлением, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: Интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений. Обобщая данные педагогов-практиков и собственные исследования, можно с уверенностью отметить, что включение в коррекционно-педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи.

Активное проникновение в практику работы ДОУ компенсирующего вида информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучения, насыщенной ИКТ. Которая направлена на формирование вербальной самопрезентации и механизмов самокомпенсации при коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста, повышение общеречевой мотивации, развитие психологической базы речи и коммуникативно-познавательной потребности воспитанников, с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру.

Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:

- реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),

- реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),

- увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),

- повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),

- раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).

Положительное влияние компьютеризации на развитие дошкольников с нарушениями речи подчеркивают и многочисленные исследователи в сфере специального образования (В.П. Беспалько, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Л.Р. Лизунова, З.А. Репина и др.). Которые отмечают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают необходимыми возможностями, направленными не только на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, но и повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Кратко остановимся на раскрытии термина “информационно-коммуникационные технологии”. Если обратиться к Яндекс словарю, то получим следующее определение: “Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – комплекс методов, способов и средств (напрямую связанных с компьютером), обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. Коммуникационные технологии – определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации”.

Таким образом, соединяя понятия информационные и коммуникационные технологии проецируя их на логопедическую практику, становится ясно, что ИКТ это - современный образовательный инструмент, который в руках логопеда преобразуется в учебно-познавательную динамическую наглядность, позволяющую решить коррекционно-образовательные задачи на качественно новом уровне. Можно говорить о том, что на современном этапе развития, компьютеризация логокоррекционной деятельности, становится технической базой для реализации развивающей дидактики, системного индивидуального и дифференцированного воздействия, направленного на развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и зоны ближайшего развития.

Идея гармоничного соединения традиционных логопедических технологий с возможностями ИКТ в процессе обучения и развития детей с нарушениями речи, легла в основу программы областной экспериментальной площадки на базе МБДОУ “Детский сад комбинированного вида “Солнышко” г. Долинска. Необходимость её решения определилась, во-первых, тем, что рост числа детей имеющих вариативные нарушения речи, осложненных патохарактерологическим развитием личности, неуклонно растет. Во-вторых, своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. В-третьих, отсутствие регламентированной, научно-обоснованной и экспериментально проверенной методики использования ИКТ в коррекционно-образовательном процессе, дает новый импульс деятельности специалистов дошкольных учреждений.

В рамках практического воплощения опыта работы, разработали модель коррекционно-развивающей деятельности на базе ИКТ, в основу которой положены варианты учебных моделей авторов Ю.К. Бабанского, Н.В. Кузьмина, В.И. Гинецинского, и модель организации дошкольной логопедической службы автора О.А. Степановой. Функциональные компоненты, разработанной модели предусматривают комплексность педагогического воздействия направленного на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивающего их всестороннее гармоничное развитие. Синтезируя коррекционно-образовательные, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие аспекты компонентов модели с использованием ИКТ, сформулировали следующие методические принципы.

  • Раскрытие личностного и интеллектуального ресурса детей в продуктивной совместной и самостоятельной деятельности с использованием ИКТ, в соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями.
  • Формирование компонентов информационной культуры (развитие способностей воспринимать (читать), анализировать, оценивать содержание и смысл экранного материала), как одного из этапов решения коррекционно-образовательных задач.
  • Осуществление обогащенного развития детей (работа на разных уровнях сложности, стимулирование к более высоким результатам, освоение разнообразного содержания, создание ситуации “тренинга и развития”), с опорой на полученные раннее знания, умения и навыки.
  • Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия (“подстраивание” под реальный уровень развития ребенка: его правом воспринимать информацию на собственном познавательном языке, в соответствии с динамикой продвижения, глубины дефекта и компенсаторных возможностей ребенка, зоны ближайшего развития, самочувствия и психологического настроя), с учетом индивидуального когнитивного стиля дошкольника.
  • Организацией обогащенной структурированной коррекционно-развивающей среды с использованием ИКТ, в единстве здоровьесберегающих, специальных и дидактических компонентов (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль, положительные эмоциональные реакции, дополнительные стимулы, учет главного принципа педагогики “не навреди детству”), как одного из главных условий полноценного общего и речевого развития дошкольников.
  • Комплексный подход использования ИКТ в комфортных и здоровьесберегающих условиях (возможность не только прямого, но и компьютерно- опосредованного коррекционного воздействия с использованием резервов различных видов детской деятельности в ДОУ и семье), с целью повышения мотивации детей к речевой интенции и сокращению сроков реабилитационного периода.

Такая расстановка акцентов, послужила ядром, для построения системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет, предусматривающей взаимодействие и преемственность действий специалистов ДОУ и родителей воспитанников, с использованием современных технических средств обучения.

Система коррекционно-образовательной работы на базе ИКТ, предполагает решение следующих задач:

  • Обеспечение развивающего обучения дошкольников: всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, формирование у воспитанников психологической базы речи и личностных качеств.
  • Создание дополнительных условий психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка-дошкольника, стимулирующих их интеллектуальное и личностное развитие.
  • Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к активной и сознательной деятельности по закреплению в условиях семьи новых речевых навыков у детей.
  • Оптимизация процедуры изучения речевых и психических функций у детей.
  • Укрепление интегративных связей, объединение усилий специалистов, родителей и воспитанников в целях выравнивания речевого и психического развития детей.

Вышеперечисленные задачи позволяют повысить качество коррекционно-образовательной среды, в которую помимо материального оснащения входит “отношенческий” компонент, напрямую связанный с процессами гуманизации образования и выстраиванием взаимодействия в системе “ребенок-родители-специалисты ДОУ”.

В системе коррекционно - развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

1. Работа с детьми:

  • индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
  • подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
  • речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
  • диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

2. Работа с родителями:

  • интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
  • электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
  • консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
  • творческие недели (логопедические тренинги, организационно - деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

3. Работа с педагогами:

  • мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
  • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
  • презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
  • творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Первый блок, предусматривает работу с детьми, имеющими системное нарушение речевой деятельности. Для реализации первого направления включаем в индивидуальные логопедические занятия специализированные компьютерные технологии “Игры для Тигры” (авт. Л.Р. Лизунова) и “Мир за твоим окном” (авт. О.И. Кукушкиной, Т.К. Королевской, Е.Л. Гончаровой), поскольку они наиболее полно учитывают основные требования, предъявляемые к логопедическим компьютерным программам. Работая с вышеназванными мультимедийными пособиями, опираясь на их игровое содержание, формируем компоненты речи, развиваем память, мышление, воображение и такие личностные качества наших воспитанников, как самостоятельность, инициативность, ответственность, умение доводить начатое до конца, самооценку.

Форма специализированных занятий с использованием компьютерных технологий – индивидуальная, 1 раз в неделю при условии здоровьесбережения, поскольку дети с системными нарушениями речи имеют отклонения в состоянии здоровья и быстро утомляются. Время проведения занятий – 12-15 минут.

Примерный алгоритм структурно-временной организации индивидуального занятия:

- Организационный момент (введение: беседа, игровой момент)– 1 минуты.

- Подготовительные профилактические упражнения – 1- 2 минуты.

- Работа за компьютером - 8-9 минут.

- Физкультминутка – 1 минуты.

- Подведение итогов – 1 минут.

- Релаксационные игры – 1-2 минуты.

В зависимости от цели занятия учитель-логопед может менять его структуру (блоки). Например, можно заменить физкультминутку подвижной игрой, играми с физкультурным оборудованием, подвижными речевыми заданиями и т.д.

Включение планшетных ПК в индивидуальную логокоррекционную работу, позволяет разнообразить деятельность ребенка, сделать совместный процесс более интересным и познавательным. Основная цель работы на планшете - формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий у воспитанников.

При проведении подгрупповых и фронтальных занятий используем компьютерные презентации, в соответствии с лексической темой и планом занятия. В сюжетно-игровой форме знакомим детей с временами года, животными, птицами, профессиями, демонстрируя не только зрительные, но и воссоздавая необходимые слуховые ассоциации. Детям нравятся презентации, в которые включены ребусы, кроссворды, изографы. Интересны для ребят развивающие занимательные игровые упражнения по активизации и обогащению словаря, отработки правильных грамматических конструкций. Такие задания дают нам возможность, формировать у воспитанников психологическую базу речи, повысить познавательную мотивацию – как одного из основных качеств обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Организация и методика проведения коррекционно-образовательной деятельности с использованием электронных презентаций идентична методике проведения логопедических занятий с использованием специализированных компьютерных программ.

1. Введение.

  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Преодоление психологического барьера.

2. Организационный момент.

  • Создание эмоционального отношения к предстоящей работе, за счет сюрпризного, игрового момента, уточнения пройденного материала: задать нужный ритм, динамику занятию, обеспечить рабочий настрой.
  • Подготовка всех анализаторов к восприятию нового материала, через разнообразные игровые упражнения: артикуляционных и мимических мышц, пальчиковой моторики, слухового анализатора, зрительного анализатора.

3. Основная часть.

  • Переход к следующему этапу осуществляется посредством подвижного (речедвигательного) упражнения, способствующего:

- восстановить энергию перед выполнением сложной задачи,

- поддержать динамику занятия, положительную атмосферу.

  • В первой компьютерной части занятия осуществляется визуализация представляемого материала (ММ презентация): выполнение работы, обсуждение выполненных заданий, выводы по результатам деятельности.
  • Самостоятельная проработка нового или отработанного материала детьми (на раздаточном материале, в тетрадях).

4. Заключительная часть.

  • Снятие умственного, зрительного и мышечного напряжения: игрогимнастика, включающая дыхательные и подвижные упражнения, релаксация, упражнения для глаз.

5. Окончание занятия.

  • Подведение итогов работы, в том числе самостоятельная оценка ребенком результатов своей деятельности.

Одним из важных условий, является соблюдение медико-педагогических требований к организации занятий: использование электронных презентации в образовательной деятельности не должно превышать 12-15 минут для детей 5-7 лет. Периоды и эпизоды компьютерных игровых упражнений должны быть не более 2-3 минут. Обязательное проведение зрительной гимнастики до и после использования компьютера в сочетании с двигательной активностью.

Проектирование занятия с использованием ММ презентаций, требует определения его цели и роли в системе коррекционной деятельности, может использоваться:

  • для изучения нового материала,
  • для закрепления нового материала,
  • для повторения, систематизации и обобщения изученного материала.

Проведение речевых праздников и развлечений с использованием слайд-шоу и презентаций, таких как “Речевой калейдоскоп”, “Сказочный ералаш”, “Путешествие в страну Знаний”, “Речевая Спортландия” и другие, позволяет детям в ходе естественной речевой коммуникации упражняться в овладении разными речевыми моделями, стимулирует познавательное общение, повышает коммуникативную речевую культуру и развивает индивидуальные творческие речевые способности.

Таким образом, использование информационных и компьютерных ресурсов не заменяет привычных коррекционных методов и технологий, а является рациональным и удобным источником информации и наглядности, что позволяет:

- создать дополнительную мотивацию к изучению определенной темы у воспитанников, ускоряя запоминание содержания необходимого материала, делая этот процесс осмысленным и долговременным,

- создать дополнительные психолого-педагогические условия развития положительной мотивации к исправлению речевых нарушений у воспитанников.

Второй блок - работа с родителями. Мы согласны с высказыванием, что “…наилучший способ помочь детям - это помочь их родителям”. Поэтому, наша работа предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков у детей.

Проведя в начале учебного года анкетирование среди родителей и встречу за круглым столом, выстраиваем тактику дифференцированного взаимодействия с каждой семьей. Программу сопровождения семейного воспитания ребенка с нарушениями речи с использованием ИКТ планируем в два этапа: просветительский и организацию совместной деятельности семьи и педагогов ДОУ “Солнышко”.

В рамках этих этапов реализуем привычные и хорошо зарекомендовавшие себя формы взаимодействия и новые формы коррекционно-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с включением средств мультимедиа.

Например, реализация такой инновационной формы работы, как “Электронные информационные рюкзачки”, зарекомендовала себя очень хорошо. Она выполняет функции электронных домашних заданий в виде обучающих презентаций и электронных памяток-рекомендаций. Считаем, что такая личностно-ориентированная направленность оформления материала выводит отношения педагога и родителей на новый уровень сотрудничества и взаимопонимания, способствует оптимизации работы по познавательному и речевому развитию воспитанников.

Третий блок - работа с педагогами. В целях методического и организационного обновления профессиональной деятельности педагогического коллектива ДОУ, используем формы работы, в состав которых также включен компьютерный компонент: семинары-практикумы, логопедические тренинги, интегрированные занятия, мастер-классы. Например, соединяя многолетний опыт работы специалистов- старожил с умениями молодых специалистов владеющих современными ИКТ создаем новое информационно-образовательное коммуникативное пространство, позволяющее повысить уровень профессионализма педагогов и сформировать креативные качества специалистов, работающих с детьми-логопатами.

Резюмируя вышесказанное, подведем итог, считаем, что разработанная исследовательским коллективом ДОУ “Солнышко” модель коррекционно-образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, по своей природе является открытой, гибкой, дает возможность наполнить реальным содержанием понятия "вариативность образования", поскольку значительно расширяет учебно-информационное пространство и обеспечивает качество дошкольного образования.

Апробация системы коррекционно-образовательной работы на базе ИКТ, показала, что данная модель органично встраивается в организацию логопедической помощи дошкольникам, с учетом индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка, не требует дополнительных затрат учебного времени, не ведет к перегрузке внепрограммными знаниями. Модель доказала правомерность своего существования и высокую результативность работы с воспитанниками, что чрезвычайно актуально для современной практики дошкольного образования, в целях обеспечения поддержки детей, имеющих разную степень выраженности речевых нарушений.

Список литературы

  1. Авторский коллектив ГОУ “ЦРР детский сад №2558”. Система и методика использования информационно-компьютерных технологий для развития ведущих сфер личности ребенка в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ// Современное дошкольное образование. Теория и практика. №4, 2011. С. 17-26.
  2. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” №6, 2011. С. 6-21.
  3. Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” №6, 2011. С. 22-31.
  4. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал “Логопед”, – 2004.- №2 (22).
  5. Емченко С.А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. // Составитель Емченко С.А. – Южно-Сахалинск, Издательство ГОУ ДПО ИРОСО, 2012.
  6. Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда/ Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 479 с.
  7. Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2009. - 224 с.